Автор / Сообщение

Пратчетт и философия

Loky
Гость




Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Wed Apr 18, 2007 4:14 pm     Заголовок сообщения: Пратчетт и философия

Вот такая вот тема - прошу любить и жаловать, ну, или наоборот. В общем -философские аллюзии в связи с Пратчеттом
ЖЖЖенечка
Site Admin


Зарегистрирован: 11.02.2005
Сообщения: 7779
Откуда: Україна
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Fri Apr 20, 2007 5:20 am     Заголовок сообщения:

А че тут, а не в Работах Мастера? Вполне солидная тема. Особливо, если начать с "Пирамид" и "Мелких богов", хотя все копается значительно глубже. И еще - сюда же можно валить и аллюзии на всякие науч-поп. теории типа резинового пространства - простыни с шариками, что на нем катаются (ну, и еще много).
А кто начал, тот и пишет!!!! (Я бы с удовольствием, но пока просто нет физичского времени)

[Перенесла. Нэнни]
_________________
Fire burn, and cauldron bubble
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pioner
Site Admin


Зарегистрирован: 04.02.2005
Сообщения: 6755
Откуда: сами мы не местныя!
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Fri Apr 20, 2007 5:29 pm     Заголовок сообщения:

Философия у Пратчетта везде сквозит, просто ее иногда трудно замечать. Как рыбе воду.
_________________
Игнорируйте мою подпись!!!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Yahoo Messenger MSN Messenger ICQ Number
Loky
Гость




Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Apr 22, 2007 10:10 am     Заголовок сообщения:

В этой ситуации можно пойти по нескольким направлениям или сторонам - можно по компаративнорй (сравнивая Птерри с существующими и несуществующими философскими линиями), а можно по сродственности взглядов, то бишь понимания. Первый вариант можно, использовать тока вспомогательно... поелику, кому ж он нужен в чистом виде и незамутнённом университетскими помоями сознании?
Потому предлагаю на обжужжение такую проблему: онтология Плоского мира. Бытие тут окавзывается игрой, но игрой совершенно прозрачной. Никакой предзаданностью бытие не отличается. Стало быть, ничего похожего на платонический космос (огромный. но конечный). Нет здесь и предопределённости по отношению к эсхатологической перспективе бытия - мир закончится. но как? Как угодно, сказал бы Смерть Wink Стало быть и не христианский неоплатонизм. Мир оказывается пластичным, но не в зависимости от очевидных для человека намерений, а от его способа присутствия в мире - ананлога хайдеггеровского "бытия-впереди-себя"...
ЖЖЖенечка
Site Admin


Зарегистрирован: 11.02.2005
Сообщения: 7779
Откуда: Україна
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Apr 22, 2007 10:27 am     Заголовок сообщения:

А мне кажется, более конструктивно - шаг за шагом - как раз пособирать аллюзии на фил-е системы. А вот про онтологию сразу несколько тяжко. (Давайте всерьез подумаем над этим предложением - а? Wink )

Но если исходить из того, что ПМ плавает в Multiverse, которая = Библиотекропространство, которое в свою очередь живет по законам наративной причинности, которое (пространство) творится в наших головах за счет белого знания (все термины - ПТерри), то мы имеем "Мир есть текст". Только прелесть в том, что настоящие люди в этом мире-тексте живут не по шаблону наративной причинности, а по свободе воли, делая сознательный выбор.
А вот теперь объясните мне, под какого из философов это подходит? Wink
_________________
Fire burn, and cauldron bubble
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Loky
Гость




Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Apr 22, 2007 2:22 pm     Заголовок сообщения:

"Мир как текст"? с удовольствием. поскольку такое видение а) мне очень близко,б) я об этом как раз собирался писать в продолжение, предыдущести Rolling Eyes
в 20 веке произошёл так называемый лингвистический поворот философии. Это прежде всего Мартин Хайдеггер и Людвиг Витгенштейн. Развитие их идей получило в разработках Жака Лакана, Жиля Делёза и Жака Дерриды (да и во всей линии французских стркутуралистов и постструктуралистов, сюда ещё Барта добавить и Бодрийара).Уф-ф. устал писать... Wink
ЖЖЖенечка
Site Admin


Зарегистрирован: 11.02.2005
Сообщения: 7779
Откуда: Україна
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Apr 22, 2007 3:07 pm     Заголовок сообщения:

Ну да, ну да. Тем более, что вышепреведенный лозунг как раз Ж.Деррида и вывел. Только вот 1. Я не думаю, что ПТеррри строго придерживается какой-либо конкретной теории.
(что ж это за постмодерн, если по теории Twisted Evil ?) а 2. во всем этом на смену тексту все-таки приходит человек. Вот, в чем дело.

