Добавлено: Sat Dec 01, 2007 7:20 pm Заголовок сообщения:
В Незримом Университете, где
каждый прием пищи очень важен,
действительно было время обеда. Здесь было сложно найти такое время, в котором не происходила какая-нибудь трапеза. Библиотека была необычно пуста, и Адора Белль подошла к ближайшему волшебнику, который не казался поглощенным какой-либо деятельностью и объявила:
- Я хочу сейчас же увидеть Комод Диковин!
- Не думаю, что у нас есть что-то подобное, - сказал волшебник. – Чей он?
- Пожалуйста, не лгите. Меня зовут Адора Белль Добросерд, так что, как можешь себе представить, у меня очень короткое терпение. Мой отец привел меня с собой, когда вы все попросили его прийти и взглянуть на Комод около двадцати лет назад. Вы хотели понять, как работают дверцы. Кто-то должен помнить. Это была большая комната. Очень большая комната. И было много, очень много выдвижных ящиков. И самое забавное в них было то…
Волшебник быстро вскинул руки, как бы предотвращая дальнейшие слова.
- Можете подождать одну минутку? – попросил он.
Они подождали пять. Время от времени из-за книжных шкафов посмотреть на них выглядывала остроконечно-шляпная голова и сразу же ныряла обратно, если думала, что ее заметили.
Адора Белль зажгла свежую сигарету. Мойст указал на знак, который говорил: «Если вы
курите, благодарим за удар вас по голове».
- Это только для виду, - сказала Адора Белль, выдыхая поток голубого дыма. – Все волшебники дымят, как печные трубы.
- Но не здесь, как я заметил, - возразил Мойст. – И, может быть, это из-за всех этих легко воспламеняемых книг? Может, это и хорошая идея…
Он почувствовал свист воздуха и почуял дух джунглей, когда что-то тяжелое качнулось над головой и исчезло вверх, в сумрак, только теперь оставляя за собой след голубого дыма.
- Эй, кто-то забрал мою… - начала было Адора Белль, но Мойст столкнул ее с пути, как только нечто вновь качнулось на них и банан сшиб его шляпу.
- Они здесь немного более определенны насчет таких вещей, - сказал он, подбирая свой цилиндр. – Если от этого как-то легче, то Библиотекарь наверняка
намеревался попасть в меня. Он может быть довольно галантным.
- А, вы мистер Липовиг, я узнал костюм! – воскликнул старый волшебник, который явно надеялся на то, что он появился как по волшебству, но вообще-то он возник из-за книжного шкафа. – Я знаю, что я здесь Заведующий Кафедрой Беспредметных Изысканий за мои грехи. А вы, ахаха, методом исключения, выходит, Мисс Добросерд, та, кто помнит Комод Диковин? – Завкафедрой Беспредметных Изысканий подступил ближе с заговорщицким видом и понизил голос. – Возможно, я смогу убедить вас забыть об этом?
- Ни единого шанса, - отрезала Адора Белль.
- Понимаете, нам нравится думать об этом как об одном из наших самых бережно хранимых секретов…
- Хорошо. Я помогу вам сохранить его, - отозвалась Адора Белль.
- И ничего из того, что я скажу, не заставит вас передумать?
- Я не знаю, - ответила Адора Белль. – Может, абракадабра? Захватили свою книгу заклинаний?
Это впечатлило Мойста. Она могла быть такой… колючей.
- О…
такого рода дама, - устало произнес Завкафедрой Беспредметных Изысканий. –
Современная. Ну ладно, думаю, в таком случае вам лучше пойти со мной.
- К чему это все, прошу? – прошипел Мойст, когда они последовали за волшебником.
- Мне нужно кое-что перевести, - ответила Адора Белль. – И быстро.
- Ты разве не рада меня видеть?
- О да. Очень. Но мне нужно кое-что быстро перевести.
- И эта комодная штука может помочь?
- Возможно.
