Автор / Сообщение

Животные на Диске и вокруг

ЖЖЖенечка
Site Admin


Зарегистрирован: 11.02.2005
Сообщения: 7779
Откуда: Україна
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Tue Mar 02, 2010 11:00 am     Заголовок сообщения: Животные на Диске и вокруг

Хотелось бы поговорить именно о животных - не об отдельных героях - вроде Гаспода. Собственно, тема закрутилась у меня в голове, когда Пионер рассказывал про свой поход на "Нацию" и о том, какая там была свинья.
Цитата:
Свинью сделали в виде огромного кабана, один человек держал голову, другой изображал зад (нет не как лошадь люди делают), голова и тело были в виде огромных мешков с поролоном, наверное. Все обшито шерстью, со страшными клыками. Снизу как пила - много сосков. В общем, страшно изобразили, двигалась она тоже очень страшно. И очень похоже на настоящую.

Пионер у нас не из пугливых. А вот слово "страшно" стало ключевым в этом описании.

И тут я подумала, а почему у ТП так запоминаются образы свиней, причем именно в жутком таком варианте.
Вспомним, какова эта свинья в тексте "Нации" - от нее исходит ощущение опасности, жути. С копьем на кабана выходить просто бесполезно, тем более, в одиночку. А свиноматка и того страшнее. Подчеркивается и огромное колыхающееся тело, и рыло, и жесткая щетина, и - что немаловажно - запах.
Но ведь и в "Санта-Хрякусе", к которому уже все привыкли, свиньи тоже жуткие. Причем, там еще и контарст постоянный между тем, что предлагается в устоявшихся штампах (свинки на обоях детской, леденцовые поросятки в носке у камина, кавайные розовенькие свинки в упряжке в магазине) - и вместо них вот это:
Цитата:
На месте прелестных свинок появились, брызгая слюной и ворча... вероятно, тоже свиньи, потому что, насколько помнил господин Крохобор, у гиппопотамов не бывает остроконечных ушей и колец в пятачках. Но эти твари были огромными и серыми, покрытыми жесткой щетиной, и над каждой поднималось облако зловонного пара.
И выглядели они не так уж и мило. В них не было ровным счетом ничего очаровательного. Одна из тварей повернулась к нему, смерила алым оком и даже не сказала «хрю» — что должна говорить, по мнению родившегося и выросшего в городе господина Крохобора, всякая нормальная свинья.
— Гхнааарррункх, — изрекла тварь.

Цитаты из сцены погони аудиторов за Боровом я приводить не буду, Все помнят, какой первозданной силой она наполнена.

С одной стороны, идея видна: противопоставление штампа, извращающего реальность в сознании человека, тому, что есть на самом деле. Но почему именно за счет животных? И только ли это? И почему ключевым словом становится страх, жуть? Только ли дикость - причина?

Честно говорю, я думаю давно, но надумала очень мало. И очень бы хотелось обратиться к коллективному разуму любимого форума.
_________________
Fire burn, and cauldron bubble
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
M.



Зарегистрирован: 31.01.2008
Сообщения: 7951
Откуда: Bonk
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Wed Mar 03, 2010 10:47 pm     Заголовок сообщения:

Животные (дикие) у ТП выступали как единая стихийная сила, точнее, часть "земли" в "Сестричках". И они проявили себя вполне грозно: герцогиню-то кто съел? Ведь не было такого, чтобы лесные животные вообще стали на людей набрасываться, они ее съели целенаправленно, то есть покарали. Но тут животные выступают не столь сами по себе, сколь как часть земли Ланкра.

И все же, говоря о фауне в книгах Прэтчетта... Он писатель не сахариновый, и ощущение исходящей угорозы - это часто признак уважения, значительности, которой он окружает кого-то. Хогфазер со своими свинками внушает очень большое уважение. Скажем так, он внушает определенный трепет. (Особенно детям, которые составляют основу верящих в него, в том числе и внутренние ребенки, живущие в душе взрослых).

А свинья (кабан) как жертвенное животное разделяет его, так сказать, грозную харизму, как его же собственная ипостась. И еще, возможно, здесь противопоставление свиньи библейскому жертвенному животному, агнцу. По принципу доведения противоположности до предела по всем параметрам. Агнец - чистое и безобидное существо, свинья в той же мировоззренческой системе относится к животным "нечистым", а что касается ее безобидности и кротости, Прэтчетт показал это у кабанчиков, живописно нарисовав их портрет.

