...
ПБИ – Ну, а что вы думаете по поводу жестоких, не современных и этически не приемлемых актов насилия в нашем городе, господа студенты. О, я вижу кто-то хочет высказаться – прошу вас.
Ст – Меня возмущает произвол устроенный властью по отношению к беднягам мимам! Это просто не допустимо, ведь мы шагнули в новый век, в котором предрассудки прошлого должны быть искоренены!
ПБИ – Давайте поконкретней молодой человек, что именно вас так возмущает?
Ст – Я слышал, что вчера по приказу патриция мима снова кинули в яму со скорпионами! Это же варварство, профессор!
ПБИ (задумчиво) – Через сколько минут он перестал кричать?
Ст – Это важно? Минут 5 кричал и ещё столько же стонал.
ПБИ – Крепок, предыдущий и трех минут не продержался. Чего они никак не поймут, что Анк-Морпорк не подходящее место для мимов, медом им тут что ли намазано…
Ст – Простите, профессор, а как вы думаете, с чего патриций так невзлюбил мимов?
ПБИ – Гм… есть у меня теория небольшая на этот счет, но сначала я хочу выслушать, что ты сам думаешь-то?
Ст – Ну, есть мнение, что Витинари является человеком Слова, конечно не в смысле сдерживания обещаний, патриций обещания, кажется, никогда не дает, а в том смысле, что он работает со «словами». А мимы работают образами. Они только показывают разные пантомимы и совсем ничего не говорят. Как их поймать за преступлением, если их жесты и гримасы можно растолковать по-разному…
ПБИ – Подожди, какие такие преступления?
Ст – Не знаю: гражданские, общественные… любые преступления.
ПБИ – Что-то не встречал я мимов-бандитов. Правда я уже их вообще давненько не видал в «естественной среде обитания», но когда городом правил предыдущий патриций, то мимы спокойно себе выступали и никто их не трогал. Паршивенько выступали, если честно, но никаких нарушений за ними не числилось.
Ст – Давайте представим себе такую ситуацию, профессор: вдруг мим начнет изображать нашего патриция. И все буду над ним, я имею в виду мима, смеяться. Налицо надругание над авторитетом власти. А если Витинари перестанут уважать, то всё в этом городе полетит к чертям, простите меня за мой клатчский профессор.
ПБИ – Разумно. Но если б патриций боялся того, что может пошатнуться его авторитет, то он просто бы либо запретил мимам выступать под страхом наказания…
Ст – Так чем вам не наказание – яма со скорпионами.
ПБИ (нетерпеливо) – Не перебивай. Либо сколотил гильдию и управлял бы мимами изнутри как марионетками. А насчет ямы… ты сам подумай – с чего такая суровая мера к безобидным мимам. Это не рационально. А у Витинари всегда всё рационально, практично. Даже командор Ваймс не смог его переубедить в этом вопросе. Я уверен, тут что-то еще замешано.
Ст – А почему вы делаете такое смелое предположение, профессор?
ПБИ – Работа у меня такая, молодой человек. Это не предположение, а теория. Может быть недоказуемая, но все равно она имеет право на жизнь. *После минутного молчания* Такая острая, я бы даже сказал болезненная реакция не характерна для патриция. Не вписывается в его характер. Почему-то мне в голову приходит недавний случай, произошедший со счетоводом из банка…
Ст – С мистером Бентом?
ПБИ (с легким раздражением в голосе) – Да. Я подробно изучал эту историю, разговаривал с непосредственными участниками событий. Мне рассказали, что мистер Бент производил впечатление нормального человека. Однако все отмечали, что чувство юмора у него отсутствовало напрочь, а его реакция при упоминании клоунов была крайне необычной. Загадка. Сам он объяснял этот дефект болезнью, но это было неправдой. И знаете что в конце концов выяснилось?
*Пристально оглядывает аудиторию*
ПБИ – А то, что всему виной была детская психологическая травма. Именно она вызвала у мистера Бента такую ненормальную реакцию на все связанное с юмором.
Ст – Не хотите ли вы сказать, что маленького Витинари напугал какой-то мим, после чего он на всю жизнь стал их ненавидеть?
ПБИ – Не знаю, не обязательно страх может быть виной такой болезненной реакции. Я б не исключал бы никаких возможных вариантов, ведь в детстве мы наиболее уязвимы.
Ст – Но патриций не производит впечатления…
ПБИ (перебивая) – А ты считаешь, что наш патриций вырос «нормальным» человеком?
Ст – Гм… нормальным его, безусловно, не назовешь, но это не означает, что он безумец какой-то. Он… альтернативно-нормален и объяснять его немногочисленные странности детскими травмами это, знаете ли, перебор.
ПБИ – Возможно я немного перегибаю палку, но не верится мне, что наш патриций стал бы бросать бедненьких мимов в яму со скорпионами только из «политических» соображений. Вокруг полно мерзавцев, обманщиков и подлецов, которые заслуживают такого наказания много больше, чем мимы.
Ст – Может быть, может быть. А вы нас сегодня отпустите пораньше профессор?
ПБИ – Что? А, это… хорошо, но сначала вы должны законспектировать 3-й параграф «Учения о природе и проявлениях магических сил в долине Локо»…