Добавлено: Thu Feb 18, 2010 11:15 am Заголовок сообщения:
Нянюшка, ты понябельна, но противоречива.
Все-таки, что-то одно - или Мойсту нужна простая любовь без затей, или он именно из-за "затей" в Адору и влюбился. Причем (как мы, похоже, все тут согласны) текст свидетельствует как раз о втором.
Ну, и кое-что мы просто по-разному воспринимаем. Ты видишь поведение Адоры как демонстративное, "палко (и пальцы
) гнутие", а я нахожу его вполне естественным для нее. Она так живет, она иначе не умеет. Включая дразнилки и резкость. Пользуясь доказательной системой
М., это отчасти объясняет, почему она до сих пор одна, когда ее встретил Мойст (ведь уже не восемнадцатилетняя юница). Будь то, что ты описываешь, сознательной манерой общения с противоположным полом, она бы давно уже сообразила, что это малоэффективно, и сменила бы тактику. Ведь в принципе она не против романтики (иначе, будь она идеологически-независимой одиночкой, то даже если бы ей понравился Мойст, его интерес к ней вызвал бы поначалу рефлекторное отторжение, как у любой "территориальной" психологии). Сосредоточенность на цели, абсолютная уверенность в правильности собственного выбора (чем и объясняется ее твердая вера, да, в великую значительность дела освобождения големов *а, скажешь, она не права?*), категорическое нежелание быть жертвой - и даже просто объектом чьих-то действий - это не "Адора нарывается и выпендривается". Это Адора как она есть. Любой другой, мяконько-удобный вариант - вот ЭТО было бы "она нарочно". (Кстати, я в ее зацикленности на големском освобождении особо не замечаю и попытки ткнуть Мойсту неважностью его забот. Это именно зацикленность, она просто ничего другого не видит вокруг, а не тычет малозначимостью намеренно. И кстати, когда ему нужна ее помощь, она почти мгновенно включается в действие и работает на совесть. Не ломаясь и не заставляя себя упрашивать. Что кое о чем тоже говорит. Любители потыкать другим, насколько менее серьезны занятия последних, так себя не ведут).
Ну и, не в обиду, я категорически не понимаю и не принимаю интерпретации "она не дает ему себя спасти - это значит, она унижает его достоинство". (Так же, как в случае с "Гарри Поттером" - ага, каюсь, читала и даже очень нравится, - в упор не воспринимаю аргументов в сцене, где мальчик оскорбляет девочку, кинувшуюся на его защиту от золотой школьной молодежи: мол, ну, надо его понять, она ж его мужскую гордость своей бабьей защитой уязвила! Мой ригорист-отец по этому поводу сказал: "Человек, которого мужская гордость побуждает делать - и даже говорить - гадости, изначально не имеет на нее никакого права"). Ничего ужасного и даже сугубо обидного для Мойста в той сцене я не вижу. Спаслась сама, пошутила по поводу мужЕских стереотипов насчет дамсели ин дистресс... даже более традиционный Кэрротт, думаю, не расстроился бы. А Мойст - и тем более у нас не лорд Ржав, - требовать традиционной роли женщины в обществе. (Вот будь он таким - тогда да, с Адорой попал бы капитально. Ну так в этом случае их отношения и одну книгу не продлились бы).
И ровно так же я не вижу "перевоспитания" в финальной сцене "Денег" с "крепким влажным поцелуем". Ты абсолютно права, это типа спарринг
- она его дразнит, он ее. Все нормально и полностью в стиле их отношений. Где здесь перевоспитание и мессидж об умерении резвости для дамы - не обнаруживаю даже в телескоп. (Заметим, что Адора там как-бы-злится - хотя назвать это настоящей обидой или раздражением у меня язык не поворачивается - но совершенно не удивлена и не шокирована, как было бы, если бы Мойст и правда сменил с ней линию поведения).
Прэтчетту вообще нравится, когда люди демонстрируют силу и независимость (в том числе и близкие - друг другу).
Может быть, ему просто нравятся не-овцы? В любой форме?
(Вспомним, какой грех вампиров он представляет как худший, самый непростимый, в разы отвратительнее, чем прямое нападение, в том же Carpe Jugulum. "Машинное доение", превращение людей в стадо. А эльфы в "Дамах и господах"? "Ты можешь быть домашним любимцем, а можешь - дичью. И не тебе выбирать".) Есть у него в его замечательной портретной галерее хоть один кроткий герой? Среди положительных и ярких, как минимум? Я бы даже про Шери такого не сказала, хотя она терпеть не может драться и вообще вся женственная.
При всей разности характеров, сила и независимость там встроена по умолчанию. (Ну, как минимум независимость. *Это я Ринсуинда вспомнила.
Хотя... он точно-точно слабый?*)
То, что Веренс брал Маграт замуж в приказном порядке, по сюжету вроде как и не нужно.
По характеру нужно. Причем по характерам обоих. Бабушка права - сами бы они так и ходили друг вокруг друга, задавленные тем самым смущением и неуверенностью, о которых ты пишешь дальше. Кстати, вот тут пример, когда Маграт независимость не продемонстрировала. Но это от нее от ума и даже местами расчета - первый-то позыв был с гневом покинуть помещение...
И еще, ТП писал, что настоящая любовь - это когда вместе быть одно мучение, потому что оба смущаются до того, что готовы сквозь землю провалиться. Мне кажется, это было не только про застенчивых Веренса и Маграт, а общежитейское наблюдение.
Как минимум, общеанглийское.
Впервые я это у Диккенса прочитала. (Но да, наверное, оно интернационально на самом деле).
Прэтчетт вообще интересный в этом смысле, внутренних комплексов и зажимов у него не ощущается, а вот внешняя сдержанность, целомудрие присутствуют.
Думаю, одно с другим связано. От комплексов как раз чаще мачизм идет и жеманство. Типа обратной реакции. Это как спокойствие сильного - по-настоящему сильного - человека, которому не надо ничего доказывать. Кэрротт ходит по городу, не топая, и не увешивается немыслимым количеством внешних атрибутов мужественности (которые так любит Шнобби с его оружейным фетишем...
)
Вспомнилась Джен Эйр, как она вела себя с Рочестером в роли невесты (еще до того, как открылась его тайна). Все время его подкалывала, и это служило барьером для проявления нежелательных нежностей с обеих сторон, но вместе с тем придавало их общению теплоту и шарм.
Кстати, имеется параллель с сабжем. Рочестер полюбил женщину, НЕ похожую на принятый там и тогда (тем более, в его круге - но в ее, кстати, тоже) стереотип поведения...
Кстати, та сухая лакончиная телеграмма была подписана S., то есть Spike. По-моему, очень красноречиво. Здесь одна буква более трогательно передает "Люблю, хочу видеть", чем если бы она это написала прямо.
Браво. Шуток кроме.
Личный код общения, ага. Поймет только тот, кто знает...
Так чем же она ему обеспечивает острые ощущения?
Ммм... Непредсказуемостью? Тем, что даже если с банком все устаканится, ассоциация с големами обеспечит риска еще на пару десятилетий вперед? (Вспомним, чем Мойст действительно достал Патриция в "Деньгах"...
). На самом деле, они оба притягивают рисковые ситуации. Мойст - по характеру и способностям, Адора - по убеждениям и... тоже характеру.
_________________
A little picture person