Дикая свинья из Nation, мне кажется, "эхо". Тех самых кабанов из "Хогфазера". Может быть, не столько в смысловом, сколько в образном отношении, в ощущении, которое вызывает. У Прэтчетта часто встречаются такие "эхо-переклички." Еще деталь: когда Мау хоронил своих соплеменников и нашел поросенка, погибшего во время цунами, то подумал - это ведь еда, она сейчас пригодилась бы, но все же похоронил и поросенка в море. Смерть как бы в чем-то уравняла это животное с людьми, смотреть на него как на "еду" Мау был не в силах. Я не знаю, зачем Прэтчетту понадобилось вводить именно такую деталь, насколько сознательно она была встроена в сюжет. Но срабатывает очень сильно, хотя и не в лоб: Мау проявил уважение... нет, точнее - сострадание к мертвому поросенку. А потом молоко свиноматки помогло спасти жизнь человеческого ребенка. Эта связь выглядит как некая награда свыше, только осуществляется она не потусторонними силами, а идет от человека (от Мау).
Мне удалось выразить свою мысль внятно?
_________________
Уши кота могут вращаться быстро.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nanny Ogg



Зарегистрирован: 09.02.2005
Сообщения: 14338
Откуда: Ланкр, что на Плоском Мире
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Wed Mar 03, 2010 11:01 pm     Заголовок сообщения:

ЖЖЖенечка писал(а):
из сцены погони аудиторов за Боровом

Жень, ты уверена, что boar имеет смысл переводить как Боров?
Или ты это просто пошутила?
Very Happy
_________________
As the Harvard Law of Animal Behaviour puts it: 'Experimental animals, under carefully controlled laboratory conditions, do what they damned well please.'
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Pioner
Site Admin


Зарегистрирован: 04.02.2005
Сообщения: 6755
Откуда: сами мы не местныя!
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Wed Mar 03, 2010 11:26 pm     Заголовок сообщения:

Мне кажется все ж таки, ЖЖЖенечка ухватила самую суть, но тут же от нее отмахнулась легким движением руки:

Цитата:
Причем, там еще и контарст постоянный между тем, что предлагается в устоявшихся штампах (свинки на обоях детской, леденцовые поросятки в носке у камина, кавайные розовенькие свинки в упряжке в магазине)

Пратчетт то и делает, что макает лицом в реальность, безжалостно. И животные тут не исключение, вспомните "Ноги", где Колон в начале книги мечтает поехать в колхоз, завести хозяйство, размножать животных, и как он в эту самую реальность вляпался по колено в конце книги.
_________________
Игнорируйте мою подпись!!!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Yahoo Messenger MSN Messenger ICQ Number
Alv



Зарегистрирован: 18.07.2007
Сообщения: 3294
Откуда: Киев
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Mar 07, 2010 11:49 am     Заголовок сообщения:

Из вики:
Цитата:
Кабан, вепрь — эмблема мужества и неустрашимости, всегда цвета чёрного и в профиль. Иногда представляется одна кабанья голова (фр. la hure); причём необходимо обозначать цвет глаз и краску, которою отличены зубы кабана (фр. les defenses). Голова кабана — популярный знак на вывесках современных ресторанов и развлекательных заведений, в данном контексте он символизирует как чревоугодие, так и сексуальную силу.

Геральдический вепрь

Кабан — животное, символизирующее жестокость. Выступает в качестве персонификации греха. Как геральдический символ обозначал сочетание свирепости и смелости. Белый кабан являлся нагрудной эмблемой Ричарда III. На его коронацию в 1483 было заказано 13 000 таких значков. По этой причине противники называли Ричарда "кабаном" или "боровом". После поражения короля в битве при Босворте владельцы гостиниц сменили эмблему белого кабана на синего. Последний являлся геральдическим знаком противника Ричарда графа Оксфордского.

Я думаю, просто в европейской мифологии дикая свинья, кабан всегда рассматривались отдельно от симпатичных розовых декоративных свинок. Точно так же, как коровка на пакете молока и бык, принимающий участие в корриде, вроде как два разных вида. Laughing
_________________
I know that you believe you understand what you think I said, but I'm not sure you realize that what you heard is not what I meant.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Часовой пояс: GMT

 


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах