Добавлено: Wed Mar 03, 2010 10:47 pm Заголовок сообщения:
Животные (дикие) у ТП выступали как единая стихийная сила, точнее, часть "земли" в "Сестричках". И они проявили себя вполне грозно: герцогиню-то кто съел? Ведь не было такого, чтобы лесные животные вообще стали на людей набрасываться, они ее съели целенаправленно, то есть покарали. Но тут животные выступают не столь сами по себе, сколь как часть земли Ланкра.
И все же, говоря о фауне в книгах Прэтчетта... Он писатель не сахариновый, и ощущение исходящей угорозы - это часто признак уважения, значительности, которой он окружает кого-то. Хогфазер со своими свинками внушает очень большое уважение. Скажем так, он внушает определенный трепет. (Особенно детям, которые составляют основу верящих в него, в том числе и внутренние ребенки, живущие в душе взрослых).
А свинья (кабан) как жертвенное животное разделяет его, так сказать, грозную харизму, как его же собственная ипостась. И еще, возможно, здесь противопоставление свиньи библейскому жертвенному животному, агнцу. По принципу доведения противоположности до предела по всем параметрам. Агнец - чистое и безобидное существо, свинья в той же мировоззренческой системе относится к животным "нечистым", а что касается ее безобидности и кротости, Прэтчетт показал это у кабанчиков, живописно нарисовав их портрет.
Дикая свинья из Nation, мне кажется, "эхо". Тех самых кабанов из "Хогфазера". Может быть, не столько в смысловом, сколько в образном отношении, в ощущении, которое вызывает. У Прэтчетта часто встречаются такие "эхо-переклички." Еще деталь: когда Мау хоронил своих соплеменников и нашел поросенка, погибшего во время цунами, то подумал - это ведь еда, она сейчас пригодилась бы, но все же похоронил и поросенка в море. Смерть как бы в чем-то уравняла это животное с людьми, смотреть на него как на "еду" Мау был не в силах. Я не знаю, зачем Прэтчетту понадобилось вводить именно такую деталь, насколько сознательно она была встроена в сюжет. Но срабатывает очень сильно, хотя и не в лоб: Мау проявил уважение... нет, точнее - сострадание к мертвому поросенку. А потом молоко свиноматки помогло спасти жизнь человеческого ребенка. Эта связь выглядит как некая награда свыше, только осуществляется она не потусторонними силами, а идет от человека (от Мау).
Мне удалось выразить свою мысль внятно?
_________________
Уши кота могут вращаться быстро.