Добавлено: Tue Dec 19, 2006 9:49 am Заголовок сообщения:
Азирафаль трясся от возбуждения. Это продолжалось уже двенадцать часов. Его нервы, как сказал бы он, совершенно расшатались. Он ходил по лавке, поднимал листки и снова бросал их, вертя в пальцах ручки.
Он должен рассказать Кроули.
Нет, не должен. Он
хочет рассказать Кроули. Он
обязан рассказать Раю.
В конце концов, он ведь ангел. Поступать нужно правильно. Это заложено в самой сути. Обнаруживаешь козни – расстраиваешь их. Кроули попал в самую точку, тут ничего не попишешь. Он должен был сообщить Раю с самого начала.
Но они знают друг друга тысячи лет. Они ладили. Они почти понимали друг друга. Порой он подозревал, что у них больше общего друг с другом, нежели со своим уважаемым начальством. Им обоим нравился мир, для начала, и смотрели они на него иначе, чем на простую доску, на которой разыгрывается космическая партия в шахматы.
Ну, разумеется, вот оно. Вот он, ответ, смотрит прямо ему в лицо. Это не будет прекословить
сущности их договору с Кроули, если он подкинет Раю информацию, и они что-нибудь потихоньку сделают с ребенком, хотя, разумеется, ничего плохого, ведь все мы – создания Божьи, если уж подумать, даже люди вроде Кроули и Антихриста. И мир будет спасен, и никакого этого Армагеддона не будет, что никому никакой пользы, в общем-то, не принесет, ведь все
знают, что Рай победит, и Кроули придется понять.
Да. И все будет в порядке.
В дверь лавки постучали, несмотря на вывеску «ЗАКРЫТО». Он проигнорировал это.
Устанавливать связь с Раем для двустороннего общения Азирафалю гораздо труднее, чем людям, которые не ожидают никакого ответа и почти наверняка бы удивились, получив его.
Он отодвинул заваленный бумагами стол и скрутил истертый ковер. Под ним на половицах был нарисован мелом маленький круг, окруженный соответствующими письменами из Кабалы. Ангел зажег семь свечей, которые поставил в определенных ритуалом точках на окружности. Затем он воскурил фимиам, что было необязательно, но предавало приятный запах.
А потом он встал в круг и произнес Слова.
Ничего не произошло.
Он произнес Слова еще раз.
Наконец с потолка опустился яркий луч голубого света, заполнившего круг.
Интеллигентный голос произнес:
- Ну?
- Это я, Азирафаль.
- Мы знаем, - сказал голос.
- У меня прекрасные новости! Я обнаружил Антихриста! Я могу дать вам его адрес и все прочее!
За этим последовала пауза. Голубой свет мигнул.
- И?
- Но, понимаете, вы можете вро... можете остановить все это! В самый последний момент! У вас есть всего несколько часов! Вы можете все остановить, и не будет никакой надобности в войне, и все будут спасены!
Он безумно улыбнулся свету.
- Да? – отозвался голос.
- Да, он в городке под названием Нижний Тэдфилд, а адрес...
- Отлично сделано, - ровным, вялым тоном ответил голос.
- И вовсе не нужно всей этой ерунды с третью морей, в кровь обращающихся, и всего такого, - счастливо добавил Азирафаль.
Когда голос раздался вновь, он казался слегка раздраженным.
- Почему нет?
Азирафаль почувствовал, как под его энтузиазмом разверзается ледяная бездна, но попытался притвориться, что ничего не происходит.
Он продолжал:
- Ну, вы можете просто убедиться, что...
- Мы
победим, Азирафаль.
- Да, но...
- Силы тьмы должны быть
повержены. Ты, похоже, находишься в заблуждении. Главное не
избежать войны, а
выиграть ее. Мы ждали очень долго, Азирафаль.
Азирафаль чувствовал, как холод обволакивает его разум. Он открыл было рот, чтобы сказать «Вам не кажется, что, возможно, будет хорошей идеей воевать не на Земле?», но передумал.
- Понятно, - мрачно сказал он. За дверью послышалось какое-то шарканье, и если бы Азирафаль смотрел в том направлении, он бы заметил помятую фетровую шляпу, пытающуюся заглянуть в окно над дверью.
- Это не значит, что ты плохо поработал, - сказал голос. – Ты получишь благодарность. Отлично.
- Благодарю, - ответил Азирафаль. От горечи его голоса и молоко бы сквасилось. – Очевидно, что я позабыл о сущности бытия.
- Мы так и предполагали.
- Могу я узнать, - произнес ангел, - с кем я говорю?
- Мы – Метатрон[1], - ответил голос.
- А, да. Разумеется. Что ж. Ладно. Большое спасибо. Спасибо.
За его спиной приоткрылся почтовый ящик, и появилась пара глаз.
- И еще кое-что, - раздался голос. – Ты ведь присоединишься к нам?
- Ну, э, разумеется, прошло много веков с тех пор, как я держал в руках огненный меч... – начал Азирафаль.
- Да, мы помним, - произнес голос. – У тебя будет множество возможностей освоить все заново.
- А. Хмм. И какого рода события будут предшествовать войне?
- Мы предполагаем, международный ядерный удар будет хорошим началом.
- О. Да. Очень изобретательно. – Голос Азирафаля стал унылым и безнадежным.
- Хорошо. Тогда мы ожидаем, что ты немедленно явишься к нам.
- А. Ну. Я только разберусь с парой дел, ладно? – отчаянно спросил Азирафаль.
- В этом нет никакой надобности, - заметил Метатрон.
Азирафаль выпрямился.
