Оба потомственные клоуны один из раннего Плоского Мира, второй из, условно говоря, позднего -- и оба так или иначе ненавидят эту профессию.
И на этом сходство кончается.
Конечно, сопоставить Веренса и Бента заставила меня сцена из "Делая деньги", когда доктор Уайтфейс рассказывает о тайне его происхождения. И, главное, выражает сожаление, что мальчин не попал вовремя на обучение в профессиоальную клоунскую школу:
'Any clown could see the boy had funny bones. Those feet! They should have sent him to us! A boy of that age, it can be very tricky! But no, he was bundled into his grandfather's old gear and shoved out into the ring in some tiny little town, and, well, that's where clowning lost a king.'
'Why? What happened?' said Moist.
'Why do you think? They laughed at him.'
"Любой клоун увидел бы, что мальчика врожденное умение выглядеть смешным. Эти ступни! Надо было отправить его к нам! С мальчиком такого возраста можно было бы много чего придумать. Но нет, на него напялили старый цирковой костюм его деда и вытолкнули на арену в каком-то убогом городишке, и что ж, тогда-то клоунада и потеряла своего короля.
- Почему? Что случилось? – спросил Мойст.
- А вы как думаете? Над ним стали смеяться."
То есть, выходит, профессиональное образование позволило бы человеку с от природы смешной внешностью
не смешить!
Быть не смешным -- требование профессии?
Сразу вспоминается "обучение" Веренса -- который с отличием закончил школу Гильдии Дураков -- где его учили каноническим шуткам, одобренным авторитетными клоунами -- сколько из там было? Триста с чем-то? Разрешенных-то?
К чему я вообще завела эту тему?
О Гильдии Шутов, о печальных и общепризнанно, принципиально несмешных членах этой гильдии Птерри пишет постоянно -- от ранних книг -- и вот, до последних.
Так сказать, ниточка тонкая, но нигде не прерывающаяся.
Сначала это воспринималось как просто стеб над бездарными штампованными репризами, навязшим на зубах стереотипом клоуна...
Но, видать, не зря детская фобия в отношении клоунов -- вполне себе распространенный, известный психотерапевтам феномен.
Что-то заставляет детей их бояться... И что-то заставляет людей эксплуатировать все эти штампы снова и снова...
И даже те -- особо талантливые -- клоуны, которые действительно заставляют нас смеяться -- они всегда и неизменно печальны.
И, видимо, Птерри все-таки томила эта загадка -- почему? Зачем? Какую потребность общества обслуживает этот печальный, странный и вроде бы даже опасный человек с нарисованной улыбкой?
Вот он и обращался снова и снова к этой теме...
И наконец в
Making Money он устами Ветинари объясняет для нас -- а может, и для себя -- почему они таковы:
'They are tragic,' said Vetinari, 'and we laugh at their tragedy as we laugh at our own. The painted grin leers out at us from the darkness, mocking our insane belief in order, logic, status, the reality of reality. The mask knows that we are born on the banana skin that leads only to the open manhole cover of doom, and all we can hope for are the cheers of the crowd.'
"Они трагичны, -- сказал Ветинари, -- и мы смеемся над их трагедией так же, как смеемся над собственной. Нарисованная ухмылка злобно скалится на нас из темноты, высмеивая нашу безумную веру в порядок, логику, статус, в реальность реальности. Маска знает, что мы рождены на банановой шкурке, которая направляет лишь в открытый канализационный люк погибели, и всё, на что мы можем надеяться, это аплодисменты толпы."
Конечно, "пафос" у Ветинари несколько ироничен, но в его словах, как и во всем, что он говорит в последних романах, выражены важные для ТП мысли.
А вспомним, как описывается в
MM сам доктор Уайтфейс: чуть ли не сатанинская гордыня, едва прикрытая гримом:
He was white all over — white hat, white boots, white costume and white face — and on that face, delineated in thin lines of red greasepaint, a smile belying the real face, which was as cold and proud as that of a prince of Hell.
Он был весь белый — белая шляпа, белые ботинки, белый костюм и белое лицо — и на этом лице тонкими штрихами красного грима была нарисована улыбка поверх настоящего лица, столь же холодного и надменного, как лик князя Ада.
Довольно-таки свежо раскрыт образ клоуна, который мы уже как бы привыкли постоянно видеть в книгах ТП на заднем плане -- такого тоскливого лишенного юмора недотепу...