Добавлено: Sat Jan 11, 2014 4:03 pm Заголовок сообщения:
Про экономический баланс для гильдии воров, у меня не осталось впечатлений что Пратчетта разрабатывал это особенно тщательно. Ему гильдия была нужна по моему не для этого и отдельные касающиеся финансового толка замечания смотрятся слишком уж как пародии кругломирных неворовских практик, только тут не прячут истину, что это и есть жульничество.
Кстати 100 долларов это не такая уж малая сумма и граждан платящих ее тоже нашлось бы (Криспин Хорсфрай из "Опочтарения" слишком уж выглядит типически, а он был абсолютно уверен, что следит за ним не Вор, так как он исправно все заплатил гильдии, с подразумеваемым "конечно" как для его статуса). Да, анх-морпоркцы считают ниже своего достоинства платить подати, но если "абонемент" окажется в виде либо предсказуемая сумма либо непредсказуемый и более крупный ущерб, при условии что нанять круглосуточную охрану может оказаться дороже, чистый расчет вполне может победить и гражданин даже будет горд собой, что поступил мудро и без лишних расходов и следовательно "достойнее". Но главное не это, а что город полон и жителей и приезжих и даже если стричь по чуточке, набрать можно бы основательную жатву.
Более главное по моему обстоятельство, что воры благодаря условиям Ветинари не вольные добытчики, а своего рода бюджетное предприятие. У них есть бюджет, то есть абсолютный потолок возможной прибыли. Не знаю как эта сумма определяется на год, но так как у Ветинари есть компетентная счетоводно-разведывательная служба, он мог бы всегда определить бюджет и не слишком отягощающий население и не доводящий самих воров до отчаяния с голоду. Слова "уровень преступности" предполагают процентный подход близкий к исчислению налогов. Однако насколько по моему подсказывает канон - эта сумма определяется Городом для гильдии в целом, включая сюда и всю остальную преступность, а как распределять этот бюджетный потолок между своими членами - это собственное дело самой гильдии. Так Гильдия оказывается как бы ведомством, в юрисдикцию которого подпадает каждый вор, а если гильдия не в состоянии это регулировать, так гильдия городу не нужна.
Жесткие правила у воров (из любого мира, в любое время) были всегда. Нарушители - тупые или нет - в этой системе долго не живут. Легкость вхождения в гильдию воров, о которой говорится в "Музыке" - думаю, означает не совсем то, что воры каждому желающему всегда рады. Город ведь не резиновый, кормушка не бездонная?
Очевидно гильдии при таких условиях выгоднее, чтобы членов (а следовательно долей ограниченного бюджета) было поменьше. Тем не менее в каноне есть данные, что прием в гильдию очень легок в сравнении с другими гильдиями. Как это примирить?
Просто задав политику очень трудного доступа, новых энтузиастов не отвадишь. И они, в отличие от музыкантов, будут действовать скрытно. И имея ввиду постоянный наплыв ищущих свое счастье в Городе пришельцев, их постоянно будет немало. То есть задача решимая, но требует масштабной междубандной войны. При которой еще неясно не попробуют ли какие-то собственные фракции отцепиться и претендовать на наследство первой гильдии.
У меня появляется вот такая мысль, исходящая из способа которым сам Ветинари негласно поставил свои условия при учреждении гильдии:
По канону, Ветинари вопрос о мотивации решил просто. "Теперь мы знаем ваши имена, и где ваши дома и ваши семьи". Очень действенная мотивация оказалась.
И правда как лучше выполнить задачи возложенные просвещенным тираном, если не распространяя по мере сил его же принцип далее по цепочке?
Допустим руководство гильдии дает такие щедрые условия, приходи к нам мол все кому хочется романтической и доходной воровской карьеры, мы поможем, смотрите как все у нас организованно и льготно. А там вступает новичок, гильдии уже известно где он живет, условия тоже не вранье, только... только вдруг оказывается что это бюджетное ведомство со своим распорядком, а именно по правилам каждому можно красть только полагающуюся ему долю. А на доль несомненно повлияют существенно факторы как выслуга, ранг, образовательный ценз (как без последнего в ведомстве поддерживающим немалыми средствами свою школу?
)... Плюс то, что новичку, особенно ожидающего легкого и немудреного заработку, будет труднее ориентироваться в местных правилах карьерного роста, чем тем, кто уже долго в гильдии жил.