- Я считаю, что честность, не говоря уж о нравственности, требует, чтобы я, как уважаемый бизнесмен...
- Да, да, - слегка раздраженно отозвался Метатрон. – Все понятно. Тогда мы будем ожидать тебя.
Свет потускнел, но не исчез. Они оставляют линию свободной, подумал Азирафаль. Я из этого не выберусь.
- Эй? – мягко позвал он. – Есть там еще кто?
Тишина.
Очень осторожно он перешагнул через круг и подкрался к телефону. Он открыл записную книжку и набрал еще один номер.
После четырех гудков в ней раздалось покашливание, и после паузы голос, настолько ровный, что на нем можно было бы расстелить ковер, произнес:
- Привет. Это Антони Кроули. Э...
- Кроули! – Азирафаль пытался и шептать и кричать одновременно. – Слушай! У меня мало времени! А...
- ...должно быть, меня сейчас нет, или я сплю, или занят, или еще что, но...
- Заткнись! Слушай! Он в Тэдфилде! Все в этой книге! Ты должен остановить...
- ...после гудка, и я перезвоню вам. Чао.
- Мне нужно поговорить с тобой
сейчас же...
БиииИИиииИИиии
- Хватит уже! Он в Тэдфилде! Вот что я чувствовал! Ты должен отправиться туда и...
Он убрал трубку.
- Вот гадство! – сказал он. Он выругался впервые за четыре с лишним тысячи лет.
Стоп. У демона ведь был еще один телефон, так? Он ведь такой. Азирафаль полистал книжку, едва не уронив ее. Скоро терпение у них кончится.
Он нашел второй номер. Набрал его. Ему ответили почти сразу же, в тот самый момент, когда над дверью тихонько звякнул колокольчик.
Голос Кроули громко произнес:
- ...не шучу. Алло?
- Кроули, это я!
- Нгх. – Голос звучал ужасно скверно. Даже в таком состоянии Азирафаль почувствовал неладное.
- Ты один? – осторожно спросил он.
- Не. Старый приятель зашел.
- Слушай, я...
-
Ызыди, сотонинское отродье!
Очень медленно Азирафаль повернулся.
***
Шэдвела трясло от возбуждения. Он все видел. Он все слышал. Он не понял ничего, но он знал, зачем людям нужны круги и свечи и благовония. Он точно знал это. Он смотрел «Явление Дьявола» пятнадцать раз, даже шестнадцать, если учесть тот раз, когда его вышвырнули из кинотеатра, потому что он выкрикивал нельстивые отзывы об охотнике-любителе Кристофере Ли.
Эти собаки использовали его. Они надсмеялись над славными традициями Армии.
- Я тя достану, злыдня эдакого! – закричал он, наступая точно побитый молью ангел мести. – Знаю я чем ты тут занимаесся, поднялся сюды и савращашь жнщин исполнять тваю злую волю!
- Полагаю, вы, вероятно, ошиблись лавкой, - сказал Азирафаль. – Я перезвоню, - произнес он в трубку и повесил ее.
- Видал я, шо ты тут делашь, - рычал Шэдвел. В уголках его рта появилась пена. Он чувствовал себя гораздо более разгневанно, нежели когда-либо.
- Э, все не так, как кажется... – начал Азирафаль, понимая, что этому дискуссионному гамбиту не хватает некоторой отшлифованности.
- Готов поспорить, что нет! – с триумфом отозвался Шэдвел.
- Нет, то есть...
Не сводя глаз с ангела, Шэдвел прошаркал спиной к двери, схватил ее и хлопнул с такой силой, что забряцал колокольчик.
-
Колокол, - сказал он.
Он схватил «Хорошие и Аккуратные Предсказания» и грохнул ими по столу.
-
Книга, - прохрипел он.
Он порылся в своем кармане и вытащил надежную зажигалку «Ронсон».
-
Почти что свеча! – выкрикнул он и начал наступление.
Круг на его пути мерцал слабым голубоватым светом.
- Э, - подал голос Азирафаль, - думаю, это не очень хорошая идея...
Шэдвел не слушал.
- Силами, данными мне добродетелью моей должности Охотника на Ведьм, - нараспев говорил он, - заклинаю тя покинуть место сие...
- Видите ли, круг...
- ...и уйти отныне туда, откель явился ты, не аставаясь, чтоб...
- ...для человека весьма неразумно вступать в него без...
- ...и злодеять чрез...
- Держись вне круга, ты, глупец!
- ...не возвращаться, дабы досаждать...
- Да, да, но,
пожалуйста, держись вне...
Азирафаль бросился к Шэдвелу, яростно жестикулируя.
- ...возвернуться НИКАДА! – закончил Шэдвел. Он ткнул в него карательным пальцем с черным ногтем.
Азирафаль посмотрел под ноги и выругался во второй раз за последние пять минут. Он вошел в круг.
- Вот
блядь, - сказал он.
Раздался мелодичный звук, как если бы ударили по натянутой струне, и голубое сияние исчезло. Как и Азирафаль.
Прошло тридцать секунд. Шэдвел не пошевелился. Затем он поднял дрожащую левую руку и осторожно опустил ею правую.
- Эй? – позвал он. – Эй?
Никто не ответил.
Шэдвела затрясло. Потом, держа руку перед собой точно оружие, из которого он не осмеливался выстрелить и не знал, как разрядить, он вышел на улицу, позволив двери хлопнуть за его спиной.
От этого пол вздрогнул. Одна из свечей Азирафаля упала, разлив горячий воск по старому сухому дереву.
*****
Лондонская квартира Кроули была воплощением стильности. Она была такой, какой и должна быть квартира: просторной, светлой, обставленной со вкусом, и весь дизайн создавал такое впечатление, какое появляется только в нежилых помещениях.
