Добавлено: Wed Aug 31, 2005 9:47 am Заголовок сообщения:
Относительно "Техану" - разговор особый. К "равным правам" она, и в самом деле, отношения не имеет, но очень правильно завершает весь цикл - это в конце напишу. А пока о том, что ТП взял у Урсулы и зачем.
Значицца так:
1. МАГИЯ. Сам принцип. Принципы магии у Ле Гуин очень правильные с т.з. того, что было бы, будь магия реальностью. Заключаются они в а). принципе равновесия, б). безжизненности и бесполезности иллюзий, в). правиле истинных имен и г). разделения на мужскую и женскую.
Все это совершенно органично вошло в реальность ПМ, возникает бесподобный эффект узнавания, то есть веришь этой магии полностью - нет таких прямых цитат/пародий, как с Толкином, и получается, что ассоциации и подтверждения реальности образа идут из "белого знания".
В то же время есть некоторые элементы, которые скрыто (подчеркну) пародируются.
- Незримый университет/ университет на о. Рок. Комментарии излишни. Взять хотя бы то, что туда так просто не войдешь. И жратва у волшебников и там, и там настоящая да еще какая! (Хотя в ПМ она еще более какая:) Ну, как всегда.
- Мотив целибата - дискутируется и проводится в одном ключе (хотя мотив сам достаточно распространен в фольклоре, но тут именно схожие интонации)
- "Распределение" волшебников на работу. Один в один.
- Ведьмы. Магия от корней (сформулировано в "Техану", тетушка Мосс, но идея сквозила и раньше) Фраза про кости и холмы почти совпадает с "Wee Free Men".
- Противопоставленность ведьм и волшебников, при том, что они, вобщем-то, не грызутся и понимают друг друга.
Там еще много всяких «мелких» деталей, козы и горы в том числе.
2. Безымянные. Вот тут я уже перехожу к непрямым соответствиям, но мне кажется, что ТП все-таки об этом думал, когда писал о Тварях из подземных измерений. Безымянные, не имея имен, не имеют формы. В то же время они стремятся завладеть ЧУЖОЙ формой и силой, прорваться в наш мир. Тот же паразитизм.
3. И о разрыве мужского и женского начал.
Я не думаю, что цикл о ведьмах задумывался как пародия на "Волшебников Земноморья", но то, что ТП последовательно дискутирует именно по мировоззренческим вопросам и с Толкином, и с Урсулой Ле Гуин, точно совершено.
Так вот, в "Техану" получилось, на мой взгляд, следующее: разрыв мужской и женской магии (читай: начала, силы), приводит в тупик, руна мира восстановилась только тогда, когда мужчина и женщина, обладающие магической силой, действовали в согласии. НО для полного восстановления мира их силы должны объединиться не только в магическом смысле слова, но и в самом прямом - не магическая сила, а жизненная. То есть восстановление короля, которого и он и она называют сыном, и воспринимают, как сына, ознаменовалось и воссоединением мужчины и женщины. Это любовь. Это выживание вместе, это возможность состариться вместе. Душевное родство.
То есть, отвечая Стеффу: "Техану" - не феминизм, а книга об утраченной и восстановленной гармонии. Агрессивны там обе стороны. И м., и ж. Только вот для окончательного решения вопроса понадобился дракон... Ну, не знаю. Это уже другая история.
А вот о чем ТП дискутирует с Урсулой, это тоже другая история.
_________________
Fire burn, and cauldron bubble