Другой «внутренний персонаж» нашего подсознания символизирует то, что есть в нашей психике от противоположного пола.
У мужчин он олицетворяется образом женщины (которую Юнг назвал «àнимой»), у женщин, наоборот, образом мужчины («àнимуса»),
Анима — «это олицетворение всех проявлений женственного в психике мужчины: таких как смутные чувства и настроения, пророческие озарения, восприимчивость к иррациональному, способность любить, тяга к природе и — последнее по порядку, но не по значению — способность контакта с подсознанием».
Индивидуальные проявления мужской анимы складываются, как правило, под воздействием материнских черт (1).
Анима может быть как негативной, так и позитивной.
Негативная — деструктивная, порой даже демоническая, анима — это часто образ «роковой женщины», русалки, сирены, лорелеи, коварной, холодной и жестокой принцессы из сказок или злой уродливой старой ведьмы.
Позитивная анима — добрая женщина, прекрасная дева, Беатриче в «Божественной Комедии» Данте — помогает «разуму настроиться на одну волну с внутренними ценностями», исполняет роль проводника к Самости.
На ранних этапах духовного взросления (в подростковом, юношеском возрасте или при затянувшейся инфантильности) анима чаще всего проявляется как эротическая фантазия. Но главное — анима, как и Тень, «обладает свойством проекции, вызывающем у мужчин впечатление, будто речь идет о качествах какой-то определенной женщины».
Отсюда следует еще одно важное обстоятельство: в снах мужчины анима обычно бывает одна (в отличие от художественных произведений, где роль сознательных процессов все-таки очень заметна и может порождать всяческие искажения «классических образов» — но и там один замкнутый сюжет повествует обычно об одной главной героине, в том числе и в сюжете «любовного треугольника»).
Развитие анимы, по Юнгу, проходит четыре стадии: 1) «Ева»: инстинкты, физиология; 2) «Елена» (из 2-ой части Фауста): романтика, эстетика, но еще присутствуют черты сексуальности; 3) «Дева Мария»: любовь (Эрос) возносится «до вершин духовной преданности»; 4) «Сапиенция»: высшая мудрость, достигшая высшей святости и чистоты. Четвертый уровень, разумеется, очень редко достижим на существующей «стадии развития современного человека». (2)
********************
(1) К слову, один из промежуточных этапов взросления мужчины предполагает преодоление материнского влияния, как бы хороша мамочка ни была (а часто она и в реале бывает властной и подавляющей, порождая в любимом сыночке вытесняемые им в подсознание чувства тревоги и неуверенности в себе). Именно этот процесс часто символизируется сюжетом (сном) о спасении прекрасной девы (собственной анимы) от угрожающего ей чудовища…
(2) Обратим внимание, что все четыре стадии представлены позитивной анимой. То есть для адекватного прохождения этих этапов необходимо преодолеть негативные влияния своего женского начала.