Не, давай все-таки попробуем систематизировать аллюзии на конкретных фил-в. А это и к онтологии приведет. Давай, начинай Wink
_________________
Fire burn, and cauldron bubble
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Loky
Гость




Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Apr 22, 2007 5:15 pm     Заголовок сообщения:

И общекотовичная хрящетворобка!!!???
Это цитата Confused
А если мир как библиотека, то вот аллюзия №1 Хорхе Луис Борхес (он всё же философ в первую очередь). А вообще тема мироздания как библиотеки (не Книги, а именно библиотеки - множественности книг как множественности миров) вообще не из европейской культуры. Это мысль прописана в китайской традиции - прежде всего в буддийской школе хуаянь-цзун, где дхармы как состояния бытия оказываются ещё и текстами канонических сутр, и состояниями сознания заодно (где и сознание текстоидное, а потому могущее быть освобождённым, но это уже другая тема Confused ) Ремарка - вообще идея мира как текста проистекает из языковой природы Абсолюта. То есть Абсолюта во первых не как предмета мысли, а как акта мысли,а во вторых, как свободного от самотождественности(что характерно для восточной метафизической традиции) Rolling Eyes Ой куда это я?...
Question
Что же касается человека, то быть человеком это уже ловушка, человек=человеку, карцер тождественности, ну его на фиг Evil or Very Mad а вот когда человек это движение в тексте, где есть ещё много чего другого, тогда и человек может оказаться в итоге другим, как бы и не человеком...
Nanny Ogg



Зарегистрирован: 09.02.2005
Сообщения: 14338
Откуда: Ланкр, что на Плоском Мире
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Apr 22, 2007 10:15 pm     Заголовок сообщения:

Ой... Ох... Уф...

Я уже захлебываюсь... Sad
Я тону в незнакомых концепциях, в незнакомых терминах...

Но мне очень интересно!

В общем, сорри, если мое понимание сильно упрощает вашу мысль -- но --
человек как движение в тексте, это, имхо, креативно и многообещающе (с точки зрения его развития и т.п.), но крайне важно -- для меня, к примеру, -- не потерять в этом тексте (в этих текстах!) зерно себя.
И потому -- изначально, уходя в эти тексты, надо якорем прицепить себя к мысли "человек равен человеку (со всеми его слабостями, грешками и моралью)" -- а потом уж плыви, лодочка...
_________________
As the Harvard Law of Animal Behaviour puts it: 'Experimental animals, under carefully controlled laboratory conditions, do what they damned well please.'
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Loky
Гость




Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Mon Apr 23, 2007 5:15 am     Заголовок сообщения:

Ох... я немножко не о том Sad
Человек в тексте это такое состояние, когда мир и сам человек рождаются совместно, и это рождение как раз и связано с движением человека в тексте, и тогда человек оказывается текучим, он способен выйти за свои пределы, стать Другим по отношению к себе (себе уже известному). И тогда другим оказывается мир.
Nanny Ogg



Зарегистрирован: 09.02.2005
Сообщения: 14338
Откуда: Ланкр, что на Плоском Мире
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Mon Apr 23, 2007 9:13 am     Заголовок сообщения:

Это состояние творчества, нет?
_________________
As the Harvard Law of Animal Behaviour puts it: 'Experimental animals, under carefully controlled laboratory conditions, do what they damned well please.'
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Loky
Гость




Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Mon Apr 23, 2007 11:01 am     Заголовок сообщения:

Это состояние, в котором разрушается привычная картина мира, это творчество в том смысле, как писал Руми "глубина сердец, где я творение и я творец" т.е. творение самого себя.
ЖЖЖенечка
Site Admin


Зарегистрирован: 11.02.2005
Сообщения: 7779
Откуда: Україна
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Mon Apr 23, 2007 1:07 pm     Заголовок сообщения:

Ого!
Классно получается!
Только давайте хоть чуть-чуть по порядку, а то собьемся.
Меня очень заинтересовало то, что "мир как библиотека" это из китайской традиции.
В связи с чем сразу два вопроса:
1. Не возникало ли где-то в текстах Пратчетта отголосков именно такого варианта? Т.е. я вижу там свои аллюзии, Loky должен видеть свои - вот примеры-то и хочется услышать.

