Добавлено: Wed May 27, 2009 5:29 am Заголовок сообщения:
Толкование сказки о трех ванах...
Большое спасибо, о, Мужественный Вампир, Стремящийся к Людям, что подарили нам еще одну жемчужину из сокровищницы моего народа. Ой, да что же я говорю! Не одну жемчужину! А целых две с половиной, можно считать, что три: две крупных и одну маленькую. К сожалению, они вместе сварились и перепутались, совсем как головы в этой сказке. Может, рассказчик тем самым пытался намекнуть, что сказка эта сплетена из трех историй? Сложно сказать. Но для начала нам придется проследить и разделить разные ветви, и тогда мы узреем и сюжет, и логику, и мораль.
Но прежде всего позвольте склониться в поклоне перед широтой знаний миледи и глубиной рассуждений собранной ею компании. Во многом я повторю уже сказанное, в чем-то не соглашусь. Но, поверьте, вы все заставили меня жалеть о моих словах про представление здешнего общества об агатейской культуре.
Первая жемчужина. Волшебные мечи.
Это не первое и не единственное упоминание двух мечей, символизирующих женщину и мужчину, инь и ян.
Где-то сказано, что создал их великий оружейник Гань Цзян. Где-то их создание приписывается мастерам, представляющим разные школы. Где-то говорится о тугоплавком метеоритном железе, где-то о мастерстве кузнеца, вложившего в меч частичку себя (и в прямом, и в переносном смысле). Неизменной остается лишь суть самих мечей. Они являются не столько вещами, сколько высшими сущностями.
Что же они из себя представляют?
В переводах и пересказах мы нередко наталкиваемся на строки, в которых об одном мече говорится, как о самом остром, а другой называют тупым. Это не совсем верный перевод, вернее, совсем неверный. Оба меча являются вечноострыми, не требующими точильного камня, но тогда как один является ранящим, другой является "неразящим", то есть не ранящим, он служит только для защиты, он не ранит противника, но и не дает ранить владельца. Эти мечи противоположны по своим свойствам, и неотделимы друг от друга, как инь и ян.
Мастер Мурамаса делал самурайские мечи как разящее оружие.
Мастер Масамунэ — как оружие, которым защищают жизнь.
Чтобы сравнить остроту мечей, их клинки опустили в ручей, по которому плыли опавшие листья.
Все листья, что прикасались к мечу Мурамаса, оказывались рассеченными на две части.
А меч Масамунэ листья оплывали, не касаясь его.
_______
* Мурамаса (Muramasa) — знаменитая катана, Япония.
* Хондзё Масамунэ — лучший клинок работы великого японского оружейника Масамунэ (1288-1328). Исчез в 1946 г., одно из самых ценных разыскиваемых произведений японского искусства.
Кстати, в технике владения мечом, прием с поворотом руки внутрь называется ян, поворот руки наружу - инь. То есть ян - разящий прием, инь - парирующий. Различают также старый/средний/молодой инь и ян... Извините, увлеклась...
Есть у меня некоторая слабость к оружию. Но у какой женщины её нет? (с) Alverena
Не случайно мастер оставляет сыну-мстителю меч-ян, разящий, несущий смерть, а сам направлятся к рассерженному вану с мечом-инь. Ведь меч-инь, будь он применен, не дал бы убить владельца. Тем не менее, мастер был казнен, и в сказке не содержится никакой информации о том, как именно это произошло. Соответственно вопросы - Знал ли оружейник, что его казнят не зависимо от того, сколько мечей он принесет? И за что именно его казнили? - повисают в воздухе.
Символично, что в качестве тайника выбрана сосна. Считалось, что в этом дереве неограниченное количество силы ян.
Спрятано за кадром и воссоединение мечей. Логично было бы ожидать, что мечи положат в могилу "ванов". (В очередной раз не могу не восхититься Вашей проницательностью, Герберт.) С другой стороны, мечи эти несомненно более значимые и ценные, даже по сравнению с титулом вана, и являя собой бессмертные сущности, похороненными быть не могут...
В общем, здесь остается некий простор для измышлений. И придется признать, что тема мечей обозначена, но не раскрыта.
Вторая жемчужина. Убить вана и умереть ваном.
Думаю, эту линию можно считать основным сюжетом. Казненный отец, мститель-сын, подлый ван и некто неизвестный.
Ну, что ж, и этот сюжет выглядит знакомо.
Молодой человек, не в силах подобраться к вану настолько близко, чтобы лишить его жизни, прячется в горах, скрываясь, планируя и ожидая удобного случая. Ван знает о планирующемся покушении. Либо уже было неудачное покушение, либо молодой человек слишком громко заявлял о своих намерениях, либо ван стал преследовать его сразу, не дожидаясь мести
В любом случае, поимка юноши отнюдь не была для вана какой-то мелочью, и наверняка, этим занимались специально обученные люди. И вдруг юноше встречается незнакомец, который предлагает забрать его меч и голову. Вы бы сразу согласились? Я думаю, что и юноша засомневался. Возможно, он даже вступил с незнакомцем в поединок, в процессе которого незнакомец убедил его отдать меч, чтобы ван счел юношу мертвым и перестал преследовать - во-первых, и позволил незнакомцу приблизится к себе - во-вторых.
Тут сам собой вспоминается сюжет агатейских движущихся картинок под названием "Герой". Некто, состоящий на службе у императора, последовательно убивает самых выдающихся мятежных воинов империи и в доказательство приносит императору их мечи.
