Добавлено: Mon Apr 27, 2015 8:24 pm Заголовок сообщения:
Он мечтает, скорее, чем думает. Но раз сформулировав у себя в голове идею, движется к ней напролом, невзирая ни на что. Всё-таки есть у него что-то с дядей общее.
Да и думать и одержимость - слегка разные вещи. А что если его идея неправильная? Что если бы выдрать глаз надо было бы фее, он остановился бы?
Может мечтает, может просто скользит по впечатлениям, а может думает – кто его знает, это не показано. Дано, что проходит какое-то время между его первыми впечатлениями о чем-то и его действиями, дано, что Брэндона это занимает, но что именно у него на уме – не показано. И, по моему, правильно, что не показано. Это не позволило бы сосредоточиться на том аспекте его истории, на котором и завязан сюжет – очень подробно и красиво показано, как Брэндан
видит. Впечатления, информация втекают в Брэндона как река. И не только в Брэндона кстати, во всех главных героев (не даром же все начинается с глаз Эшлинг, причем разнообразные глаза.
). И вовсе не то, что для интроспекции нет места – напротив, мне кажется, что очень ясно показано, как все главные персонажи склонны к интроспекции (а мысли это или мечтания или еще что-то – уже отдельный вопрос), но сама интроспекция остается за кадром. А на передний план выходят опытные данные. Причем не сухие какие-то данные, а так их дают, что просто чувствуется, что дар.
И интересно, что, хотя у Брендона и Эшлинг не показано, как точно эти данные обрабатываются, но если проследить как собираются с разных сторон различные виды опыта, стоящие как бы совершенно вразнобой, но в конце, когда доходит до реакций героев, эти реакции проистекают из сбора данных очень даже логически. В частности когда Брэндон пошел рвать глаз у Крома – начинается все с открывающей его истории эпической битвы с гусем, который не хотел давать перья для просветительской деятельности (вот и положена начальная рамка парадигмы, которая созреет после в походе на Крома), потом эта же парадигма закрепляется, когда Брэндон успешно добывает дубовые галлы для чернил. Потом первый раз когда Брэндон попадает в урочище Крома, по его реакции можно судить о том, что его учил дядя о Кроме, то есть как о давно опроверганной теории, как о неудачной модели; а в то же время острая реакция Эшлинг плюс их общение впоследствии намекает, что он Эшлинг до него доходит представление о враждебности Крома. Параллельно шли его впечатления о роли иллюминированной Книги и роли «третьего глаза», о надеждах Эйлана, пока не оказывается, что и эта линия завязана на Кроме. Так что идея Брэндона – это плод довольно таки широкой гаммы всяческого опыта.
Что до вопроса, «А что если его идея неправильная?» - ничего не показывает был ли такой вопрос или не был. Впечатления от поспешности решения у Брэндона определенно нет. И в лице аббата Келлаха этот вопрос все-таки в некотором смысле представлен. В смысле – акцент в этой истории в выборе приоритетов, в не предавании уже увиденного светлого, а не в общении с неопознанными инопланетянами. Ну нельзя же, чтобы во всякой истории чудовище обязательно оказывалось бы неправильно понятым симпатягой, а первоначальный авторитет обязательно чтобы оказался пустым и гнилым изнутри.
Мне показалось, что Келлах имел в виду другое. Он говорил не о мирных крестьянах, которые спасаются в аббатстве от нашествия викингов. Он говорил о самих викингах. В том смысле, что стена - это не только физическая защита, но и форма духовного противостояния им.
Ну, мне подумать здесь о викингах трудно, потому что упомянуты именно поклонники Крома, которыми викинги вовсе не являются. Со всем ирландским национальным арсеналом символов вряд ли можно просто так забыть, что Кром Круах – это не какое-то просто языческое божество, а именно родное ирландское, то есть викингам по идее должно бы даже жестоко противостоять. Как набрасываются на викингов волки, кстати на викингов по эстетике первого их явления чрезвычайно похожие.
Конечно, можно принять, что Келлах сказал «поклонники Крома» в смысле риторической инвективы, словечко покрепче. Но с другой стороны время Келлаха – это как раз все еще не до конца прошедшая христианизация, то есть время все еще миссионерское. Время, когда у старого язычества уже нет мощной светской власти, когда новообращенных не преследуют, но страна еще полна необращенными. Время, когда появилось и само понятие “paganus”, которое буквально значило „деревенский“, то есть дремучее захолустье, куда просвещение еще не дошло. Так что, в частности в такой период миссионеры очень часто привлекали массы именно цивилизацией. Так что плавно приходим и к вопросу -
Если он имел в виду крестьян и называл их язычниками, поклоняющимися Крому, тогда почему эти крестьяне искали убежища в христианском аббатстве?
Потому что Келлах написал «УБЕЖИЩЕ» такими аграмадными, понятными и распоследнему дураку знаками. В отличие от местных, Келлах имеет Знание, как построить особо впечатляющую Стену и потихоньку отождествить ее с очарованием Культуры. Которая Культура уже и до стены в глазах местных воплощалась миссионерами, пусть эти местные до тех пор считали, что могут проживать и отдельно от миссии. Но после рейдов… (собственно, более цинический автор вполне мог бы внести в аббата и мысль «если не было бы норманнов, их надо было бы придумать», и я очень рад, что Мур избежал этого банального для современности оборота и оставил Келлаха искренним.)
То есть, Кром это тоже что-то вроде цивилизации, в смысле порядок и Организация и знание и даже творчество, и вопрос борьбы с Круахом – это на чем строить цивилизацию.
И мой контра-вопрос – если Кром Круах это викинги, тогда как объяснить то, что «третий глаз святого Колумбы» изначально принадлежит именно Крому?
Кром, конечно, живет за счет страха, но в «Тайне Келлс» самим разрушительным стихиям страх, собственно не нужен. Викингам нужно просто золото, волкам нужно просто покушать и так далее. Страх нужен, чтобы поддерживать Организацию, которая бы противостояла этой самой разрушительной стихии. Такой Организацией и был Кром. Потому у него есть глаз – эта Организация накопила знания, технологию, опыт, умеет видеть невидимое для неопытного глаза. Но поскольку подпитывается все это у Крома страхом и повелениям необходимости, Кромова культура оказывается угрюмой, унылой и жестокой.
Помните, самые первые кадры фильма, сразу после вступительных титров - это те самые микроорганизмы, показанные через "глаз" Кром-Круаха? И позднее, когда Брендана посещает видение того, как норманны нападают на остров Ионы, в начале и в конце этого видения нам снова показывают облако инфузорий и прочей подобной публики.
Ага, и еще технические чертежи в покоях Келлаха тоже чрезвычайно похожи на этих же инфузорий. Во всех случай – это видение невидимого простому глазу, знание которое может победить хаос. Когда все эти знаки блеклые на сероватом фоне – это значит, что тайновидение уныло служит Жестокой Необходимости. Но когда тот же стиль орнаментов цветной и красивый – а именно на миниатюрах Книги, тогда из этого Знания выращен уже свет. Так что «инфузории» это признак тайновидения (и уж конечно не символ викингов, которые точно являются воплощением хронической неспособностью видеть
).