Добавлено: Sun May 13, 2012 3:29 pm Заголовок сообщения:
Ни на уровне философского концепта (хотя даже условно назвать концепт "Хроник Эмбера" философским у меня язык не поворачивается), ни концепта художественного я особой разницы между Порядком и Хаосом не вижу, а тем более противопоставления.
Ну не знаю, я всегда читала Хроники именно как анализ философии мышления (или психологии мышления, не знаю, возможно ли использовать такое словосочетание, или наиболее правильно это можно описать как мифологию мышления).
Изначально человек смотрит на мир и видит разнообразные несвязанные с собой вещи. Хотя в этом мире есть и складки платья Сикстинской мадонны в волнах моря, и ползают логарифмические улитки и всё такое прочие, но всё оно скрыто. Но однажды человек закглядывает этому хаосу, так сказать, в глаза - и вдруг замечает в мире определённую систему. И он берёт эту систему и строит на её основе свой мир. И данная система находит отражение везде, во всех сферах его деятельности. Остальное, выходит за пределы системы воспринимается как враждебное. А система воспринимается как что-то естественное, правильное и вечное. Но однажды происходит что-то, что разрывает шаблоны. (В буквальном смысле, кстати,
один из неудачных моментов перевода, по-моему, это было обозвать The Pattern "Путём" или "Лабиринтом".) И приходится как-то взаимодействовать с неведомым или забытым. (Причём, очень реалистично, что привычные к системе люди либо стараются её восстановить в том виде, как было, либо пытаются создать подобную же.)
По сути вся борьба Хаоса и Порядка как раз условна потому что они представляют собой одно целое. И это целое - мышление человека. Путь, который на самом деле Шаблон, представляет собой стереотипное мышление. Логрус представляет собой гибкое неординарное мышление, свободные размышления, которые могут привести куда угодно. Чтобы пройти экзамен Амбера, нужно чтобы определённый культурный стереотип - стереотип цивилизации- был у тебя, как говориться в крови. А чтобы научиться управлять хаосом собственных мыслей и пройти Логрус нужно иметь сильный внутренний стержень. Ну и в решении человеком конкретных задач эти два способа мышления таки являются противоборствующими и постоянно в голове людей воюют за право оставить ход за собой.
И т. д.
(И в оценке моего отношения стоит учесть, что "Хроники" даже не самые любимые мои романы Желязны, и в других мне видятся ещё более интересные и сложные концепции.)
Я думаю, у него герои и вправду зачастую сверхсущества, и это потому, что арена действий в принципе - это голова, созанние а у себя в голове каждый бог и сверхчеловек.
"Порождения света" далеко не на вершине моего рейтинга стоят, и я их уже практически не помню, поэтому ничего не могу сказать, но я знаю, что Желязны этот роман и не собирался публиковать, так что вряд ли его можно считать характерным и показательным. И, возможно, это и вправду был стёб ради стёба. Но вообще мне кажется, Желязны почти никогда откровенно не стебётся в больших масштабах. Скорее, он просто постоянно ставит под вопрос каждую позицию, каждое решение. Из-за этого его считают постмодернистом, но он слишком добрый для настоящего постмодерниста. У него получается скользящая ирония, которую можно и не заметить, если не хочешь, иногда весёлая, иногда печальная, но не злая.
_________________
I know that you believe you understand what you think I said, but I'm not sure you realize that what you heard is not what I meant.