А все потому, что Кроули здесь не жил.
Квартира была просто тем местом, куда он возвращался в конце дня, когда был в Лондоне. Постель всегда заправлена; холодильник полон гастрономических изысков, которые никогда не портились (в конце концов, для этого Кроули и нужен холодильник), и потому его никогда не нужно было размораживать, или даже включать в сеть.
В гостиной стоял огромный телевизор, белый кожаный диван, видео- и LD-магнитофоны, автоответчик, два телефона – канал с автоответчиком, и отдельная линия (номер, который до сих пор не был найден легионами продавцов по телефону, которые настойчиво пытались продать Кроули двойное стекло, которое у него уже было, или страховку жизни, которая ему не нужна) – и квадратная матово-черная аудиосистема, спроектированная настолько совершенно, что на ней был лишь выключатель и регулятор громкости. Единственным, что упустил Кроули, были колонки; он забыл о них. Не то чтобы была какая-то разница. Звук все равно был идеальным.
Здесь стоял неподключенный факс с разумом компьютера, и компьютер с разумом недоразвитого муравья. Тем не менее, Кроули модернизировал его каждые несколько месяцев, ведь идеальный компьютер – именно то, что должно быть у такого человека, каким хотел быть Кроули. Этот был похож на «Порш» с экраном. Руководства все еще лежали в прозрачной обертке[2].
Вообще, единственное, чему Кроули уделял хоть какое-то свое внимание, были цветы. Они были огромными, зелеными и великолепными, с сияющими, здоровыми, глянцевыми листьями.
А все потому, что раз в неделю Кроули ходил по квартире с зеленым пластиковым пульверизатором, опрыскивая листья, и разговаривал с цветами.
Он слышал о таком в начале семидесятых по Радио-4 и посчитал отличной идеей. Хотя слово «
разговаривать», пожалуй, не подходит к тому, что делал Кроули.
Он скорее внушал им страх перед Богом.
А если точнее – перед Кроули.
К тому же, каждую пару месяцев Кроули выбирал цветок, который рос слишком медленно, или начал увядать, или просто не выглядел так же хорошо, как остальные, и проносил его мимо остальных растений.
- Попрощайтесь с другом, - говорил он им. – Он просто не выдержал...
А потом он уходил с цветком, сбившимся с пути истинного и через час возвращался с пустым большим цветочным горшком, который оставлял где-то в квартире на видном месте.
Цветы были самыми пышными, зелеными и прекрасными во всем Лондоне. А также и самыми запуганными.
Гостиную освещали прожекторы и белые неоновые лампы, из тех, что ненароком ставят у кресла или в углу.
Единственным украшением на стене был рисунок в рамке – эскиз к «Моне Лизе», оригинальный набросок Леонардо да Винчи. Кроули купил его у художника одним жарким флорентийским днем, и полагал, что он идеально подойдет к картине[3].
У Кроули была спальная, и кухня, и кабинет, и гостиная, и уборная: и везде вечная чистота и совершенство.
Он провел несколько неприятных часов в каждой из этих комнат в долгом ожидании Конца света.
Он позвонил своим людям в АОВ в попытке узнать новости, но его агент, сержант Шэдвел, только вышел, а глупая секретарша, кажется, не могла понять, что он готов поговорить с кем-либо другим.
- Мистера Пульцифера тоже нет, милый, - сказала она. – Этим утром он отправился в Тэдфилд. На
задание.
- Мне все равно с кем говорить, - объяснил Кроули.
- Я передам мистеру Шэдвелу, - ответила она, - когда он вернется. А теперь простите меня, но у меня дела, я не могу заставлять джентльмена ждать так долго, иначе его хватит. А в два зайдут миссис Ормерод и мистер Скроджи и юная Джулия, а еще прибраться нужно. Но я передам мистеру Шэдвелу.
Кроули сдался. Он попытался почитать роман, но не смог сосредоточиться. Он попробовал рассортировать диски в алфавитном порядке, но бросил это дело, обнаружив, что они и так расставлены по порядку, как и его книги и коллекция музыки соул[4].
Наконец он сел на белый кожаный диван и махнул рукой в сторону телевизора.
- Поступают сообщения, - говорил встревоженный диктор, - э, сообщения, ну, никто, похоже, не знает, что происходит, но по имеющимся у нас сведениям, кажется, э, увеличивается натянутость в международных отношениях, что, безусловно, кажется невозможным, поскольку всего неделю назад, э, все вполне ладили. Э.
- Это, вероятно, по крайней мере, частично связано с теми странными событиями, что происходили в последние несколько дней.
- С побережья Японии...
КРОУЛИ?
- Да, - признал Кроули.
ЧТО, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, ПРОИСХОДИТ, КРОУЛИ? ЧЕМ ИМЕННО ТЫ ЗАНИМАЛСЯ?
- Что вы имеете в виду? – спросил Кроули, хотя уже знал ответ.
МАЛЬЧИК ПО ИМЕНИ ВОРЛОК. МЫ ПРИВЕЛИ ЕГО НА ПОЛЯ МЕГГИДО. СОБАКИ С НИМ НЕТ. РЕБЕНОК НИЧЕГО НЕ ЗНАЕТ О ВЕЛИКОЙ ВОЙНЕ. ОН НЕ СЫН НАШЕГО ПОВЕЛИТЕЛЯ.
- А, - вздохнул Кроули.
И ЭТО ВСЕ, ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ СКАЗАТЬ, КРОУЛИ? НАШИ ВОЙСКА СОБРАНЫ, ЧЕТЫРЕ ЗВЕРЯ ВЫЕХАЛИ – НО КУДА ОНИ ЕДУТ? ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК, КРОУЛИ, И ЭТО ТВОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И, ПО ВСЕЙ ВЕРОЯТНОСТИ, ТВОЯ ВИНА. И МЫ ПОЛАГАЕМ. ЧТО У ТЕБЯ НАЙДЕТСЯ ОЧЕНЬ ЗДРАВОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ВСЕМУ ЭТОМУ...
- О, да, - быстро согласился Кроули. – Очень даже здравое.
...
ПОСКОЛЬКУ У ТЕБЯ БУДЕТ ШАНС ВСЕ НАМ ОБЪЯСНИТЬ. У ТЕБЯ БУДЕТ ВСЕ ВРЕМЯ, КАКОЕ ЕСТЬ, ЧТОБЫ ОБЪЯСНИТЬ ВСЕ. И МЫ С ВЕЛИЧАЙШИМ ИНТЕРЕСОМ ВЫСЛУШАЕМ, ЧТО ТЫ НАМ СКАЖЕШЬ. И ЭТОТ РАЗГОВОР, И ВСЕ, ЧТО ПОСЛЕДУЕТ ЗА НИМ, СТАНЕТ ИСТОЧНИКОМ РАДОСТИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ВСЕХ ПРОКЛЯТЫХ АДА, КРОУЛИ, И НЕ ВАЖНО, КАК ЖЕСТОКИ МУКИ, НЕ ВАЖНО, КАКИЕ СТРАДАНИЯ ИСПЫТЫВАЮТ САМЫЕ ПРЕЗРЕННЫЕ ИЗ ПРОКЛЯТЫХ, КРОУЛИ, ПОСКОЛЬКУ ТВОИ БУДУТ ХУЖЕ...
Одним жестом Кроули выключил телевизор.
Потухший серовато-зеленый экран продолжал вещать; тишина складывалась в слова.
ДАЖЕ НЕ ДУМАЙ О ТОМ, ЧТОБЫ СБЕЖАТЬ, КРОУЛИ. ВЫХОДА НЕТ. ОСТАВАЙСЯ ТАМ, ГДЕ ТЫ НАХОДИШЬСЯ. ТЕБЯ... ЗАБЕРУТ.
Кроули подошел к окну и выглянул наружу. По дороге к нему медленно приближалось что-то черное, похожее на машину. Оно было достаточно похоже на автомобиль, чтобы обмануть случайного наблюдателя. Кроули, очень внимательно наблюдавший за объектом, заметил, что колеса не только не вращались, но даже не были присоединены к машине. Проезжая мимо каждого дома, она замедляла движение; Кроули предположил, что пассажиры (ни один из них не вел; ни один не знал, как) рассматривали номера домов.
Немного времени у него есть. Кроули ушел на кухню и взял пластиковое ведро из-под раковины. Потом он вернулся в гостиную.
Власти Ада прервали связь. Кроули повернул телевизор к стене, просто на всякий случай.
Он подошел к «Мона Лизе».
Кроули отодвинул картину от стены, открывая сейф. Этот сейф не был стенным; он был куплен у компании, которая специализируется на обслуживании ядерной промышленности.
Он открыл его, на внутренней двери был вращающийся кодовый замок. Он повернул циферблат (код 4-0-0-4, легко запомнить, это год, когда он проскользнул на эту дурацкую удивительную планету, а тогда она была новой и сверкающей).
Внутри был термос, пара тяжелых перчаток из ПВХ, из тех, что закрывают всю руку, и пара щипцов.
Кроули остановился. Он нервно поглядывал на термос.
(Снизу послышался грохот. Это была входная дверь...)
Он натянул перчатки и осторожно взял фляжку, щипцы и ведро – и, чуть помедлив, схватил опрыскиватель, стоявший рядом с шикарным цветком – и направился в кабинет походкой человека, который несет термос полный чего-то, что, если он его уронит или даже просто подумает об этом, может вызвать такой взрыв, какой вызовет у седобородых в низкопробных фантастических боевиках фразы типа «А там, где сейчас находится этот кратер, когда-то стоял город Ваш-Шинг-Тон».
Он дошел до кабинета, толкнул дверь плечом. Затем он присел и медленно положил все на пол. Ведро... щипцы... опрыскиватель... и, наконец, очень медленно, термос.
На его лбу образовалась капля пота и скользнула в глаз. Он смахнул ее.
Потом, медленно и аккуратно щипцами отвинтил крышку термоса... осторожно... осторожно... вот так...
(Стук шагов по лестнице и приглушенный вскрик. Это маленькая пожилая леди, живущая этажом ниже).
Он не может позволить себе спешки.
Он взял щипцами термос и, стараясь не проронить ни единой капли, вылил содержимое в пластиковое ведро. Одно неверное движение, и – все.
Вот.
Потом он открыл дверь кабинета примерно на шесть дюймов, и поставил ведро наверх.
Щипцами он завернул крышку термоса, потом (–грохот из его прихожей–) стащил перчатки, поднял опрыскиватель и уселся за стол.
- Кролиии...? – раздался гортанный голос. Хастур.
- Он там, - прошипел второй. – Я чувствую этого мелкого липкого гаденыша. – Лигур.
Хастур и Лигур.
Итак, и Кроули первым заверит это,
глубоко внутри большинство демонов вовсе не злые. В великой космической игре предполагается, что они занимают ту же позицию, что и налоговые инспекторы – делают, может, и непопулярную работу, но существенную для функционирования всего аппарата. Если уж на то пошло, некоторые ангелы – вовсе не образец добродетели; Кроули встречал одного или двух, что, когда речь заходила о сокрушении неверных, карали с куда большим усердием, нежели было необходимо. В общем и целом, у каждого есть работа, и остается только выполнять ее.
