Добавлено: Thu Dec 18, 2008 7:43 pm Заголовок сообщения:
Ну я думаю, что критика фрейдизма у Иригарэ достаточно серьезная, а то все феминистическое движение придется объяснить шуткой (лично я бы с радостью, но у некоторых другая точка зрения...)
Да, от использования магии стараются воздерживаться и ведьмы, и волшебники. Но когда используют, то подход у них различается в одном и сходится в другом.
Сходится в том, что я условно назову "шляпой". Это все, что имеет отношение к психологии, а не магии. Чисто символические атрибуты. Поправьте, если ошибаюсь, но изо всех книг могу вспомнить только четыре шляпы, которые значимы сами по себе: шляпа Ринсвинда со знаменитой надписью, шляпа Аркканцлера Чудакулли, складная шляпа Мисс Тик и невидимая шляпа Тиффани.
Шляпа Чудакулли - шутка про классическую шляпу волшебника, из которой можно извелчь все, что угодно. Не знаю, откуда это пошло: начиная с цилиндра иллюзиониста или еще раньше? Во всяком случае, у Туве Янсен "Шляпа Волшебника" - цилиндр. Шутка Прэтчетта в том, что карманы и прочие девайсы у Чудакулли присобачены к шляпе не только внутри, но и снаружи.
Шутка того же типа - шляпа Мисс Тик, причем шутка виртуозная. Нам откровенно показывают, что "волшбеная трансформация" шляпы управляется пружиной и сопровождается очень магическим пок-пок-пок. Только плюс маленький нюанс: бутафорской шляпой управляет заколдованный говорящий жаба.
(В более открытом виде такая же шутка была про Эсме Ветровоск: пришедший к ней крестьянин потрясен тем, что она еще до его появления на пороге узнала, кто пришел.
НО дело в том, что из ее окна видна дорожка к дому.
НО ведьма все время сидела спиной к окну и глядела в огонь).
Такой же слоеный пирог смыслов и невидимая шляпа Тиффани. Это вовсе не волшебная шляпа в том смысле, что не она делает Тиффани ведьмой.
НО она служит напоминанием о самых важных для ведьмы вещах.
НО шляпа создана волшебным способом и вообще-то самая что ни на есть волшебная штука.
Кстати, игру со смыслами шляп можно продолжить, там еще несколько уровней. Но мне хотелось показать основное: ведьмы выдают головологию за магию, одновременно выдавая магию за головологию, причем используют для этой маскировки как магию, так и головологию одновременно. Суть не в том, чтобы совсем скрыть одно или другое, а в том, чтобы никто не мог толком понять - где магия, а где нет. И в чем именно состоит ее применение.
Скажите мне пожалуйста, это не похоже на "ускользающую от определения множественность" Люси Иригарэ?
А для сравнения поставьте рядом волшебника. Вот отчетливый Атрибут, честно и гордо выставленный для применения. Вот файербол.
Что касается шляпы волшебника, то вся ее головология так же проста, как хвост павлина: чем больше блесток, тем лучше. Никакой игры со смыслами, как в случае ведьм. Весомогрубозримый Фрейд.
_________________
wizzaaardsah staaafff has a knobontheend, knobontheend