- «Возможно»? «Возможно» может подождать до обеда, нет? Если бы было «Несомненно», тогда я бы еще видел смысл…
- О боги, боюсь, я опять заблудился, и не по своей вине, должен добавить, - проворчал Завкафедрой Беспредметных Изысканий. – Боюсь, они продолжают менять параметры и так они протекают. Я не знаю, со всем этим в наши времена свою дверь уже своей нельзя назвать…
- Что у вас были за грехи? – спросил Мойст, отступившись от Адоры Белль.
- Пардон? О боги, что это за пятно на потолке? Наверное, лучше не знать…
- Какие грехи вы совершили, чтобы стать Завкафедрой Беспредметных Изысканий? – продолжал допытываться Мойст.
- О, я обычно так говорю ради того, чтобы что-то сказать, - ответил волшебник, приоткрывая и вновь быстро захлопывая дверь. – Но прямо сейчас я склонен думать, что, наверное, совершил парочку, и они, должно быть, были
громадными. В данный момент это, конечно, весьма невыносимо. Говорят, что все во всей проклятой Вселенной технически не поддается определению, но что я должен со всем этим делать? И, конечно, этот чертов Комод опять разворачивает все вокруг. Я думал, пятнадцать лет назад мы видели его в последний раз… О, да, и еще кальмар, мы этим, вообще-то, немного озадачены… А, вот нужная дверь. – Завкафедрой принюхался. – И она на двадцать пять футов дальше, чем должна быть. Что я вам говорил…
Дверь отворилась, и дальше нужно было сообразить, с чего же начать. Мойст предпочел позволить челюсти упасть, что было просто и ясно.
Комната была больше, чем ей следовало бы. Никакой комнате не следует быть больше мили длиной, особенно когда к ней вел вполне заурядный, если не обращать внимания на гигантского кальмара, коридор, и по обе стороны у него были совершенно нормальные комнаты. И такого высокого потолка, что вы его не можете увидеть, тоже быть не должно. Это все просто не должно влезать.
- Вообще-то это довольно легко сделать, - заметил Завкафедрой Беспредметных Изысканий, когда они воззрились на все это. – По крайней мере, мне так сказали, - тоскливо добавил он. – Видимо, если ужать время, можно расширить пространство.
- Как они это делают? – спросил Мойст, уставившись на… структуру, которой являлся Комод Диковин.
- С гордостью сообщаю, что не имею даже смутного представления, - ответил Завкафедрой. - Боюсь, я несколько теряюсь примерно с тех пор, как мы перестали использовать оплывшие свечи. Я знаю, технически это мое отделение, но мне показалось лучшим оставить их в покое. Они все стоят на том, чтобы пытаться объяснить вещи, что, конечно, не помогает…
Мойст, если у него и была хоть какая-то картинка в уме, ожидал увидеть Комод. В конце концов, так он и назывался, да? Но то, что заполняло большую часть невозможной комнаты, было деревом, общей формой похожее на древний разросшийся дуб. Причем зимнее дерево - листьев на нем не было. А затем, как только разум уловил знакомую, дружелюбную схожесть, становилось понятно, что на самом деле дерево состояло из выдвижных ящиков. Они оказались деревянными, но от этого было не легче.
Высоко на том, что можно было назвать ветками, волшебники на метлах были заняты кто-знает-чем. Они напоминали насекомых.
- Немного шокирует, когда видите такое в первый раз, не так ли? – раздался дружелюбный голос.
Мойст обернулся и увидел молодого волшебника - по крайней мере, молодого по стандартам волшебников. У него были круглые очки, блокнот с зажимами и сияющее выражение того рода, который говорит: Я наверняка знаю больше, чем вы можете себе представить, но я все равно довольно-таки рад говорить даже с такими, как вы.
- Вы Думминг Тупс, так? – сказал Мойст. – Единственный в университете, кто делает какую-то работу?
Остальные волшебники повернулись, услышав это, а Думминг покраснел.