Но с другой стороны, были и такие как Лигур и Хастур, которые получали такое темное удовлетворение в чужих неприятностях, что их можно было бы спутать с людьми.
Кроули откинулся в кресло. Он заставил себя расслабиться и потерпел ужасающее поражение.
- Сюда, парни, - позвал он.
- Нам бы только парой словечек перекинуться, - сказал Лигур (таким тоном, который позволял предположить, что «словечко» - это лишь синоним для «ужасающе мучительная вечность»), и приземистый демон открыл дверь в кабинет.
Ведро пошатнулось и упало прямо на голову Лигура.
Бросьте в воду щепотку натрия. Посмотрите, как он вспыхивает и пылает, безумно вертится, мерцая и шипя. Примерно так это и выглядело; только неприятнее.
Кожа сходила с демона, он полыхал и качался. Маслянистый бурый дым подымался от него, и он кричал, и кричал, и кричал. Потом он рухнул вниз, сложился вовнутрь, и на прожженном почерневшем круге на ковре осталось блестеть нечто, похожее на горсть раздавленных слизняков.
- Привет, - сказал Кроули Хастуру, который шел следом за Лигуром, и к несчастью даже не был забрызган.
Существуют такие вещи, которые просто немыслимы: есть глубины, до которых даже демоны не поверят, что другие демоны могут опуститься.
- ...Святая вода. Ублюдок, - отозвался Хастур. – Ты настоящий
ублюдок.
Тебе он ничего не сделал.
- Пока что, - поправил его Кроули, чувствовавший себя более спокойно, ведь теперь шансы были почти равны. Почти, но еще не равны, не намного. Хастур был герцогом Ада. Кроули не был даже местечковым советником.
- О твоей во тьме будут шептаться судьбе матери, запугивая своих детей, - произнес Хастур и почувствовал, что язык Ада здесь не уместен. – Тебя заберут в чертову
чистку, парень, - добавил он.
Кроули поднял зеленый пластиковый опрыскиватель и угрожающе потряс им.
- Убирайся, - сказал он. Он услышал, как внизу звонит телефон. Четыре звонка, потом включился автоответчик. Он на мгновение задумался, кто это мог быть.
- Ты меня не запугаешь, - сказал Хастур. Он следил, как капля воды образовалась на насадке и медленно поползла по стенке опрыскивателя к руке Кроули.
- Знаешь, что это? – спросил Кроули. – Это опрыскиватель «Сензбери», самый дешевый и эффективный опрыскиватель во всем мире. Он может выпустить в воздух неплохую струю воды. Надо ли мне говорить тебе, что там? Он может превратить
тебя в
это, - он указал на ковер. – Так что, убирайся.
Капля на стенке опрыскивателя добралась до руки Кроули и остановилась.
- Ты блефуешь, - сказал Хастур.
- Может и так, - отозвался Кроули таким тоном, который, как он надеялся, даст четко понять, что блеф – последнее, о чем он подумает. – А может, и нет. Как думаешь, тебе везет?
Хастур сделал жест рукой, и пластиковый пульверизатор растаял, точно рисовая бумага, разлив воду на стол Кроули и на его костюм.
- Да, - сказал Хастур. И улыбнулся. Его зубы были слишком острыми, и язык мелькал между ними. – А тебе?
Кроули ничего не ответил. План А сработал. План Б провалился. Все зависело от плана В, но здесь был один недостаток: у него был только план Б.
- Итак, - прошипел Хастур, - пора идти, Кроули.
- Думаю, тебе кое-что нужно знать, - отозвался Кроули, пытаясь выиграть время.
- И что же? – улыбнулся Хастур.
На столе Кроули зазвонил телефон.
Он поднял трубку и предупредил Хастура:
- Не двигайся. Ты должен знать кое-что очень важное, я не шучу. Алло?
- Нгх, - сказал Кроули. Потом он произнес: - Не. Старый приятель зашел.
Азирафаль повесил трубку. Кроули было интересно, что ему нужно.
И вдруг, прямо в его воображении, созрел план В. Он не опустил трубку на рычаг. Вместо этого он сказал:
- Ладно, Хастур. Ты прошел тест. Ты готов к игре с большими парнями.
- Ты что, спятил?
- Нет. Ты что, не понимаешь? Это был тест. Правителям Ада необходимо было знать, что тебе можно доверять, прежде чем передать тебе под командование Легионы Проклятых в приближающейся Войне.
- Кроули, ты врешь, или спятил, или, возможно, и то и другое, - отозвался Хастур, но уверенность уже пошатнулась.
Всего мгновение он обдумывал эту возможность; и тут Кроули поймал его.
Вполне возможно, что Ад проверял его. Этот Кроули – нечто
гораздо большее, чем кажется. Хастур был параноиком, это вполне разумная и уравновешенная реакция на жизнь в Аду, где все и в самом деле охотились за тобой.
Кроули начал набирать номер.
- Все в порядке, герцог Хастур. Я не ожидаю, что ты поверишь
мне, - признал он. – Но почему бы тебе не поговорить с Темным Советом... я уверен, они смогут тебя убедить.
Номер, который он набрал, щелкнул и начал звенеть.
- Прощай, придурок, - сказал он.
И исчез.
Через мельчайшую долю секунды Хастур тоже пропал.
***
Годами теологи проводили огромное множество человеко-часов, споря по одному известному вопросу:
Сколько Ангелов Может Танцевать На Булавочной Головке?