Короче говоря, предполагаю, что обычному новопоступившему в гильдию в общем случае окажется, что сможет заработать довольно малую ("полагающуюся") сумму. Даже если он сам украдет больше, из гильдии у него все выше "полагающегося" отберут и "перераспределят" тем у кого "выслуга", "ранг" и "квалификация" значат большую долю. И выходов тут - либо смириться с прозябанием в низах; либо решить что дело это невыгодное и бросить; либо усердно приняться за карьерный рост, что вероятнее всего получится, если найдешь способ быть полезным кому-то из старожилов; либо не выдержит обиды вольная душа, заартачишься, пойдешь против правил (прямо если ты невоздержан, прикрытее если ты умнее, но все-таки предсказуемее для гильдии чем если ты с самого начала играл против них) и против тебя примут ... предсказуемые меры.
Таким образом самые неприятные элементы среди новых уголовных урожаев отфильтруются и канут в Лету без особых затрат энергии, прогресс in action прямо.
А те воры низшего ранга которые останутся - как все таки их поддерживать в управляемом состоянии? Тем более, с риском повториться все таки повторюсь, в воры обычно идут люди склонные не боятся риска и плевать на правила осторожно их обходя. Это же по принципу рискованная профессия - всегда можешь злой судьбой нарваться на мистера Тюльпана, как и случилось с минимум одним членом. То есть это опасная работа и во многих подспециальностях прямо включает применение насилия. Каждый же будет постоянно хотеть урвать побольше за счет остальных (я говорю здесь все о лицензованных), будет постоянная внутренняя конкуренция. И тут немало людей которые склонны драться и умеют это. Как не шатать общий мир, который так благоприятен сытым высшим ворам? Тем более, что как очень правильно сказано:
"Беспредел" - это нарушение воровских правил, из-за которого виновных и уничтожают сами воры. В этом смысле "конкуренция" - одно из проявлений беспредела: то есть когда одиночка, группа или большая банда влезают в чужую кормушку, не делятся добытым, не уважают вышестоящих "авторитетов" и т.д.
Ветинари добивался другого: чтобы воры были скромнее в своих аппетитах по отношению ко всему остальному населению
Для этого выгодно иметь постоянных воров, управляемых и сытых, а не текучку приезжих, неуправляемых и голодных. Кроме того, если вор живет в А.-М., награбленное фактически остается в городе и только "перераспределяется". Приезжие могут увезти награбленное из города, что городу не выгодно. Не менее важно как раз истребить у своих воров тот самый дух "презрения к опасности", а вместо него привить заботу о целости своей шкуры и любовь к спокойной жизни. Ветинари в этом преуспел.
Вряд ли удастся сделать сытыми всех. Но большинство низших все таки следует попробовать сделать тоже в меру сытыми. Чтобы им их упорядоченная жизнь нравилась больше чем хаос без гильдии. И, поскольку идиоты и/или ублюдки, которым никогда не будет достаточно никакого порядка, всегда найдутся, следует иметь наготове систему с которой справиться с нарушением порядка. Поддерживать дисциплину.
Можно действовать террором... Тут я хотел бы провести разницу между "террором" и "дисциплинарными мерами". Со стороны жертвы эта разница смотрится как что в лоб что по лбу, но разница есть при чем довольно серьезная. В организационном и парадигмальном смысле, а не столько в моральном (хотя в ограниченном аспекте и в моральном тоже). Террор нацелен на создание ощущения нестабильности, чтобы жертва ужасалась и знала что ей ничто не поможет. Что мастер террора сможет сделать все что ему вздумается. Частный закон, как говорил Ваймс. Террором в самом отчетливом виде пользовался первый известный нам президент гильдии - Аймор из "Цвета волшебства", который очевидно самый бешеный главарь, капо де тутти капи и дзлодео де тутти дзлодеи. (При последующих президентах - Ван Пью в "Стражи!" и Боггисе эволюция ощущается очень сильно).
"Дисциплинарные меры" - это совсем другая штука. Они подразумевают, что есть ясные, простые, легкие для выполнения правила. Если эти правила не нарушаешь, можешь себе жить спокойно. но если уж нарушил - тогда это не прощается. Без (в идеальном случае) всякого личного закона, фаворитизма, поблажек за заслуги, и прочих отмазок за исключение из правил. И если кто начнет пропускать сквозь пальцы то да се, этим только ослабит свою позицию. Поскольку "дисциплинарные меры" имеют своей целью поддерживать порядок взаимовыгодный для всех. Точнее когда все знают что беспорядок невыгодней, потому что у всех есть свое оружие и умение им пользоваться и если это выпустить из узд начнется такое что... как минимум хорошо поставленному большинству это никак не выгодно.