- Это совсем неправда! На мне такой же вес работы, как и на всех остальных членах преподавательского состава! - возразил он голосом, в котором был легкий намек, предполагавший, что остальные члены преподавательского состава слишком много заботились о весе и слишком мало - о работе. – Я за свои грехи назначен главным в Комодном Проекте.
- Почему? Что
вы сделали? – спросил Мойст, не слишком уверенно стоя на ногах на почве грехов. – Что-то еще хуже?
- Э, вызвался принять проект, - ответил Думминг. – И должен сказать, что за последние шесть месяцев мы узнали больше, чем за прошедшие двадцать пять лет. Комод – это воистину поразительный артефакт.
- Где вы его нашли?
- На чердаке, он был засунут за коллекцию сушеных лягушек. Мы думаем, много лет назад люди сдались и перестали пытаться заставить его работать. Конечно, это было в эру оплывших свечей, - поведал Думминг, получив в ответ фырканье от Заведующего Кафедрой Беспредметных Изысканий. – От современной техномантии гораздо больше проку.
- Ну ладно, - сказал Мойст. –
для чего оно нужно?
- Мы не знаем.
- Как оно действует?
- Мы не знаем.
- Откуда оно взялось?
- Мы не знаем.
- Ну, похоже, что на этом все, – саркастически произнес Мойст. – О, нет, последнее: что это такое? И позвольте сказать, я сгораю от любопытства.
- Это, возможно, неправильный вопрос, - качая головой, отозвался Думминг. – Технически это, похоже, классический Мешок Содержания, но с n-ным числом отверстий, где n – это количество объектов во одиннадцатимерной вселенной, при условии, что объекты не живые, не розовые и помещаются в кубический ящик со стороной 14,14 дюймов [36 см- прим. пер.], разделенные на P.
- Что такое P?
- Это, возможно, неправильный вопрос.
- Когда я была маленькой девочкой, это была просто волшебная коробка, - вмешался мечтательный голос Адоры Белль. – Она была в гораздо более маленькой комнате, и когда ее несколько раз разложили, внутри была нога голема.
- А, да, в третьей итерации - в те дни не могли продвинуться намного дальше. Теперь, конечно, мы можем управлять рекурсией и направленным складыванием, которое действенно снижает побочное ящикование до 0,13 процента, а это двенадцатикратное улучшение за один только прошлый год!
- Это великолепно! – воскликнул Мойст, чувствуя, что это было меньшим из того, что он мог сделать.
- Желает ли Мисс Добросерд вновь взглянуть на объект? – спросил Думминг, понижая голос. У Адоры Белль все еще был рассеянный взгляд.
- Я думаю, да, - ответил Мойст. – Она очень интересуется големами.
- Мы в любом случае на сегодня собирались складываться, - сказал Думминг. – Ничего страшного, если по дороге достанем Ступню.
Он поднял со скамьи большой мегафон и поднес его к губам.
- КОМОД ЗАКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ТРИ МИНУТЫ, ДЖЕНТЛЬМЕНЫ. ВСЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ ПРОЙТИ В БЕЗОПАСНУЮ ЗОНУ, ПОЖАЛУЙСТА. ТАМ ВСТАНЬТЕ ИЛИ КУБОМ СТАНЬТЕ!
- Там встаньте или кубом станьте? – переспросил Мойст, когда Думминг опустил мегафон.
- О, пару лет назад кто-то не обратил внимание на предупреждение и, эм, когда Комод сложился, этот кто-то временно стал диковиной.
- Вы имеете в виду, что он оказался внутри четырнадцатидюймого куба? – ужаснулся Мойст.