2.Что такое абсолют, свободный от самотождественности.
_________________
Fire burn, and cauldron bubble
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Loky
Гость




Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Mon Apr 23, 2007 1:28 pm     Заголовок сообщения:

Прямых аналогий я не усматриваю, но переклички есть - библиотека монахов Истории. библиотека Смсерти, паразитные и параллельные измерения... это так навскидку, уж не обессудьте Laughing
А Абсолют лишённый самотождественности. чтоб долго не распространяться приведу цитату . Из Плотина "Единое (то бишь абсолют) потому и едино. что обладает высшей свободой - свободой от самого себя". Если Абсолют равен себе, то он уже определён и стало быть не бесконечен. А конечный Абсолют это что вроде плавучего мясного пирога Достабля Shocked
ЖЖЖенечка
Site Admin


Зарегистрирован: 11.02.2005
Сообщения: 7779
Откуда: Україна
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Mon Apr 23, 2007 4:04 pm     Заголовок сообщения:

Так, а теперь думаем вот над чем: все эти аналогии очень красивые, НО - возникли они сами по себе, потому, что ТП живет в Б-пространстве, или же он на самом деле увлекается китайской философией? потому что на мой - очень непрофессиональный в смысле Китая взгляд - его знания о кит. фи-ии - это "белое знание". Было бы жутко интересно, если это не так, а аллюзии глубже, чем на первый взгляд кажутся.

Я вообще про отражение китайской культуры у ТП. А?
_________________
Fire burn, and cauldron bubble
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Loky
Гость




Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Tue Apr 24, 2007 5:32 am     Заголовок сообщения:

Ну, тут уж надо выбивать признание у самого Птерри Very Happy . Только ведь не выйдет - он в случае чего как Дао цзы в своей картине в Плоском мире спрячется Cool
Но, судя по Вору времени, например, Пратчетт описывает сущность боевых искусств. почти теми жи словами. что и учитель моего учителя Exclamation Тут уж поневоле вспоминается Мандельштамм: "И, может быть, в эту минуту, меня на турецкий язык японец какой переводит и в самую душу проник". Тот же Хайдеггер, рассматривая перевод Чжуан цзы, осмыслил его намного точнее и глубже. чем большинство специалистов по древнекитайской философии
Мрачный Олаф



Зарегистрирован: 11.03.2007
Сообщения: 227
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Tue Apr 24, 2007 7:13 am     Заголовок сообщения:

Pioner писал(а):
Философия у Пратчетта везде сквозит, просто ее иногда трудно замечать. Как рыбе воду.

Абсолютно согласен
_________________
не меняйте неизменное, если за это не платят
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мрачный Олаф



Зарегистрирован: 11.03.2007
Сообщения: 227
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Tue Apr 24, 2007 7:19 am     Заголовок сообщения:

А какие у Мастера Философы
_________________
не меняйте неизменное, если за это не платят
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
dominam non inventurus



Зарегистрирован: 16.02.2007
Сообщения: 2054
Откуда: Болгария
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Wed Apr 25, 2007 8:27 pm     Заголовок сообщения:

Кстати о Хайдеггере вспоминается одно местечко из Going postal из речей лорда Ветинари:
Цитата:
'In hisThoughts which I have allways considered fare badly in translation, Bouffant says that intervening in order to prevent a murder is to curtail the freedom of the murderer and yet that freedom, by definition, is natural and universal, without condition' said Vetinari. 'You may recall his famous dictum: "If any man is not free, then I too am a small pie made of chicken", which has led to considerable amount of debate. Thus we might consider, for example, that taking a bottle from a man killing himself with drink is charitable, nay, praiseworthy act, and yet freedom is curtailed once more. Mr Gilt has studied his Bouffant but, I fear, failed to uderstand him. Freedom may be mankind's natural state, but so is sitting in a tree eating your dinner while it is still wriggling. On the other hand, Freidegger, in Modal Contextities claims that all freedom is limited, artificial and therefore illusory, a shared hallucination at best. No sane mortal is truly free, because true freedom is so terrible that only the mad or the divine can face it with open eyes. It overwhelms the soul, very much like the state he elsewhere describes as Vonallesvollkommenunverstandlichdasdaskeit. What position would you take here Drumknott?'

