Добавлено: Sun Dec 26, 2010 12:22 pm Заголовок сообщения:
Ну, раз про Limited Edition никто не пишет, сделаю несколько банальных замечаний к посту на шестой странице. :)
Между прочим, любопытно было бы посравнивать Моркоу и Мойста по критерию "отмеченный знаком богов и судьбы". В отношении Мойста она тоже последовательно развивается в обеих книгах. Позолоченная статуя божества в здании Почты, сходство банка с храмом золотого тельца, жреческое одеяние... Это не говоря уж о множестве интермедий посередине.
К вопросу богах... до меня относительно недавно дошло, что "предсмертная молитва" Мойста ("я вручаю свою душу любому богу, который сможет её найти"), по сути,
была услышана. И всё происходившее дальше можно (метафорически) описать как "божество Почтамта ищет в Мойсте душу
чтобы забрать". =) В фильме процесс данного поиска выглядит более наглядным (и болезненным), но там нет упоминаний почтового божества, и потому я не сразу отследила связь.
А Мойст стал гораздо больше похож на "маленького человека". И да, очень выразительно работает на это его "краткая биография" в изложении Греля.
Тоже из "относительно недавно осознанного": а ведь "Сбежал. Исчез" из этой биографии -- есть, фактически, краткое (метафорическое) описание всей дальнейшей жизни Мойста (до его поимки в Анк-Морпорке). Он всё время... "движется", как он это называет, но "не от хорошей жизни":
Он всегда спешил. Вся его жизнь была сплошным движением. Двигайся быстро, потому что никогда не знаешь, что гонится за тобой…
Что это, как не растянутое во времени бегство? От жизни, от других людей, от самого себя, в конце концов... И от последствий своих действий. "Сбегать и исчезать". Недаром, выслушав историю о том, как Адору уволили из банка, он думает, что мошенник не должен встречаться со своими жертвами.
А "Исчез" ещё более очевидно... исчез Мойст фон Липвиг как личность, появились Альберт Спенглер, Этель Змея и многие другие роли и маски. Исчезла возможность быть самим собой.
И про харизму "уверенности, что все будет хорошо"... по-моему, это и в фильме вполне себе наблюдается. Через бодрую "мелодию Почтамта", например. (Которая начинается, когда Липвиг отвоёвывает украденные буквы... такая, со звоночками. :) А звоночки, кстати, в первый раз звучат, когда влюблённая пара приходит поблагодарить Липвига. ;)) Но не только, конечно.
Например, в нежно любимых мной сценах с "Добрые люди Анк-Морпорка!" (отправка почтовой кареты) и "Hello, Ankh-Morpork!", когда Липвиг перед началом гонки едет снаружи кареты, размахивая шляпой, под приветственные крики горожан. Прирождённый артист (шоумен) и город
onlooker'ов "зрителей" нашли друг друга. =)
[Кстати о зрителях... мне не кажется неестественной вялая реакция толпы на Мойста, выбегающего из горящего почтамта. Имхо, это просто не то зрелище, которое могло бы вызвать сильный интерес у анк-морпоркцев. Ну, вбежал, ну, выбежал... если б ещё с котом на руках, тогда можно было расчувствоваться... а тут Стэнли. Вот последовавший "танец" с Адорой -- это да, это занимает... люди любят копаться в чужой личной жизни. :) Да ещё сцены с рукоприкладством... :)) Интересно, неужели Сахарисса действительно опубликовала тот снимок?
И такой расклад очень чётко отражает изменение функции эпизода с пожаром в фильме... сдвиг мотивации Мойста с "поддержки имиджа в глазах общественности" к чему-то другому.]
Ну, и ещё много где.
Другое дело, что "внутри себя" (не на публике) Мойст может быть в этом вовсе не уверен... но ведь это и в книге было так. Мойст приносил надежду (иногда фальшивую, иногда настоящую) другим, а не самому себе. И разрыв между тем, что он "играет" и что чувствует, ощущался им достаточно болезненно. В сцене с письмами богам, например, перед гонкой, когда все ставят на него, а он не знает что делать, и уже после победы...
Люди ведь не видят его, какой он есть на самом деле. Они видят харизму, ослепительную улыбку, золотой костюм, шляпу почтмейстера, аватар божества... А не внутренние сомнения Мойста, страх, стыд, растерянность, чувство вины. И потребность в том, чтобы кто-то принёс надежду ему.
Только в фильме глобальный кризис с обретением собственной надежды происходит в середине, а в книге -- в самом конце.
_________________
"Где надежда, там жизнь!" (с) Ринсвинд