Автор / Сообщение

Железо и эльфы

dominam non inventurus



Зарегистрирован: 16.02.2007
Сообщения: 2054
Откуда: Болгария
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Oct 10, 2015 5:02 pm     Заголовок сообщения: Железо и эльфы

Когда мне впервые встретилась неприязнь эльфов к железу, это на первый взгляд казалось тривией, данью фольклорным первоисточникам, благодаря которым эльфы были более узнаваемы как те же, что и кругломирные фольклорные эльфы. Но чтобы воспринять всерьез возможность защититься от эльфов железом, ну, это просто не могло казаться серьезным. Когда доспехи „королевы Инси“ так и не успели дать Маграт защиту от Королевы, это выглядит вполне логично, особенно в сравнении с „железом в уме“ у Грэнни. Железо кажется такой тривией. Пусть и доставляет эльфам какую-то неприятность, вероятно псевдо-физиологического характера, вроде как чеснок неприятен вампирам, но ничего особенно глубокого, вроде бы просто мелкая деталь. И когда в „Пастушьей короне“…

Spoiler:

железные стружки оказались чрезвычайно эффективным средством против эльфов, в том числе против той же Королевы Белладонны и всего ее воинства, а особенно когда наконец появилась «блестящая» идея осыпать железными стружками трилитоны входов в фейное царство, это вызвало… ну, недоумение.



Но при втором взгляде (а в отношениях с эльфами второй взгляд, говорят, весьма полезен Wink ) появляются еще кое какие … э… соображения. И я начинаю думать, а не окажется ли, что традиционная простая подкова окажется средством помощнее полных доспехов Инси, а что средство из «Пастушьей короны», тем более.

Потому что, что значит железо? Как железо воздействует на умы, не только на эльфийские, а вообще на умы? Что оно символизирует в контексте гламура и грез, в которой области состоит вся мощь эльфов? При условии, что золото, серебро, медь и бронз в сравнении с ним ничего не стоят. Что значит для романтической и, соответственно уязвимой к гламуру картины мира «железный век»? Особенно после того, как на диске появились паровозы. Такой прогрессивно-прагматический металл традиционно враждующий с высокой красотой Царства Мечты. Конечно не как просто один из металлов, а как знак научно-технического прогресса, там, где рулят логарифмические линейки и где нет места всяким романтическим охам и ахам. Заметьте, здесь нет необходимости обязательно в железной воле отдельно взятой ведьмы, здесь есть строй ума, в котором для грез нет места, потому что этот строй ума привык ориентироваться прежде всего на практичное. Мастера своего дела (помните к примеру пасечника из «Дам и господ»), которых не волнует Большая Картина Мира, но которые не на страх, а на совесть производят своими руками что-то полезное для цивилизации. И которые обычно имеют инструменты из железа, потому что железо такое практичное, и которым инструментам как раз удобнее всего оказаться символами их труда.

И тут у Пратчетта как раз есть немало связи между таким практичным профессионализмом и противостоянию системам обмана. Вот как в «Опочтарении» размышляет великий специалист по обманам:

Цитата:
Ему нравились "Литейщик и Шпульки". Ему вообще нравились компании, в которых можно побеседовать с человеком, чье имя написано на двери, это означало, что дело ведут, вероятно, не мошенники. И ему нравились большие, солидные, невозмутимые люди, он признавал за ними качества, которых ему самому не хватало: упорство, солидарность и честность. Невозможно наврать токарному станку или обмануть молот. Это были хорошие люди, не то что он…


В смысле, такие намеки появлялись понемножечку, пока в „Паре“ этот мотив не проявился явно и вовсю. Очарование ручного труда в том, что на него не действует очарование. И что там делать эльфам, которые по диамату и истмату окажутся уже не базой, а надстройкой? Конечно они будут инстинктивно бояться организации ума, в которой фигурируют железные трудовые пособия.
Ведь почему нечисть боится тех или иных символов? Конечно, буквально причины утеряны в белом знании, тем более что при Дунманифестинском пантеоне трудно представить почему, примерно, священные символы могут быть страшны вампирам. Но в кругломирных первоисточниках объяснение логично – нечисть панически боится той Силы, которую обозначает крест. Нечисть знает, не по слухам, а на практике, что с этой Силой шутки плохи, значит, с теми, кто обозначает связью с этой Силой, лучше на всякий случай не связываться. Дунманифестинские боги такой силой не являются, зато на самом Диске таких сил немало. Пратчетт немало писал о трепете, который вызывают к примеру щиток стражнического значка или черная островерхая шляпа. Пока есть кто-то, кому действительно не до шуток. Выходит, такое получается и с железом. Как думаете?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ghworin II
Гнум


Зарегистрирован: 28.03.2007
Сообщения: 2210
Откуда: Nowhere Land.
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Mon Oct 12, 2015 10:16 am     Заголовок сообщения:

Нет, ну, по-моему, понятно сразу

Spoiler:

что железо в "Пастушьей короне" не буквально физически-химически останавливает эльфов. Эдак ещё и Матушка при жизни бы разложила поварёшек вокруг камней, и не было бы Диску никаких эльфийских угроз. Это новое железо, железо железных дорог, нового времени, нового взгляда на вещи, новых людей и новых гоблинов, которые живут уже в новой плоскости Плоского мира и не боятся старого врага, который кроме своих чар ничем не страшен, и которому нет в новом мире места -- даже ту, что попыталась его найти, нарратив убивает.


_________________
If dreams can't come true, then why not pretend?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
saara
Гость




Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Wed Aug 09, 2017 4:32 pm     Заголовок сообщения:

"Горячие деньги" - это, как я понимаю, из Снаффа. Аристократы, кидающие слугам в качестве чаевых раскалённые монетки. Белую лошадь из "Шляпы, полной неба" вообще невозможно забыть. А что за "Аллея Жестяных Крышек", напомните, пожалуйста?
Часовой пояс: GMT

 


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах