Добавлено: Mon Nov 24, 2008 6:00 am Заголовок сообщения:
Ладно, искупаю свой вышевыложенный оффтоп
Выкладываю то, что понаписала по сабжу.
Читаю я в этом топике насчет шарма отрицательных персонажей -- а шарм этот им приписывается тут в общем и в целом, "in general principles" -- то есть вроде как чохом им всем, -- и думаю: может, я какие-то не те книжки читаю (фильмы смотрю)?
Ведь конкретных имен названо всего несколько -- Ну, Клод Фролло, ну, Мефистофель, ну, Воланд, ну, Призрак Оперы, ну, Снейп...
Нет, с тем, что положительный главгерой во многих книгах (и фильмах) до зевоты скучен -- я не спорю! Мне и самой так кажется.
Я решила поковыряться в этом деле предметно -- пробежаться мысленно по всей мировой художественной литературе -- ну, не по всей, это я уж загнула, конечно, -- а по по основным образчикам той, которую мы в детстве - отрочестве - юности читаем в большинстве своем.
(Кстати, пьесы решила на брать -- известное дело, как их ставят: режиссер захочет, так Яго окажется невинным голубком, Дездемона -- швалью, а Макбет -- высокодуховным интеллектуалом.
И ведь хрен поспоришь
Мифы тоже брать не стоит -- это особь статья, архетипы, символы и т.п. в чистом виде ...
(К слову -- один мой ЖЖ-френд как раз на днях написал "Думаю, мифы возникли когда люди попытались рассказывать друг другу свои сны".)
Итак...
Что самое раннее (в смысле -- по времени написания) -- что мы все могли читать?
Из 16-го и начала-середины 17-го века -- кроме "Дон Кихота" Сервантеса что-то ничего в голову не приходит. Счесть Дон Кихота бесцветным... Или его оппонентов особо обаятельными у меня никак не получается.
Повести Вольтера и прочих просветителей все-таки не могут считаться распространенным чтением в среде подростков. Да и главгерои там никогда не безупречны, чтоб не сказать больше.
Конец 17-го -- начало 18-го?
"Робинзон Крузо" Дефо и "Гулливер" Свифта?
Ну, о положительном главгерое -- особенно в противопоставлении его с каким-то харизматичным злодеем тут говорить не приходится.
Середина 18-го?
"История Тома Джонса, найденыша" Филдинга.
Не говоря уж о том, что главгерой тут -- авантюрист, гуляка, забулдыга и бабник (что не может не шептать женскому сердцу
) -- главный враг ГГ, злодей здесь всего лишь какой-то мелкотравчатый лицемер и мошенник.
Я вопросила свою совесть -- не-а, не вижу я в нем шарма...
Конец 18-го - начало 19-го?
Джейн Остин -- ну, у нее в романах запросто можно вычленить и главгероя, и главгероиню, и главзлодея до кучи. Герои, правда, всегда с уймой тараканов. А главзлодеи, опять-таки -- так себе, средней паршивости (но тут уже можно найти среди них личностей, хоть и без демонической харизмы -- но все-таки не без обаяния, факт) и в целом менее интересны, чем главгерои. Основные беды там не от главзлодея, а от окружающего общества в целом...
"Фауст" Гете? Да, Мефистофель -- это харизма, ничего не могу сказать! В 15-17 лет я от этого образа просто балдела. И сам Фауст -- нет, скучным его не назовешь... Но назовешь ли положительным?
Агааа! Тут-то к нам и подкрался романтизм!
Байрон, Шелли, Мери Шелли, Гюго, Гофман, Лермонтов...
Ладно, стихи побоку.
Гофман -- романтизм романтизмом, но он в нашу схему не втискивается. Его горькая ирония ну никак не позволяла ему ни конфетных героев (Ну не Бальтазар же герой, и не студент Ансельм), ни харизматичных злодеев (Цахес ли злодей, опять же?)... У него главный злодей -- удушающее филистерство окружения.
Гюго -- вон, Рыся Клода Фролло упоминала. Да и в "Человек который смеется" интересных злодеев хватает. А сам Гуинплен -- не будь у него лицо поуродовано, вполне себе бесцветный тип. В копилку!
А в "Отверженных" -- "самый лучший, самый чистый душой" -- Мариус, ну такая гнида, имхо! И Козетта не лучше. При таких главгероях и главзлодеев не надо.
Лермонтов -- "Герой нашего времени". Этот герой, я считаю, заодно и и.о. главзлодея в книге. Многие от него балдеют. В копилку!
Дальше реализм пошел, сентиментализм...
В Англии -- сестры Бронте.
"Джейн Эйр" Шарлотты Бронте -- одна из любимых моих книг. В нашу модель не ложится, не обессудьте.