что в очень плохом переводе можно Бы передать примерно так:

- В своих "Мыслях", слишком много по моему разумению потерявших в переводе, Буффон говорит что вмешательство с целью предотвратить убийство есть урезывание свободы убийцы, причем свобода эта по определению естественна и безусловно универсальна. - сказал Ветинари - Вспомнить бы его знаменитое изречение: "Если кто-либо в мире не свободен, то и я тоже всего лишь отбивной котлет", давшее начало весьма обширним дискуссиям. Отнять, к примеру, бутылку у человека убивающего себя выпивкой мы сочли бы милосердным, или даже похвалыным поступком и все же свобода опять оказывается урезанной. Г-н Гилт проштудировал Буффона, но, я опасаюсь, не сумел его понять. Свобода может и есть естественное состояние человечества, но то же самое относится к сидению на дереве за все еще дергающемся обедом. С другой стороны Фрейдеггер в своих "Модальных Контекстуалиях" твердит, что любая свобода ограничена, искуственна и, следовательно, иллюзорна, в лучшем случае коллективная галлюцинация. Ни один здравомыслящий смертный не может быть истинно свободным, ибо истинная свобода настолько ужасна, что только сумасшедшие и богоосененные могут встретить ее с открытыми глазами. Она потрясает душу в немалой степени подобно тому состоянию, которое он в другом труде называет Vonallesvollkommenunverstandlichdasdaskeit. Вы какую позицию бы приняли, Драмнотт?

Даже если бы второй философ не был назван Фрейдеггером, один лишь длинный немецкий термин ("во-всем-совершенно-непонятно-что-такойность") не оставил бы никаких сомнений, что это пародия на Хайдеггера. Причем Хейдеггера времени "Бытия и времени" с всеми das Man и Dasein. Может быть несколько интерпретированным в духе Сартра. И с очень нехейдеггеровским заглавием книги, но зато хорошо передающим представление островитянина о заглавии книги "континентального" философа.

Интересна, а кто такой Bouffant?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nanny Ogg



Зарегистрирован: 09.02.2005
Сообщения: 14338
Откуда: Ланкр, что на Плоском Мире
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Wed Apr 25, 2007 9:34 pm     Заголовок сообщения:

Не столько Буффон, сколько Буффант (или -- Буффан -- форма имени наводит на мысль о французском происхождении... Bouffant значит -- "раздувающий", "надувающий" -- или "обжирающийся")...

Но вообще *испуганно краснея* -- м.б. -- Сартр?
Я вообще в философии плаваю, как Баранкин в алгебре... Laughing
Но когда-то нас учили, что
Цитата:
в морали Сартр стоит на позициях чистой субъективности и индивидуализма. Основной категорией выступает здесь свобода ... "человек всегда и целиком свободен, или его нет вовсе."

***********
Кстати, похоже, уже начинает набираться материал на АПФ по "Going Postal"...
Начать, что ль, темку?
_________________
As the Harvard Law of Animal Behaviour puts it: 'Experimental animals, under carefully controlled laboratory conditions, do what they damned well please.'
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Loky
Гость




Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Thu Apr 26, 2007 5:44 am     Заголовок сообщения:

хм... Как идиома Буффон это нечто вроде дутыща, мыльного пузыря. Так, что очень даже может быть, Жан Поль Wink . Во всяком случае герр Мартин, отзываясь о Сартре позднего - ррррреволюционно-маоического!!! периода. говорил, что его философия дутая. Но... возникает вопрос. Такого рода высказывания известны только специалистам-философам (поелику Хайдеггер ремарку эту делал отнюдь не для широкой прессы). Ergo - Птерри действительно разбирается в философии, это нечто большее, нежели общая осведомлённость интеллигентного человека Rolling Eyes
dominam non inventurus



