Это произведение закапывать в перловку можно только методом копипасты. Где-то там, в моем черепе, здоровый литературный вкус запасся сигаретами и седативными, чтобы пережить хотя бы авторское вступление.
Для начала оказалось, что авторши "гуманитарий" и "технарь". Это вызвало во мне короткий кризис самоидентификации и удар по гуманитарному мозгу.
ЧКА копипастилась, как хорошая курсовая работа: с нескольких источников одновременно. Поэтому во вступлении ощутимо корчились в муках кривые цитаты из Библии. Вначале было слово. А потом имя. А потом еще что-то было. Тоже в начале. Сложная для здорового человека концепция света, не-света, тьмы и не-тьмы легким штормом предупреждает нас о неизбежном развитии сюжета с этими четырьмя субстанциями. Если же отвлечься от курса местной квантовой физики, то внимание приковывает философия. Очень странная философия. Я еще никогда не пыталась придумать анекдот про философию до этого момента. Начало анекдота должно звучать как "Однажды Блаватская зашла в гости к дяде Федору из Шаолиня...", а заканчиваться словами "...у нас было три пакета эйдасов Платона, горсть таблеток нигилизма, три пачки идеи сверхчеловека и полная солонка Мэри Сью". Я не придумала середину анекдота. У меня там провал в памяти.
Ибо во вступлении нам предлагают одновременно отказаться от оценочных суждений, принять на веру существование Арды (реальное существование!!!), пройти курс истории местного демиурга, разочароваться в профессоре и очароваться Тьмой (которая не не-тьма, не не-свет и не просто свет; да, это важно), узнать много нового о механизмах создания мира из песни... и предварительно употребить что-нибудь галлюциногенное.
Далее начинается текст.
Лично я не вижу ничего дурного в симпатии к отрицательным героям. Видимо, совесть не позволяет мне осуждать других за то, в чем сама я была замечена неоднократно. Но у симпатии, к сожалению, есть разные уровни. Как по мне, так для сопереживания герою не обязательно перекраивать сюжет, отмывая добела каждого Темного Лорда. В чем ценность мрачной тьмы, если вы все еще не кипятите, а они уже идут к вам? Они - это авторы ЧКА, утверждающие прямо и косвенно, что Мелькор - герой, которого Толкин не любит. Вот вы теперь тоже живите с этим открытием, а я продолжу.
На самом деле Мелькор был Творцом, что априори лишало Эру звания "Единого". Сей факт расшатал нервную систему Илуватара, и он начал жестко компостировать судьбу несчастного Валы, дабы тот в своих страданиях юного Мелькора находился под бодрящим душем живительного ангста: его жизнь связана с самой Ардой, его сила ограничена ею, его раны и боль не покидали никогда.
Далее, одновременно с курсом астрономии, ботаники и метеорологии мы узнаем, что созданная завистливым и мелочным Эру Арда - мир без будущего, симметричный в своем совершенстве и обреченный на неподвижное угасание. Разумеется, бороться с произволом выходит он - Мелькор. Проводимая им экологическая катастрофа политика не вызывает поддержки прочих Валар. Да-да, вы догадались. Для того, чтобы белый и пушистый Мелькор казался на их фоне еще белее и пушистее, Валар жестокосердны, тупы, недальновидны и страдают избирательным слухом. Тулкас так вообще агрессивный имбецил. Вы же оценили этот авторский ход? Так свежо и необычно! Не можешь подчеркнуть достоинства любимого героя - придумай и трижды подчеркни недостатки остальных. Премию им за это. Дарвина.
Вокруг себя Мелькор собирает свежеобнаруженных эльфов, и, вследствие всяких экспериментов (увы, не канонических) делает их Людьми версии 1.0, то есть способными умирать. Эту свою способность они неоднократно и даже в чем-то по-тарантиновски задорно продемонстрируют во время учебно-показательной казни.