- В основном. Послушайте, мы
на самом деле будем очень счастливы, если вы никому не расскажете про комод, спасибо. Мы знаем, как им пользоваться - ну, мы так думаем, но, может быть, это не тот способ, которым им предполагалось пользоваться. Мы не знаем, зачем он нужен, как вы это сказали, или кто его соорудил, или даже эти ли вопросы вообще нужно задавать. В нем ничего не превышает четырнадцати квадратных дюймов, но мы не знаем, почему это так или кто решает, что вещи являются диковинными, и мы определенно не знаем, почему в нем нет ничего розового. Это все очень смущает. Я уверен, что вы умеете хранить секреты, мистер Липовиг?
- Вы поразитесь, насколько.
- О? Почему?
- Это неправильный вопрос.
- Но вы знаете
кое-что весьма важное о Комоде, - заявила Адора Белль, очевидно, очнувшись. – Вы знаете, что он собран не для девочки в возрасте между четырьмя и, м-м, одиннадцатью годами, или не ею самой.
- Откуда это мы такое знаем?
- Нет розового. Поверьте мне. Никакая девочка в таком возрасте не обойдется без розового.
- Вы уверены? Это замечательно! – воскликнул Думминг, делая пометку в своем блокноте. – Это определенно ценное знание. Ну что ж, давайте тогда достанем Ступню?
Волшебники, бывшие верхом на метлах, теперь спустились вниз. Думминг прочистил горло и снова поднял мегафон.
- ВСЕ ВНИЗУ? ЗАМЕЧАТЕЛЬНО. ГЕКС – БУДЬ ТАК ДОБР, СКЛАДЫВАЙ, ПОЖАЛУЙСТА!
Некоторое время стояла тишина, а затем у потолка стал нарастать отдаленный грохот. Звук был такой, будто боги тасовали деревянные игральные карты, которые оказались высотой в милю.
- Гекс – это наше думающее устройство, - объяснил Думминг. – Без него мы бы едва ли вообще обнаружили ящик.
Грохотание стало громче и быстрее.
- У вас могут заболеть уши, - предупредил Думминг, говоря все громче и громче. – Гекс старается контролировать скорость, но вентиляторам требуется определенное время, чтобы вернуть в комнату воздух. ПОНИМАЕТЕ, ОБЪЕМ КОМОДА МЕНЯЕТСЯ ОЧЕНЬ БЫСТРО!
Это было выкрикнуто в попытке заглушить гром закрывающихся ящиков. Они захлопывались сами собой слишком быстро для человеческого глаза, сооружение снижалось, складывалось, съеживалось, с громыханием уменьшалось до размеров дома, сарая и, наконец, посреди огромного пространства – если только оно не было каким-нибудь временем – оказался маленький отполированный комод, шириной примерно в полметра, стоявший на красивых резных ножках.
Двери комода щелкнули, запершись.
- Медленно раскрой до экземпляра 1,109, - приказал Думминг в звенящей тишине.
Двери раскрылись. Изнутри выдвинулся длинный ящик.
И продолжил выдвигаться.
- Просто следуйте за мной, - сказал Думминг, медленно направляясь к Комоду. – Это абсолютно безопасно.
- Э, ящик длиной в сотню ярдов только что выехал из шкафа размером примерно в четырнадцать дюймов, - сообщил Мойст на тот случай, если заметил только он.
- Да. Так оно и происходит, - ответил Думминг, когда ящик где-то наполовину задвинулся обратно. На боку ящика, увидел Мойст, был ряд других выдвижных ящиков. Так ящики открывались… Из ящиков. Конечно, подумал Мойст, в одиннадцатимерном пространстве так думать неправильно.
- Это как головоломка-пятнашки, - сказала Адора Белль, - но только здесь намного больше направлений для движения.
- Это очень наглядная аналогия, прекрасно помогающая пониманию, являющаяся в то же время, говоря прямо, во всех возможных смыслах неправильной, - отозвался Думминг.
Глаза Адоры Белль сузились. У нее уже десять минут не было сигареты.
Длинный ящик вытолкнул под нужным углом еще один ящик. На боку этого располагалось, да, еще больше ящиков. Один из них тоже медленно вытянулся.