Дабы добраться до ответа, нужно принять во внимание следующие факты:
Во-первых, ангелы просто не танцуют. Это одна из отличительных черт ангела. Они могут с благодарностью внимать Музыке Сфер, но не чувствуют никакой нужды спускаться и танцевать под нее буги-вуги. Так что -
ни одного.
По крайней мере, почти ни одного. В конце 1880х Азирафаль научился танцевать гавот в закрытом клубе для джентльменов на Портлент-Плейс, и хотя в начале у него получалось не лучше, чем у утки – банковское дело, через какое-то время он довольно поднаторел в нем, и был совершенно выбит из колеи, когда через несколько десятилетий гавот навсегда вышел из моды.
Так что, если танцем будет гавот, и если у него будет подходящий партнер (который, разумеется, способен не только танцевать гавот, но и проделывать это на булавочной головке), то точным ответом будет «
один».
Точно так же вы можете спросить, сколько демонов может танцевать на булавочной головке. В конце концов, они суть есть одно и то же. И, по крайней мере, они танцуют[5].
И если ставить вопрос таким образом, то ответом будет – довольно много, учитывая, что они могут покинуть свою физическую оболочку, что для демона – сущий пустяк. Демоны не связаны законами физики. Если взглянуть издалека, вселенная – это всего лишь нечто маленькое и круглое, как те наполненные водой шарики, в которых возникает миниатюрный буран, если их встряхнуть[6]. Но если приглядеться пристально, единственная проблема в танцах на булавочной головке состоит в тех огромных дырах между электронами.
Для ангельского рода, или для демонской породы, размер, и форма, и состав – всего лишь то, чем можно управлять.
В данный момент Кроули невероятно быстро движется по телефонной линии.
ДЗЫНЬ.
Кроули прошел через два телефонных узла практически на скорости света. Хастур был чуть позади него: четыре или пять дюймов, но на такой скорости это давало Кроули вполне достойное преимущество. Которое, разумеется, исчезнет, как только он выберется наружу.
Они были слишком малы, чтобы издавать звуки, но чтобы общаться, демонам этого и не нужно. Он слышал, как Хастур кричал ему вслед:
- Ублюдок! Я достану тебя! Ты от меня не уйдешь!
ДЗЫНЬ.
- Где бы ты не вылез, я выйду там же! Ты не уйдешь!
Менее чем за секунду, Кроули пронесся по двумстам милям кабеля.
Хастур был почти рядом. Кроули необходимо было очень, очень аккуратно рассчитать время.
ДЗЫНЬ.
Это третий звонок. Ну, подумал Кроули, все или ничего. Он внезапно остановился и заметил, как Хастур пронесся мимо. Хастур повернулся и...
ДЗЫНЬ.
Кроули проскочил по телефонной линии, пролетел через пластиковую оболочку и, тяжело дыша, материализовался в полный рост в своей гостиной.
Щелк.
В автоответчике включилось исходящее сообщение. Потом раздался сигнал, и, когда начал записываться входящий звонок, из громкоговорителя раздался голос:
- Ага! Что? ...Ах ты,
чертов змееныш!
Замигал красный огонек записанного сообщения.
Загорался и гас, загорался и гас, точно крохотный красный злобный глаз.
Кроули очень хотелось, чтобы у него осталось хоть немного святой воды и время подержать в ней кассету, пока она полностью не растворится. Но связываться со смертельной ванной Лигура было достаточно опасно, он держал ее уже несколько лет просто на всякий случай, и даже одно лишь присутствие воды в комнате доставляло ему беспокойство. Или... или, может... да, а что
будет, если он уберет кассету в машину? Он мог бы проигрывать Хастура снова и снова, пока тот не превратится в Фредди Меркьюри. Нет. Может, он и ублюдок, но так далеко заходить нельзя.
Раздался рокот далекого грома.
Времени у него нет.
Идти ему некуда.
И все же он вышел. Он подбежал к «Бентли» и поехал в сторону Уэст-Энда так, словно все демоны ада гнались за ним. Что, в большей или меньшей степени, было правдой.
*****
Мадам Трэйси услышала медленные шаги мистера Шэдвела на лестнице. Они были медленнее, чем обычно, и затихали через каждые несколько ступенек. Обычно он поднимался так, словно ненавидел каждую из них.
Она открыла дверь. Он стоял на площадке, прислонившись к стене.
- Эй, мистер Шэдвел, - позвала она, - что вы сделали со своей рукой?
- Проч от мя, жнщна, - проревел Шэдвел. – Я сил сваих не ведал!
- Почему вы держите ее так?
Шэдвел попытался втиснуться в стену.
- Назад, я грю! Я за ся не отвечаю!
- Что, ради Бога, стряслось с вами, мистер Шэдвел? – спросила мадам Трэйси, стараясь взять его за руку.
- Ничего! Совершенно ничего!
Ей удалось схватить его руку. Он, Шэдвел, бич Божий, был бессилен против нее, и она завела его в свою квартиру.
Он никогда не был там раньше, по крайней мере, наяву. В своих снах он представлял ее в шелках, богатых драпировках и том, что он считал курильней фимиама. Стоит признать, над входом на кухню действительно висела занавесь, а лампа была довольно неумело сделана из бутылки «Чианти», поскольку понимание изящества мадам Трэйси, как и у Азирафаля, осело где-то в 1953. А в центре комнаты стоял стол с вельветовой скатертью с лежащим на ней хрустальным шаром, который все в большей и большей мере становился ее источником доходов.
- Думаю, вам не помешает прилечь ненадолго, мистер Шэдвел, - произнесла она голосом, не терпящим никаких возражений, и повела его в спальню. Он был слишком сбит с толку, чтобы протестовать.