Правда, перед массовым геноцидом эльфов Тьмы были у них и светлые дни. Например, когда был Мелькор маленький с кудрявой головой, конечно, мы все знаем, что он играл в снежки. А еще было у него два самодельных ученика, которых сначала взяли погонять Валар, но не уследили, и Саурон (как его там только не склоняли!) и Курумо вновь пришли к Учителю. Из этого, следуя "любви" авторов к Мелькору, вышли только боль и страдания. Курумо от ревности предает своего создателя и того привлекают к уголовной ответственности за порчу имущества с попыткой государственного переворота, попутно декорируя Валинор красиво развешенными на скалах трупами эльфов Тьмы. Это на тот случай, если читателю все еще нужна иллюстрация жестокости и безумия Валар. Вместе с этими действиями по отлову и отстрелу темных эльфов где-то в дебрях сюжета гибнет линия Девятерых. Насколько я поняла, это вундеркинды-Сью, но тема не раскрыта.
Все диалоги авторского протагониста с антагонистами можно кратко изложить капсом для передачи пафоса:
Мелькор.: Я СТРАДАЮ ВО СПАСЕНИЕ МИРА И ВЫ ТОЖЕ МОЖЕТЕ БЫТЬ ТВОРЦАМИ МИР-ТРУД-МАЙ!!!
Валар.: ТЫ ЗЛО
М.: О КАК ТЯЖЕЛО НЕСТИ МНЕ ЭТУ НОШУ СВЕРХСУЩЕСТВА С НЕОГРАНИЧЕННЫМ МИЛОСРЕДИЕМ! ПОКАЙТЕСЬ В СВОИХ ГРЕХАХ ПУБЛИЧНО! ВОЗЛЮБИТЕ АРТУ, МАТЬ ВАШУ!
В.: МЫ ЖЕСТОКИЕ И КОВАРНЫЕ. МЫ ТЕБЯ НЕНАВИДИМ!
М.: ФАБРИКИ - РАБОЧИМ, ЗЕМЛЮ - КРЕСТЬЯНАМ, ВЗЯТЬ ВСЕ И ПОДЕЛИТЬ!
В.: УБЕЙТЕ ЕГО!!!
"Харизма" Мелькора "действует" на Намо. И "объясняет" происходящее с сильмариллами. Извините, здесь действительно стоит заключать слова в кавычки. Иногда даже в двойные кавычки. На каркас заменяющего сюжет чучела пытаются безуспешно натянуть поход Феанора, историю Берена и Лютиэнь, а так же толпы спасенных врагов, которые попадают под "очарование" Мелькора и принимают его сторону.
ЕДИНОРОГИ. Простите. Единороги, драконы... и звезды в волосах Мелькора. И влюбленные в него... все. Рыдающий от любви Саурон - это так же буднично, как страдающий от своего великолепия Мелькор. То есть очевидно, что к нему неровно курят именно авторы. Тем более непонятно, почему последняя из казней на нелегком мелькоровом пути оказалась столь зубодробительно-БДСМной.
При условии, что в тексте до этого мелькали копирки с "Песнь Песней", где рассуждалось о "сильна, как смерть, любовь", от судебно-пыточного процесса я ожидала масштаба не меньшего, чем молитва в Гефсиманском саду и сойди-с-креста-если... Но, к счастью, не срослось, хотя Намо вполне справился с ролью трижды отрекшегося ученика.
К счастью, облегчению и восторгу меня как читателя дальнейшие истории, вроде досадных мелочей о падении Нуменора или кольцах власти авторы не тронули, потому что там нет главного объекта их воздыхания.
В плане душевного обогащения книга не принесла ничего, кроме заявленного выше смеха до обмороков. Конечно, в какой-то момент мне хотелось сделать подкоп и убежать с криками, но я сильная. Я справилась с малодушными порывами.
И даже сделала выводы.
Да, абсолютно верно, после этой книги можно получить идиосинкразию на слова
- Учитель
- Ученик
- Память
- Колени (в связке "падать на колени")
- Руки (в связке с "целовать руки")
- Боль
- Раны.
Жестоко с моей стороны замечать, что большая часть этих проблемных зон очевидно связана с неумолимым возрастом авторов. Ибо старость это проблемы с Памятью, Коленями, Руками и Болью. Если писать об этом книгу, то лучше уж мемуары, чем склеротический пересказ Сильма. Авторы требуют отказаться от ярлыков и тут же повесить новые. Кто-то восхищается ярким эмоциональным фоном книги:
- Нееееет (с) Саурон*
____
* Великие цитаты великих майар
Собственно, это иллюстрация эмоций. Язык книги... ну, вы помните ту метафору о котенке с дверцей? Это именно она.
Собственно, всё. Ушла за "Детьми Хурина".