Добавлено: Sun Jul 12, 2009 11:30 am Заголовок сообщения:
Кстати, тут Стэфф выше задавала вопрос:
а можно на примере, как именно проявляют себя в героях детской приключенческой повести (про Карлсона, или еще где-то) архетипы Юнга? То есть кроме указания на гендер?
Я хотела написать что-то в связи с этим, но забыла, прошу прощения.
Далее следует очередное полнейшее имхо -- не пример, не ответ, а мои соображения по поводу архетипов в детской приключенческой литературе.
1.
Архетипы максимально полно описываются (выражаются, проявляются) в снах и (в меньшей степени) в мифах. Последнее связано с ролью всех сменявших друг друга при передаче мифа рассказчиках-гомерах-акынах, которые все-таки, когда жили, были обычными людьми, со своими индивидуальными проблемами и особенностями, накладывающими какой-никакой отпечаток на излагаемый ими сюжет (хотя их сознание, скорей всего, было довольно-таки архаично, а посему искажало архетипы минимально).
В любом же
художественном (в т.ч. в
литературном) произведении Нового времени архетипы проявляются, на мой взгляд,
неполно и кусочно -- потому что тут уж точно работает один автор, действующий в непосредственном контакте со своими эго и супер-эго. Хотя, чем он талантливей, тем больше черпает он из подсознания (в т.ч. -- и в первую очередь -- и из коллективного бессознательного). Но контролирует все сознанием -- поставленными задачами, придуманным сюжетом и т.п., которые могут идти вразрез с подсказываемыми подсознанием архетипическими сюжетами и образами.
[Поэтому, собственно, меня так и удивил роман Геймана "Дети Ананси" -- там вся концепция -- как по учебнику изложена.]
2. У авторов нового времени, в связи со все большим развитием в ходе цивилизации
эго) - все заметнее роль этих самых сознательных фильтров и канализаторов, поэтому чистота архетипов, имевших место в мифе, размывается.
3. Детская приключенческая литература -- вот именно где действует "троица" (в принципе любая команда) детей -- из очень новых жанров. Рациональность тут вроде как рулит... а вроде как и не очень
Потому что жанр -- приключения, сказка, фантастика -- открывает огромный простор для игры вображения. А бессознательному только того и надо.
И тут интересно было бы проследить -- кто родоначальники? (Что можно считать
первым образчиком жанра именно в такой форме?)
Не "Тома Сойера" ли?
И где там эта формула?
Потому что, как Женечка верно подметила -- группа чаще всего -- два-три мальчика и одна девочка, да. Но это -- насколько могу судить -- только с середины 20-го века возникает. И особенно пышным цветом цветет отнюдь не у Линдгрен (у которой главная "команда" -- не Малыш-Кристер-Гунилла, а Малыш и Карлсон, про Пеппи-Томми-Аннику и говорить нечего), и не у Туве Янсон, и даже не у Харпер Ли (ну какая ж "Убить пересмешника" приключенческая литература? И, обратите внимание -- тут все три автора -- женщины!) -- а в... (как бы сказать, чтоб не обидно было?) ... в подростковых сериалах -- ТВ и детективных (в Америке той же), а также в советской ангажированной "полусказочной" литературе.
То есть выполняется социальный заказ -- клепается стереотип на основе "социального" запроса. А этот запрос -- совершенно бессознательно -- изначально был ориентирован на подростка-мальчика (тяжкое наследие патриархата, так сказать)...
И вот тут эти несчастные эго-Тени-анима и вышли из тумана . из сумрака из коллективного бессознательного и сыграли свою роль. К сожалению, очень плоско, по большей части.
Позже, когда на Западе поллиткорректно вспомнили о девочках -- стали возникать "девчоночьи" сериалы. Но они -- уж простите мне это пропитанное
male_shauvinistic_pig_измом мнение
качеством еще ниже "мальчишечьих".
Зато если поанализировать штучные, "авторские" книги -- и Твена, и Линдгрен, и Харпер Ли, и Туве Янсон, и... кого еще? Крапивина того же (Жень, это в твою сторону реверанс, я его еще почти не читала
) -- вот там можно понарыть много интересного в этом смысле.
_________________
As the Harvard Law of Animal Behaviour puts it: 'Experimental animals, under carefully controlled laboratory conditions, do what they damned well please.'