Мойст рискнул и постучал по тому, что оказалось совершенно обыкновенным деревом. И оно издавало совершенно обыкновенный звук.
- Мне беспокоиться насчет того, что я только что видел ящик, двигающийся сквозь другой ящик? – спросил он.
- Нет, - ответил Думминг. – Комод пытается придать четырехмерный смысл тому, что происходит в одиннадцати или, возможно, десяти измерениях.
- Пытается? Вы имеете в виду, что он живой?
- А-ха! Правильный вопрос!
- Но я готов поспорить, что вы не знаете ответ.
- Вы правы. Но признайте, что это интересный вопрос, чтобы не знать на него ответ. И, да, вот и Ступня. Удержи и закрой, пожалуйста, Гекс.
Ящики с куда более быстрой и менее драматичной, чем раньше, последовательностью громыханий сложились обратно в себя, и вновь Комод стал выглядеть скромным, древним и слегка кривоногим. На ножках у него были маленькие когти, эта манера мебельщиков всегда раздражала Мойста своей низкосортностью. Они что, думали, что эти шкафы по ночам передвигались? Хотя этот Комод, может, и впрямь так делал.
И двери комода открылись. Внутри, едва помещаясь, угнездилась ступня голема, по крайней мере, большая ее часть.
Когда-то големы были красивыми. Когда-то, наверное, лучшие из скульпторов создавали их на вызов прекраснейшим из статуй, но с тех пор множество неумелых людей, кто едва мог слепить из глины змею, выяснили, что просто сварганить материал в форму огромного нескладного пряничного человека годилось точно так же.
Эта ступня была кого-то из раннего вида. Она была сделана из похожего на глину белого фарфора, с рельефными узорами желтого, черного и красного цвета. На маленькой медной табличке перед ней было по-убервальдски вырезано: «Ступня Хмнианского Голема, Срединный Период».
- Ну, кто бы не создал Комод, он из…
- Любой, кто смотрит на ярлыки, видит их на своем родном языке, - устало перебил его Думминг. – Если верить покойному Профессору Флиду, то отметки, очевидно, указывают на то, что она действительно происходит из города Хм.
- Хм? – спросил Мойст. – Хм что? Они не были уверены, как назвать это место?
- Просто Хм, - ответил Думминг. – Очень древний город. Где-то шестьдесят тысяч лет, я думаю. Времен Глиняной Эры.
- Первые изготовители големов, - произнесла Адора Белль. Она сняла с плеча сумку и принялась копаться в соломе.
Мойст постучал по ступне. Она казалась толщиной в яичную скорлупу.
- Это какая-то керамика, - сообщил Думминг. – Никто не знает, как они ее делали. Хмнианцы даже
корабли из этого изготавливали.
- И они плавали?
- До определенного времени, - ответил Думминг. – В любом случае, город был полностью уничтожен во время первой войны с ледяными гигантами. Теперь там ничего нет. Мы думаем, что ступню поместили в Комод очень давно.
- Или, может, откопают когда-нибудь в будущем? – предположил Мойст.
- Такое вполне возможно, - серьезно ответил Думминг.
- Но в таком случае, не будет ли это некоторой проблемой? Я имею в виду, разве она может быть одновременно и в земле, и внутри Комода?
- Это, мистер Липовиг…
- Неправильный вопрос?
- Да. Ящик существует в десяти или, возможно, в одиннадцати измерениях. Практически что угодно может быть возможным.
- А почему только одиннадцать измерений?
- Мы не знаем, - ответил Думминг. – Может быть, больше просто будет глупостью.
- Вы не могли бы вытащить ступню, пожалуйста? – попросила Адора Белль, которая теперь смахивала пучки соломы с длинного свертка.
Думминг кивнул, с огромной осторожностью поднял реликт и аккуратно поставил на стоявший сзади стол.
- А что случилось бы, если бы вы уронили…- начал Мойст.
- Неправильный вопрос, мистер Липовиг!