- Но юный Ньют там, - пробормотал Шэдвел, - в плену языческих страстей и оккультных злодеяний.
- Ну, я уверена, он знает, что с ними делать, - быстро отозвалась мадам Трэйси, чье представление о том, чем занимается Ньют, пожалуй, было ближе к действительности, нежели предположения Шэдвела. – И я уверена, ему бы не понравилось, что вы довели себя до такого состояния. Просто полежите, а я приготовлю нам по чашке чая.
Она исчезла за звяканьем бусинок занавеси.
И вдруг Шэдвел остался в одиночестве и даже сквозь руины разрушенных нервов понимал, что лежит на ложе греха, но в данный момент так и не мог решить, было ли это лучше или хуже того, чтобы
не быть в одиночестве на ложе греха. Он повернул голову, чтобы рассмотреть интерьер.
Представления мадам Трэйси об эротичности возникли в те дни, когда юноши росли, думая, что у женщин впереди были намертво прикреплены пляжные мячи, Бриджит Бардо могли назвать секси-киской, и никто бы над этим не рассмеялся, а журналы назывались «Девчонки», «Хи-хи» и «Подвязки». Где-то в этом бурлящем море вседозволенности она подобрала идею, что мягкие игрушки в спальне создают интимную, кокетливую атмосферу.
Некоторое время Шэдвел смотрел на огромного старого плюшевого медвежонка, у которого был только один глаз и оторванное ухо. Наверное, имя его было как-нибудь вроде «Мистер Бэггинс».
Он повернул голову в другую сторону. Его взгляд привлек чехол для пижам в виде животного, которое, возможно, было собакой, а, впрочем, могло быть и скунсом. Оно весело улыбалось.
- Йак, - сказал он.
Но воспоминания обрушивались на него. Насколько он знал, еще никто в Армии не изгонял демона. Ни Хопкинс, ни Сифтингз, ни Дайсмен. Наверняка, даже старшина роты ОВ Наркер[7], которому принадлежал рекорд по найденным ведьмам. Рано или поздно каждая Армия находит свое самое сокрушительное оружие, и теперь, размышлял Шэдвел, оно обнаружилось на конце его руки.
Ну, к черту концепцию Первого Применения. Он немного отдохнет, раз уж он здесь, а потом Силы Тьмы, наконец, встретятся с равным себе...
Когда мадам Трэйси принесла чай, он уже храпел. Она тактично, и к тому же с благодарностью, закрыла дверь, ведь через двадцать минут у нее сеанс, а сейчас от денег отказываться не стоит.
Хотя мадам Трэйси была по многим меркам довольно глупа, в определенных вопросах она полагалась на интуицию, а когда речь заходила о баловании оккультным, ее доводы были безупречны. Именно баловство, понимала она, необходимо ее клиентам. Они вовсе не жаждут окунуться в оккультизм по самую шею. Им не нужны эти мульти-планарные тайны Времени и Пространства, они лишь хотят знать, что теперь, когда Мама умерла, с ней все в порядке. Им нужно ровно столько Оккультного, чтобы придать чуточку пикантности своей простой жизни, и, желательно, не дольше сорока пяти минут, а затем – чай и бисквиты.
Им точно не были нужны странные свечи, запахи, пения или мистические руны. Мадам Трэйси даже убрала из своей колоды Таро большую часть Старших Аркан, поскольку их появление беспокоило людей.
И она никогда не забывала прямо перед сеансом поставить на огонь ростки капусты. Ничто так не обнадеживает, ничто не согласуется с уютным духом английского оккультизма более, чем запах готовящейся в соседней комнате брюссельской капусты.
***
Стоял полдень, и низкие грозовые облака окрасили небо в цвет ржавого свинца. Скоро сплошной стеной пойдет дождь. Пожарные надеялись, что он начнется скоро. Чем скорее, тем лучше.
Они прибыли довольно быстро, и юные пожарные возбужденно носились вокруг, разворачивая пожарные рукава и хватая топоры; старшие пожарные с первого взгляда поняли, что все это бесполезно, и даже не были уверены, что дождь затушит его до того, как он перекинется на соседние здания. И тут, на скорости около шестидесяти миль в час, прямо на тротуар из-за поворота вылетел черный «Бентли» и с визгом тормозов остановился в полудюйме от стены магазинчика. Из нее выбрался чрезвычайно взволнованный молодой человек в темных очках и бросился к двери полыхающего магазина.
Его остановил пожарный.
- Вы хозяин этого заведения? – спросил он.
- Не будьте дураком! Я, что,
похож на владельца книжной лавки?
- Вот уж не знаю, сэр. Внешность может быть обманчивой. К примеру, я – пожарный. Однако, встречаясь со мной не на работе, люди, не знающие о моей профессии, часто предполагают, что я, в общем-то, общественный бухгалтер или директор компании. Представьте меня не в униформе, сэр, и кого вы увидите перед собой? Если честно?
- Болвана, - ответил Кроули и вбежал в магазин.
Это кажется гораздо легче, чем было на самом деле, поскольку для этого Кроули пришлось избежать встречи с полудюжиной пожарных, двумя полицейскими и несколькими интересными ночными обитателями Сохо[8], рано выбравшимися на улицу и теперь возбужденно спорили друг с другом, какая именно часть общества озарила полдень и почему.
Кроули протолкнулся прямо через них. Они едва удостоили его взглядом.
Потом он распахнул дверь и ступил в сущий ад.
Вся лавка полыхала.
- Азирафаль! – позвал он. – Азирафаль, ты... ты
болван... Азирафаль! Ты здесь?
Никакого ответа. Только треск горящей бумаги, звон стекла на верхнем этаже, куда уже добрался огонь, и грохот рушащихся балок.
Он настойчиво с отчаянием осматривал лавку, ища ангела, ища
помощь.
В дальнем углу рухнула полка, рассыпав на пол пылающие книги. Огонь был всюду вокруг него, но Кроули игнорировал это. Его левая брючина начала медленно тлеть, он потушил ее взглядом.
- Эй? Азирафаль! Ради Бо... ради Са... ради
кого-нибудь! Азирафаль!
Снаружи разбили окно. Кроули повернулся, вздрогнул, и неожиданно струя воды ударила его в грудь и сбила на пол.
Его очки отлетели в дальний угол комнаты и превратились в лужу горящего пластика. И открылись желтые глаза с узкими вертикальными зрачками. Мокрый, с идущим от него паром, с черным от сажи лицом, настолько далекий от стильности, насколько для него вообще возможно, стоя на четвереньках в полыхающей лавке, Кроули проклинал Азирафаля, и сущность бытия, и Верх и Низ.
Потом он посмотрел вниз и увидел. Книга. Книга, которую в среду забыла в машине девчонка из Тэдфилда. Обложка слегка обуглилась, но сама она чудесным образом не повредилась. Он поднял ее, сунул в карман куртки, неловко встал на ноги и отряхнулся.
Верхний этаж обвалился. С ревом и исполинским вздохом, точно пожав плечами, здание обрушилось вниз дождем кирпичей, балок и пылающих обломков.
Снаружи прохожих отстранила полиция, а пожарный пытался объяснить любому, кто стал бы слушать:
- Я не смог остановить его. Должно быть, он сошел с ума. Или напился. Просто вбежал внутрь. Я не мог остановить его. Безумец. Забежал прямо туда. Ужасная смерть. Ужасная, просто ужасная. Вбежал прямо внутрь...
А потом из пламени вышел Кроули.
Полицейские и пожарные посмотрели на него, увидели выражение его лица и остались на своих местах.
Он забрался в «Бентли», вернулся на дорогу, объехал пожарную машину, и понесся по Уордор-стрит на встречу потемневшему полудню.
Они смотрели, как удаляется машина. Наконец, один из полисменов заговорил.
- В такую погоду ему бы нужно фары включить, - беспомощно произнес он.
- Особенно на такой скорости. Это опасно, - согласился второй, ровным глухим голосом, и они остались стоять там, в свете и жаре пылающей книжной лавки, размышляя, что же произошло с миром, который, как они думали, они понимали.
Черное небо прочертила бледно-голубая молния, раздался до боли громкий раскат грома, и пошел страшный ливень.
__________________________
[1] Глас Божий. Но не голос Бога. Отдельная сущность. Вроде представителя Президента.
[2] Как и стандартное гарантийное соглашение, где было сказано, что если компьютер 1) не работает, 2) не выполняет того, что говорилось в дорогой рекламе, 3) бьет током стоящего рядом, 4) и вообще не находится внутри дорогой упаковки, когда вы ее открывали, то это определенно, абсолютно, безоговорочно никоим образом не является виной или ответственностью производителя, что покупатель должен считать себя счастливчиком, ведь ему было позволено передать деньги производителю, и что любая попытка рассматривать то, за что были заплачены деньги, как собственность покупателя привлечет внимание серьезных людей с угрожающими кейсами и очень тонкими часами. Эти гарантии, предлагаемые компьютерной индустрией, настолько впечатлили Кроули, что он даже отправил пачку Вниз, в отдел, где составляются контракты на Бессмертные Души, с прикрепленным к ней на желтым листком с надписью «Учитесь, парни...»
[3] Леонардо тоже так думал.
- В набросках ее улыбка получилась как надо, - говорил он Кроули, потягивая холодное вино в полуденном солнце, - но она совершенно размазалась, когда я нарисовал ее. Ее муж хотел сказать пару слов об этом, когда я принес картину, но, как я ему сказал, сеньор деле Джокондо, кроме вас, кто ее увидит? В любом случае... объясни еще раз про этот вертолет, а?
[4]
Он очень гордился своей коллекцией. Он собирал ее годами. Это была истинная музыка соул. Джеймса Брауна в ней не было.
[5] Хотя это не то, что вы и я могли бы назвать
танцем. По крайней мере, не хорошим танцем. Демон двигается так же, как и британская группа на «Евровидении».
[6] Вот только, если, конечно, неосмыслимый замысел не осмыслим гораздо более, нежели полагается, на дне нет гигантского пластикового снеговика.
[7] АОВ переживала возрождение в прекрасные дни Имперских завоеваний. Зачастую, во время своих бесконечных стычек, британская армия сталкивалась с колдунами, знахарями, шаманами и другими оккультными врагами. И тогда в бой вступали подобные старшине роты АОВ Наркеру, чья широко шагающая, орущая фигура ростом в 195 см и весом в 114 кг, сжимающая бронированную Книгу, трехкилограммовый Колокол и специально укрепленную Свечу, расчищала вельд от врагов быстрее, чем пулемет «Гатлинг». Сесил Родос писал о нем: «Некоторые отдаленные племена считают его богом, и только чрезвычайно храбрый или безрассудный колдун будет стоять на своем, когда на него надвигается старшина роты Наркер. Я бы предпочел его одного двум батальонам гуркхов».
[8] В любом другом месте, вполне возможно, зрители пожара могли быть
заинтересованными.
_________________
An me ludit amabilis insania? = He обманывает ли меня отрадное безумие?