Добавлено: Sat Oct 23, 2010 2:10 pm Заголовок сообщения:
И ведьмовство у Эсме еще с Equal Rites подчеркнуто фокусируется на немагических составляющих.
Прэтчетт, по-моему, использует два совершенно различных приема, проводя мысль, что ведьмовство не сводится к магии. В случае с Эсме он все время показывает, насколько та крута и непобедима на магическом уровне. Говорить-то говорится, что "хорошая ведьма использует магию по минимуму", а как дойдет до дела, что у Эсме получается? "Нарушаешь правило - так уж нарушь его на совесть". Когда Прэтчетт пишет об Эсме Ветровоск и ее делах, то прежде всего исследует именно ее магию: то, как она окрашена личностью Эсме. Как высшее проявление именно ее личных качеств и душевного склада.
Мы несколько раз видели Эсме потерпевшей неудачу в житейских ситуациях, но ни разу, насколько я помню - в магических. В "Правах" она явно затрудняется, стараясь найти общий язык с Эскариной, в "Сестричках" ее сшибают в канаву и публично унижают после визита в королевский замок, в "Дамах и господах" мы узнаем, что у нее не сложилась личная жизнь, в начале "Маскарада" мы видим ее в депрессии из-за ухода Маграт из ковена, и так далее. Все это дела житейские. Но как только речь заходит о магии, Эсме думает над проблемой, выгадывает время, даже притворяется беспомощной, когда считает нужным, однако неудач не знает.
С Тиффани все в точности наоборот. Исходное событие каждой книги - какая-нибудь серьезная ошибка Тиффани в магических материях. А вот в житейских делах у нее безошибочное чутье и умение поступать правильно, решать любые проблемы, как бы обстоятельства ни были сложны и против нее. Причем, если присмотреться, для этого к магии она не прибегает.
Почему Тиффани решила стать ведьмой и притянула к себе магический дар? Ее протест против того, как ведьмы изображены в старой книжке (вместе с огорчениями по поводу цвета собственных волос и глаз) - это довольно детское. В сущности, пустяки. А вот ее решение не допустить того, чтобы повторилась история миссис Йорш - это очень взрослое. Очень важно. Над этой проблемой Тиффани упорно работает, причем без магии. Она похоронила кота, измерила печку, а потом вырастила на месте сожженного домика цветы. И добилась того, чтобы на Мелу была основана школа для детей.
Может быть, можно сказать так: Грэнни ведьма, потому что не верит историям и поэтому сама составляет истории. А Тиффани ведьма, потому что не верит историям и поэтому вламывается в них и принудительно вносит здравый смысл изнутри. То есть Грэнни работает снаружи, Тиффани изнутри. Поэтому и соответствующая разница.
Полностью соглашусь с тем, что ведьмовская магия - это всегда, по сути, управление нарративом. Умение заменить "неправильную" историю на "правильную", по принципу: правильная история вернее, потому лучше, и за счет этого сильнее.
А вот насчет того, чем различаются у Эсме и Тиффани способы управления нарративом... Эсме как раз воздействует на историю изнутри, она использует законы самой этой истории, чтобы побить врага его же оружием. В "Ведьмах за границей" Золушка все же попадает на бал, в "Маскараде" проблема решается с помощью маски, в "Сестричках" Эсме с подругами забираются на театральную сцену, чтобы исполнить роль "ведьм", и так далее. Это ее излюбленный прием, и он повторяется в каждой книге. А уж как Эсме разобралась с вампирами, точно по анекдоту: змея укусила тещу, отравилась и сдохла.
С Тиффани обстоит сложнее. Иногда она буквально использует тот же метод, что и Эсме. Например, во время сна о море, где появляется Рыба-Кит. И Тиффани говорит: это
мой сон, я могу его использовать, и тебе придется подчиниться закону моей истории.
