Добавлено: Wed Jan 19, 2011 11:19 am Заголовок сообщения:
Почему я говорю о параллели в отношениях совсем разных пар только из-за того, что они присутствуют в одной и той же книге. Я думаю, ТП пишет не просто "про любовь", а развивает определенный аспект темы. Например, в "Полуночном цвете" это брак между теми, кто подходит друг другу. Что такое вообще "подходить друг другу". А в "Академиках" несколько другой акцент, как в "Ромео и Джульетте" - любовь против вражды. ТП не зря переименовал пьесу, которую пошли смотреть Натт с Глендой, на Плоском Мире она называется "Starcrossed".
В "Дамах и господах", на мой взгляд, это ироническая полемика с Шекспировским "Сном" на тему "любовь - это волшебство". У Шекспира волшебное вмешательство фейри хотя и приводит к путанице, но в итоге помогает всем парам найти счастье. У ТП идея повернута - не лезьте со своим волшебством, не морочьте людям голову, они уж как-нибудь без вас разберутся.
Да, не просто "про любовь", а про "про любовь".
Тема отношения к "любви" персонажей, у которых очень и очень много рациональных причин со всякой там "романтикой" не связываться. И тут целое поле между признанной наилучшей любовной литературой в мире ("Starcrossed", т.е. "Ромео и Джульетта") до массового дешевого boddice-ripper (Ирадне Комб-Бэтуорти, о которой в тексте замечено, что слишком похожа на аннаграму, а где-то кто-то писал, что только двух букв недостает ей, чтобы быть аннаграмой на С.Р.Б.Н. Достабля). И в течение романа вся эта generic романтическая литература встречает в начале романа довольно "разумное" противостояние (с примесью виноватого пристрастия) но в конце концов очень красочно торжествует. Несмотря на всю несомненную надуманность. Вот в начале Гленда ненавидит "продавать мечты" (но все таки тайно пробует, так прямо эти ее опыты и представлены в начале: ее "тайная жизнь"), а потом именно через продажу мечты освобождается от кадки с раками...
Опять же, кроме "Ромео и Джульеты" в Академиках хорошо видится (и пересмеивается) еще одна пьеса - "Пигмалион" Бернарда Шоу. Чем параметры "любовной темы" очерчиваются еще интереснее. Конечно, очевидная Илайза Дулиттл - это Джульетта, а умение определять с точностью до улицы дом человека по его способу говорить проявляет как раз тот, кто выводит Джульетту в высший свет - Пепе. Но более полная паралель с "Пигмалионом" - в отношениях Нутт - леди Марголотта.
Особенно в отношении финала "Пигмалиона", встречи Нутта с его создательницей. И в смехе Ветинари мне слышится также и смех над "Пигмалионом", над всей этой избыточной насмешливой умностью немного свысока, которая лично меня в Шоу всегда немного раздражала.