Зарегистрирован: 16.02.2007
Сообщения: 2054
Откуда: Болгария
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Thu Apr 26, 2007 12:11 pm     Заголовок сообщения:

Да, я таже о Сартре с его упором на свободу подумал в первую очередь, хотя почему именно Bouffant? Изза упора на тему свободы я предположил что у источника сведений о Хайдеггере которым пользовался Терри, не обошлось без влияния Сартра, хотя вполне может быть ~~тыкая пальцем в небо~~ что Терри прочитал что-то вроде статьи о Freedom в какой-то Энциклопедии Философии, где Сартр и Хайдеггер могли бы быть представленными довольно таки соответствующим образом. Самого Хайдеггера по моему Терри вряд ли читал. Хотя бы потому что иначе непонятно почему он не обыграл Хайдеггеровское Zu-Tode-Sein, которое кстати как раз и является ключем к тому что можно было бы вероятно и назвать у Хайдеггером состоянием истинной свободы...

Опять о Сартре, возможно что Терри мог обыграть близость между Sartre и Sartor (портной по латыни) что отсылает к книге Карлейля "Sartor Resartus" (статья википедии об этом:http://en.wikipedia.org/wiki/Philosophy_of_clothes), которая книга есть пародия на континентального философа и в ней действительно идет речь о состоянии абсолютной свободы. Здесь связь с Bouffant тоже не очевидна, но с некоторой натяжкой вероятно, так как при желании пожно построить цепь ассоциаций портной -> буффы, по-аглицки puffs -> а английское puff по французски будет от корня bouff- ... вобщем то слишком длинная и гипотетическая цепь рассуждений но кажется возможная...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Diamanda



Зарегистрирован: 24.04.2005
Сообщения: 218
Откуда: Lancre
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Thu Apr 26, 2007 12:45 pm     Заголовок сообщения:

Об источниках: Пратчетт любит читать жизнеописания. Т.е. он мог и не читать сами трактаты, но подхватить это все где-то там.

М-дааа. Уважение к Мастеру растет прямо как не знаю, что, хотя оно и так всегда было громадным. Вы ж посмотрите, какие блестящие многослойные аллюзии: в приведенной dominam non inventurus цитате неискушенный в философии человек учует для начала все-таки Фрейда (он-то точно у всех на слуху), более-менее образованный прочтет Хайдеггера, знающие увидят Х-ра и Сартра. Респект все участникам дискусии и Мастеру. *снимает шляпу*
_________________
"And that Diamanda's been properly educated," he said. "She knows some lovely words."
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Loky
Гость




Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Thu Apr 26, 2007 6:22 pm     Заголовок сообщения:

Однако, не могу целиком согласиться с тем, что Пратчетт проигнорировал хайдеггеровскон "бытие-к-смерти". Весь Жнец наполнен отголосками этого экзистенциала Wink (сама идея времени Смерти вполне хайдеггеровская по духу)
dominam non inventurus



Зарегистрирован: 16.02.2007
Сообщения: 2054
Откуда: Болгария
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Tue May 01, 2007 7:42 pm     Заголовок сообщения:

Loky писал(а):
Однако, не могу целиком согласиться с тем, что Пратчетт проигнорировал хайдеггеровскон "бытие-к-смерти". Весь Жнец наполнен отголосками этого экзистенциала Wink (сама идея времени Смерти вполне хайдеггеровская по духу)

Вот именно потому-что Пратчеттовская идея Смерти и особенно Жнец очень в духе Хайдеггеровккого бытия-к-смерти, то если бы Терри Хайдеггера читал, он бы не мог zu-Tode-Sein проигнорировать и обязательно бы придумал также и какую-то формальную шутку. Ну это надо каким-то жутким аскетом быть чтобы такой соблазн побороть. Тем не менее формальной аллюзии на zu-Tode-Sein у Терри нет, следовательно не читал Терри Хайдеггера, а просто конгениальность у него здесь. Wink
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Часовой пояс: GMT
На страницу 1, 2, 3  След.
 


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах