Добавлено: Wed Mar 23, 2005 2:15 am Заголовок сообщения:
Я все-таки не писатель и даже не литературный критик, поэтому вместо резюме второй Науки я решила перевести заключительную главу книги, в которой подводится итог.
---------------------
Мы – рассказывающие истории приматы, которые невероятно преуспели в этом. Как только человек становится достаточно взрослым, чтобы осознать происходящее вокруг, он начинает жить в мире историй. Мы _думаем_ в форме рассказа. Это происходит настолько автоматически, что мы не отдаем себе отчета, что так происходит. И мы рассказали самим себе достаточно много историй, чтобы жить в них.
В небе над нами звездные рисунки, более древние, чем сама планета и находящиеся невообразимо далеко от нас, сложились в образы богов и чудовищ. Но внизу под ними можно найти более интересные сюжеты. Мы живем в сплетении историй разных видов, от рассказа «как мы оказались здесь» до историй об «естественном праве» и «настоящей жизни».
О, да... «Настоящая жизнь»... Смерть, который в Плоском Мире играет роль греческого хора, был впечатлен некоторыми сторонами жизни человечества. Среди них развитием способности говорить себе приятную и практичную маленькую ложь о монстрах, богах и зубных феях, что то вроде разновидности прелюдии перед сочинением действительно большой лжи такой, как например, «истина» и «справедливость».
Справдливости нет. В Санта-Хрякусе Смерть делает замечание о том, что можно смолоть вселенную в порошок и не найти ни одного атома справедливости. Мы создали ее и, хотя мы и сознаем этот факт, тем не менее остается чувство, что она «где то рядом» - большая, белая и сияющая. Это еще одна история.
Мы любим истории потому, что очень сильно зависим от них. Мы нуждаемся в них ежедневно. И поэтому за несколько тысячелетий возникла целая индустрия обслуживания.
Основные повестовательные формы драмы, архетипы рассказов, могут быть все найдены в пьесах древних греков – Эсхилла, Аристофана, Эврипида, Софокла...
Большинство используемых драматических приемов можно найти еще в древней Греции, особенно в Афинах. Несомненно, они намного старше, так как ни одна традиция не появляется на свет полностью сформировавшейся. «Хор», толпа второстепенных актеров
bit-players, служащих обрамлением главного действия и различными способами усиляющих и комментирующих его, греческого или более раннего происхождения. Также как и основное разделение пьес по форме, хотя и не обязательно по содержанию, на трагедию и комедию.
Греческая концепция трагедии это крайняя форма
narrative imperative: сущность неминуемого бедствия должна быть очевидна всем зрителям и всем исполнителям, однако, несмотря на это, должно быть очевидным и то, что бедствие в любом случае должно произойти. Вы обречены, как этому и следует быть, но так или иначе мы будем наблюдать, как увлекательно вас будут обрекать. И если просмотр пьесы, у которой вы заранее знаете конец, кажется вам глупым, то усаживаясь смотреть новый фильм о Джемсе Бонде, прикиньте, какова вероятность того, что он не обезвредит бомбу? По сути, этот сюжет настолько же негибок , как и греческая пьеса, тем не менее вы все равно будете смотреть, как он выкрутится на этот раз.
-----------------------------
Я не совсем уверена, как следует первести выделенные места, bit-players я перевела как второстепенные актеры, хотя это не совсем то. narrative imperative - повествовательное наклонение?
_________________
Местная сумасшедшая