Все это делается лишь для того, чтобы получить возможность приблизиться к императору на десять шагов и убить его. Император довольно умен и кого попало к себе на 10 шагов не пускает. И многие мятежные воины, чей смысл жизни состоит лишь в том, чтобы избавить мир от императора, соглашаются отдать свои мечи незнакомцу.
Возвращаясь, к нашему сюжету, я думаю, что так как у этого незнакомца не было такого количества мятежных воинов, чтобы собрать нужное количество мечей и пройти в дамки, он решил для пущей убедительности прихватить и голову доверчивого юноши. Сомневаюсь, что юноша давал на это свое согласие. Но для выразительности сюжета можно считать, что юноша продемонстрировал пренебрежение к смерти.
Получив меч и голову юноши, неизвестный отправляется к вану. Отсутствие слуг не должно вызывать у читателя паники, так как за такую добычу охотнику полагалась аудиенция. Другое дело, что ван мог держаться на значительном отдалении от гостя. Тогда неизвестный предложил вану взглянуть в глаза своему трофею. Ван согласился и был обезглавлен.
Совершенно согласна с Вами, миледи, незнакомец не прожил бы и пяти минут, выйдя от покойного правителя. Однако, я думаю, что самоубийство не было актом отчаяния, а было продумано и спланировано, для того чтобы быть похороненным ваном.
Эта сюжетная ветвь полностью обозначена и полностью раскрыта.
Целеустремленность, самопожертвование, бесстрашие и готовность принять смерть являются наиважнейшими добродетелями самурая. Я отнюдь не хочу навязывать агатейских ценностей здешнему обществу, но если они Вас интересуют, милый Влад, это именно то, о чем Вы спрашивали.
__________________
* Любопытно, что широкая переносица считается признаком высоких притязаний (покушался на вана), зависимости (исполнял сыновний долг), скрытности (скрывался в горах) и даже болезни дауна (no comments).
Третья жемчужинка. Кто этот Никто?
Это не сюжетная линия, скорее легкий намек.
Давайте приглядимся к страннику. Очень любопытная личность. Он приходит никем, действует, не называя своего имени, и уходит никем. В сказке это специально подчеркивается:
Это место так до сих пор и называют: "Могила трех ванов", хотя ван был только один, второй был лишь сын оружейника, а третий вообще непонятно кто.
Нет, воспитанные мальчики не вверяют неназвавшимся свое оружие и свою жизнь. Правители не принимают безымянных на аудиенции. Так откуда он взялся? И как ему все это удалось?
Как ни странно, образ безымянного героя, несущего смерть, очень распространен в агатейских сказаниях. Часто это положительный герой, убивающий во имя справедливости, но случается ему быть и просто убийцей на службе у кровожадного правителя. Лицо его скрыто, имя его не известно, подвиги его, как правило, бессмертны.
Если мы рассматриваем его человеческую ипостась, то у нас два варианта: положительный герой - это, скорее всего, обесчещенный самурай, отказавшийся от имени и имеющий своей единственной целью месть, по завершении которой, он обрывает свою жизнь; отрицательный герой - тот, кого мы называем ассасин, убийца по призванию, принято считать, что чести у таких, как он, нет по определению, хотя кодекс свой они тоже чтут.
Но интереснее вариант, когда мы имеем дело не с человеком из плоти и крови, а с неким духом. В этой сказке многое говорит о нечеловеческой природе незнакомца. Его явление юноше, когда тот скитается в горах. Кстати, нам не известно доподлинно, что юноша делал в горах. Может, он как раз молился, призывая этого духа на помощь. И тогда версия о том, что юноша с радостью отдал ему свое оружие и голову, становится более осмысленной.
То, что юноша говорил с ним с уже отрубленной головой. И то, что с головой юноши и дальше происходили мистификации, когда она не желала развариваться, может указывать на то, что незнакомец обладал какой-то высшей силой. Почему озабоченный своей безопасностью ван не стал спорить, не усомнился в его словах, а, как и сын оружейника, доверился незнакомцу? Почему головы так быстро разварились, если первая не хотела развариваться три дня? Что же представлял из себя незнакомец? Был ли это дух, несущий справедливость на острие меча? Или просто человек, у которого были личные счеты с ваном?
Ответ прост: мы никогда не узнаем. И как ни странно, это примиряет с действительностью. Потому что кто угодно может воплощать в себе справедливость. И человек, которого побила судьба, и дух, обладающий мистическими возможностями.
И, наконец, мораль...
Что жизнеутверждающего мы можем вынести из этой страшной сказки? Чем она может быть полезна в нашей мирной жизни, благополучно далекой от мечей и котлов? Я думаю, вот, чем:
Любая работа должна быть сделана хорошо и в срок и по достоинству оценена.
Ведь проблемы начались сначала с затягиванием сроков, потом была представлена лишь часть работы, что не могло не вызвать раздражения заказчика.
(К сожалению, я его понимаю! Извините, но у меня ремонт.) Но и заказчик, вместо того, чтобы оценить сделанную работу, убивает мастера, чем зачинает чреду непрерывных смертей.
В итоге все умерли.
А как было бы здорово жить в мире, где все делали бы то, что должно...
_________________
Есть два типа людей - те, кто умеет экстраполировать неполные данные