Тем более что тут все упирается на такую неизменно щекотливую для всяких междуворовских отношений тему как
дележ добычи.
Это определяет и отношение лицензованных к нелицензованными, но и отношения между самими лицензованными. Как сказал Патриций в своем адресе к "Дневнику гильдии Воров":
"The Guild sticks rigorously to an annual budget, and deals strictly with members and non-members who exceed it. Very strictly, I am pleased to say." (подчеркивание мое).
Если однажды правила станут таким образом туманнее и сложнее, чтобы легкие нарушители могли бы их обходить, так тяжелые нарушители, настоящие непоправимые рецидивисты, найдут такие пути и подавно и вся система пойдет Гасподу под хвост.
Я полагаю, что поэтому тон книг может быть настолько терпимым к трупам нелицензованных воров на флюгере. Если это рассматривать как наказание за гражданское преступление - это несомненно чрезмерно и гадко. Если это рассматривать как банальный террор против конкуренции - это просто противно. Но если это рассматривать как отчаянные меры войны за сохранение порядка в сообществе, в котором всегда хватит готовых на всякую гадость отморозков, это уже выглядит как военное законодательство параллельное гражданскому. И реформа тут будет значить подобие перехода от пара-военного к мирному положению.
Ведь даже и в реальномирских воровских субкультурах, насколько они известны, часто выделяется восхваление вольной рискованной жизни и презрение к обычным гражданам которые не желают принимать риск. Что очень близко к этосу наемных воителей. А военные трибуналы исторически повелись как раз с эпохи когда в европейских армиях доминировали как раз наемные солдаты. Которые не могли позволить себе подпадать под обычный суд отдельных синьоров, так как сегодня служишь одному синьору, завтра другому, и такое портит всем бизнес. Так что правила налагали на своих сами, на основании простых и ясных правил. И наказания соответственно такие, чтобы воздействовали на людей гордящихся отвагой и презрением к риску. Где иногда быть вздернутым предпочтительней какому-то нелетальному унижению (после которого в этой компании каждый над тобой сможет измываться, когда у тебя уже нет репутации не позволяющего никому сдачи).
Вы здесь опираетесь на аналогию с "ворами в законе" из нашего мира. Но эта аналогия совершенно не работает применительно к воровской гильдии А.-М., поскольку первое и главнейшее правило "вора в законе" - "Никакого сотрудничества с властями, ни в чем". Это значит - не иметь прописки, официальной работы, официального брака, официально зарегистрированного имущества, не служить в армии, никогда не идти на сделку с правоохранительными органами и т.д. В гильдии воров А.-М. все точно наоборот.
Нет, я опираюсь на аналогию наемными военными отрядами эпохи мушкетеров или ранее. Или с корсарами (я нарочно тут упомянул именно корсаров, а не пиратов, потому что пирату терять нечего, пират всем изгой, а корсар рассчитывает при удаче жить богато и респектабельно в своих портах). Ремесло у них опасное, связанное с насилием и потому в их традиционных
манерах много восхваления вольной приключенской романтики. На самом деле опыт учит их, что респектабельность и надежность лучше и непоправимо неуправляемых сотоварищей они сами потихоньку уберут. И если случиться момент доверенного разговора могут дать умудренно цинический совет, в котором традиционным героическим (в стиле варварско героических) идеалам достанется очень солоно. Но романтическая традиция это в этом ремесле культурное наследство и открыто все это не отметут.
Самая серьезная разница тут, что в отличии от гильдейских воров, наемным солдатам и корсарам есть польза от постоянного поступления новых пополнений, а у воров наоборот. Но это не относиться к общей тенденции, что для того чтобы добиться уважения своих, надо поставить себя как человека сильного и непреклонного. При котором положении даже просмоленный цинический ветеран может предпочесть быть вздернутым чем нелетально подвергнутся унижению, которое лишило бы его Репутации.