Адора Белль положила сверток рядом со ступней и осторожно развернула. Внутри оказалась часть руки голема, длиной чуть больше полуметра.
- Я так и знала! Отметки точно такие же! – воскликнула она. – И на моем куске намного больше. Можете их перевести?
- Я? Нет, - ответил Думминг. – Гуманитарные науки – это не мое поле деятельности, - добавил он таким тоном, который предполагал, что его поле было намного превосходнее и с куда лучшими цветами. – Вам нужен Профессор Флид.
- Это который мертв? – уточнил Мойст.
- Он мертв на данный момент, но я уверен, что в интересах усмотрения заказчика мой коллега Доктор Хикс может договориться с профессором, чтобы тот с вами поговорил после обеда.
- Когда он будет не таким мертвым? – спросил Мойст.
- Когда Доктор Хикс пообедает, - терпеливо объяснил Думминг. – Профессор будет рад принять посетителей, э, особенно Мисс Добросерд. Он мировой эксперт по Хмнианскому языку. Насколько я понимаю, там у каждого слова есть сотни значений.
- Могу я забрать Ступню? – спросила Адора Белль.
- Нет, - ответил Думминг. – Она наша.
- Это неправильный ответ, - сказала Адора Белль, поднимая Ступню. – От лица Голем-Траста, я приобретаю этого голема. Если сможете доказать свое право собственности, то мы вам за нее выплатим полагающуюся сумму.
- Если бы все было так просто, - возразил Думминг, вежливо отбирая у нее вещь, - Но, понимаете, если Диковину вынести из Комнаты Комода больше, чем на четырнадцать часов и четырнадцать секунд, Комод перестает работать. В прошлый раз у нас три месяца ушло на то, чтобы перезапустить его. Но можете заглядывать в любое время, чтобы, э, убедиться, что мы хорошо с ней обходимся.
Мойст взял Адору Белль за локоть, чтобы предотвратить Несчастный Случай.
- Големы – это ее страсть, - объяснил он. – Траст все время их откапывает.
- Это весьма похвально, - отозвался Думминг. – Я поговорю с Доктором Хиксом. Он глава Отделения Посмертных Коммуникаций.
- Посмертных Ком… - проговорил Мойст. – А это не то же самое, что и некроман…
- Я сказал Отделения Посмертных Коммуникаций! – очень твердо отрезал Думминг. – Я предлагаю вам возвращаться в три часа.
- Тебе хоть что-нибудь из беседы показалось нормальным? – спросил Мойст, когда они вышли на солнечный свет.
- Вообще-то, я думала, что все прошло очень хорошо, - отозвалась Адора Белль.
- Я себе не так представлял твое возвращение домой, - признался Мойст. – Зачем такая спешка? Есть какая-то проблема?
- Слушай, на раскопках мы нашли четырех големов, - сообщила Адора Белль.
- Это… Хорошо, так? – уточнил Мойст.
- Да! И знаешь, на какой глубине они были?
- Ни за что не догадаюсь.
- Догадайся!
- Я не знаю! – воскликнул Мойст, сбитый с толку внезапной игрой "Какой я глубины?" – Две сотни футов? Это больше, че…
- Полмили под землей.
- Невозможно! Это же глубже, чем уголь!
- Потише, ладно? Слушай, мы можем куда-нибудь пойти и поговорить?
- Как насчет… Королевского Банка Анк-Морпорка? Там есть персональная столовая.
- И нас пустят туда обедать, да?
- О да. Председатель – мой очень близкий друг, - поведал Мойст.
- О, вот как, неужели?
- Несомненно, - сказал Мойст. – Только сегодня утром он облизывал мне лицо!
Адора Белль остановилась и, повернувшись, уставилась на него.
- Вот как? – сказала она. – Ну тогда хорошо, что я вернулась тогда, когда вернулась.
_________________
Do what you love and you will find someone who loves the same thing. Don't look for love, beg for love or suffer for love. Just live.