То же самое, на более высоком уровне, происходит во время ее противостояния с Королевой после возвращения на Мел из Сказочной Страны. Но тут смысл углубляется и поэтому несколько меняется. Тиффани говорит Королеве: ты думала, что это твоя история, поэтому ты определяешь ее сюжет. Но ты ошибалась в этом с самого начала. На самом деле это
моя история. Потому что это история
моей земли, на которой я стою. (Впрочем, и тогда, когда Тиффани находилась на территории Королевы, то напоминала себе: я более реальна, чем все здесь. А это значит, что и здесь у меня больше силы).
Так что в результате, мне кажется, все происходит наоборот: Тиффани не использует чужую историю, а рассказывает свою. Но нельзя сказать, что она эту свою историю сочиняет. Она лишь сознает и утверждает реальность своей истории.
Вместе с тем, нельзя сказать, что Тиффани отрицает законы той истории, с которой находится в противоборстве. Знаете, как было бы по схеме: ничего этого нет, все это мираж и выдумки, за ними ничего не стоит, поэтому достаточно помотать головой, и они рассеются. Не все так просто. Тиффани действительно становится воплощением Лета и доигрывает эту роль до конца именно так, как положено. И в мире Королевы она использует законы сна. И в "Полуночном цвете" она использует то, что знает об истории Лукавого.
Сходство ее методов с методами Эсме в том, что обе и умом понимают, и нутром чувствуют, какая история "вернее, правильнее и сильнее". А вот в чем принципиальное различие (если оно есть) я пока сформулировать затрудняюсь.
Далее у Грэнни зацикленность на безукорность (она и ведьмой решила стать, чтобы никто не мог ее укорить, что не позаботилась о своей опрятности перед смертью), а у Тиффани зацикленность на правильность занимаемой ею роли (она и ведьмой решила стать, потому что считала альтернативные роли для себя неправильными). Отсюда для Тиффани (в отличие от Грэнни) не важно, достигла ли она совершенства в мастерстве или нет, но очень важно, покрывает ли она критерии ведьминства или не покрывает. Оттуда у нее и всевозможные заскоки в погоне за теми или другими подобающими ведьме качествами, даже когда она вроде бы должна была знать лучший путь.
Да, это очень меткое замечание. Эсме свои критерии "что такое быть хорошей ведьмой" сама для себя определяет, как и все другие ведьмы, наделенные сильным самосознанием: Нянюшка, госпожа Гоголь, мисс Тик, мисс Тризна (я буду использовать в своем переводе "Шляпы" такой вариант для ее имени). Причем более-менее ясно, что критерии (я имею в виду формальные) вытекают из характера самой ведьмы, она с юных лет и была такой, а дальше только развивается в этом направлении. Мы видели, пусть мельком, Эсме и Гиту в юности, этого вроде бы достаточно.
А Тиффани все время в поиске, пробует то одно, то другое, и как будто на ощупь. Как будто сама себя еще толком не знает.
Поэтому ничего удивительного, что Тиффани встречает всевозможных разнообразных альтернативных и очень разных хороших ведьм. Это ее и серьезно запутывает, но и не дает ей зациклиться на одном ведьмовском стереотипе (наложенном Грэнни).
Вот в том-то и дело, что у каждой ведьмы свой "стереотип", потому что своя индивидуальность. А у Тиффани это как-то не прослеживается, но ведь она же индивидуальностью не обижена? Странно это как-то. В каждой книге она поиск оптимальной формы выражения для своей индивидуальности как будто с нуля начинает. И это здорово сбивает с толку (по крайней мере меня сбивает, как читателя).
Отчасти дело, конечно, в возрасте: любому нужно время, чтобы определиться. Анаграмме здорово пришлось перестроиться на ходу, да и от мягкой покладистой Петулии мы вроде не ожидали такой хватки, которую она проявила при устройстве своей жизни. Ну, так эти девочки меняются в момент перехода серьезного порога. Та замуж выходит, эта получает свой участок, на котором ей жить всю жизнь. А Тиффани просто впитывает что-нибудь от каждой волшебницы (говорю "волшебницы", потому что сюда входят не только ведьмы, а еще и две келды, и Эскарина) с которой сталкивается. Обезьянничает, прошу прощения за резкость.
_________________
Уши кота могут вращаться быстро.