А относительно традиций несотрудничества "воров в законе", омерты и прочего что обычно случается в воровских субкультурах, у гильдии сейчас этого нет, и оно даже наоборот, но такое очевидно в какой-то форме было в догильдейские времена. Которые времена не так давны, активные граждане той эпохи еще не вымерли даже. Эта культура без следа осталась что ли? Не верю (с). Тем более что новой Гильдии с ее новой Респектабельностью нужна будет своя Самоидентичность, но есть своя Культура, которой
официально гордиться. И учить в духе этих добродетелей подрастающие поколения. Конечно добродетели эти значительно изменятся. Некоторые даже с точностью до наоборот. Но форму сохранят.
А иногда могут даже при внешнем восхвалении старых идеалов на самом деле...
Кстати, для воровской культуры нашего мира весьма важно иметь опыт отсидок. Я не думаю, что это норма для воров А.-М.
Как ни странно есть.
Не в каноне может быть, но в "Дневнике гильдии воров" (причем там есть еще и о Гильдии профессиональных зэков, которая на самом деле есть филиал гильдии Воров) есть вот такой раздел:
A Home Away From Home
Every member of the Guild can look forward to spending some time in prison, under our formal agreement with the city government.
Fair's fair, friends. The city formally accepts a certain amount of organised crime, so for our part we accept a certain amount of organised punishment. As Lord Vetinari has said, what people really dislike is a surprise, be it a burglary or a prison sentence. This way, everyone knows exactly what to expect. What is more, the Watch these days comes down very hard on any Guild member who doesn't follow the rules to the letter, so you might find yourself banged up inadvertently, as it were.
The Tanty, a building whose very mention has chilled the blood of criminals throughout and beyond Ankh-Morpork, was at one time the Palace de Tintement, ancestral home of the Duc de Tintement. It is a dark, damp edifice with no fresh air, food or water, and so will very likely remind you of home. Everything has to be bought from the warders, including the lice (which must be handed back when you leave).
You will probably spend most of your stretch in the Sallydancy, the huge communal cell, where you will meet friends old and new. It's a tough life, but you will have an opportunity Io improve your skills and, in fact, the Guild runs extensive courses there. It is also an appropriate time to catch up on your tattoos. Those with extra cash might like to hire a cell in the Crush Yard, where for little more than the price of a mansion in Park Lane you can enjoy a warm fire, clean sheets and food that has not been spat in.
Do not miss the display of Synchronised Casual Brutality by Warden Sir John 'Hairpin' Shrowber and his team on Thursday nights.
Стиль здесь такой "а нам крутым бывалым ребятам все нипочем", но в то же времени огромнейшая непривлекательность этой "ценности" нисколько не скрывается. По моему это случай, когда традиционные культурные "ценности" официально не восхвалять невозможно, но виден подтекст, что говорящий это считает, что умный человек постарается эти "ценности" избежать. А уж если не удалось никак так необходимо встретить с внешней показушной бодростью.
Для реформы наказаний важно, чтобы отделить вольных серьезных разбойников от бедолаг, которые могут дойти до ума, что риск это плохо. Для "вольных" оставить волю и почетное вздергивание, где Дэ тебе добродушно скажет "Ничего личного, братан", а ты гордо себе помалкивай, и все чин-чином, отлично-благородно.
А то есть же такие как те грабители которые в "Ведро" полное Стражи ворвались и взяли заложником Ангву. В гильдии воров далеко не все такие, но если обосновать таким этосом, отделить трусов от настоящих Вольных Воров, гильдейцам возразить будет думаю нечем.
Тут соглашаюсь. Но с оговоркой. При чем здесь "трусы"? Какие такие "настоящие Вольные Воры"? Мне бы не хотелось прославлять и романтизировать "смелость" ублюдочных рецидивистов даже в шутку. Лицензированные они или нет. Да, у меня отношение к ворам в целом точно такое же, как у мистера Квази
Какое здесь прославление? Это напротив, было бы способом обвязать буквальное следование старым романтическим идеалам "вольности" плюя на правила с неминуемой героической смертью. Да пусть они хоть харакири делают, хоть в бессмертных балладах их воспевают, лишь бы ясно было, что это тот тип героев, все что можно сказать о которых это как эффектно они умирают. Поскольку Анх-Морпорк это не место где легенда о 47-ми ронинах могла иметь свой японский эффект, это как раз то "восхваление" которое нужно. А "трус" окажется разумно выжившим видом.