"Грозовой перевал" Эмили Бронте. Мне лично не нравится, но некоторые считают именно эту книгу лучшей из того, что сестры понаписали. В модель укладывается как влитая. В копилку!
Энн Бронте... О ней вообще стоит? Оно все целиком шкушное, вместе с героями и злодеями...
Во Франции --
Стендаль -- Герои есть, есть герои
)) Ой, они мне так нравились в свое время. Ну ничуть не скучные и не нудные. Злодеи там, по-моему, поскучнее. Хотя это уже вкусовщина, конечно.
Бальзак -- эммм... Нет у него героев, в лучшем случае обаятельные подонки, это да. Самый приятный тип -- Гобсек.
Флобер. Мопассан. Золя. Терпеть их не могу. Но читать приходилось. Тут та же самая история. "Главгерой" у них понятие условное, борьба бобра с ослом как основная идея книги вообще как-то отсутствует...
Но зато тут же и Дюма (не люблю, но это неважно). Человек писал приключенческие романы. Ришелье, миледи -- в копилку. Мордаунт -- уже увольте. В "Графе Монтекристо" -- кто из злодеев обаятелен? Не вижу.
В России --
Пушкин, "Капитанская дочка", харизматичный Пугачев, бесцветный Гринев. В копилку (только учтем, что Пушкин сознательно так их написал).
Тургенев... *Просительно* Давайте не будем, а? А то я что-то нехорошее скажу. Но в копилку не ложится, имхо, потому что у него вообще там никого харизматичного нет.
Толстой -- ну, Долохов, пожалуй... А он вообще может считаться злодеем?
Достоевский... Его можно любить, можно не любить... Но отрицать нельзя: он пишет и о добре, и о зле. Но главная борьба со злом -- всегда в душе самих героев, каждый из них сам себе злобный буратино. И скучный и ходульный из всех его персонажей один только Разумихин... В копилку?
Чехов. Даже и говорить не приходится, что его творчество -- мимо нашей схемы.
А в Англии тем временем Диккенс (я его очень люблю, кстати).
Главгерои во многих его романах встречаются бесцветные (но есть и очень даже яркие). Злодеи встречаются яркие и обаятельные (Стирфорт... сэр Малберри Хоуп... да хоть тот же Джингль), но есть и Урия Гип, и Пексниф, и Квилп, и Смоллуид... В общем, безусловно отвратительных предостаточно.
В общем, как в жизни -- и такое бывает, и сякое. Я бы его в схему не впихивала (*).
Дальше пошел в России декаданс.
Вот когда пышным цветом расцвело в литературе обаяние зла.
Хотя... Тоже на вкус и цвет.
Леонид Андреев, допустим. Главгероев вообще нету, есть только главзлодеи (причем вполне себе мирового масштаба). Ходульные до отвращения.
...
Нет, ну всех все-таки не охватишь, я дальше выборочно.
Куприн, Франс, Джек Лондон, Марк Твен, Фолкнер, Сэлинлджер, Моэм, Ромен Ролан (знаю, знаю, нудный до неприличия), Ивлин Во, Айрис Мердок, наши Шолохов, Платонов... Кто еще? Все мимо копилки.
Ильф и Петров
... О! Оно, верно? Остап Бендер... Если, конечно, у кого-то повернется язык назвать благородного жулика и авантюриста злодеем...
Булгаков, конкретно -- "Мастер и Маргарита". Воланд обаятелен -- сил нет. Но разве он главзлодей -- по роли в романе-то? Кто в романе вообще -- главзлодей? Имхо -- мимо, хотя, возможно, многие со мной не согласятся.
Строго говоря, жесткое разделение на безупречных героев и главзлодеев (особенно с претензией на мировое господство) вообще встречается в литературе очень редко. Хорошему писателю обычно интересно именно во внутреннем мире героя покопаться -- посмотреть, что у него там за тараканы живут...
Наконец приходит середина 20-го века, появляется Толкин.
Толкина очень люблю, его творчество считаю великой литературой.
Он создал целостную вселенную, где добро и зло разделены и столкнуты во внешнем противостоянии. Главзлодеи тут уже претендуют на мировое господство (правда, мало кто из них описан по-человечески достоверно, сделан объемным, живым -- уж не говорю, харизматичным). Но некоторые промежуточные носители зла таки да, некоторой харизмой наделены.
И вот тут, предполагаю, оно и пошло... Толпа подражателей, эпигонов, пишущих фэнтези, но далеко не дотягивающих до Профессора ни по таланту, ни по уровню философского осмысления мира, растиражировала это внешнее противостояние, превратила черт знает во что.
И вот здесь-то и пошли валом бесцветные ГГ и привлекательные (по сравнению с пустышкой ГГ), рвущиеся к мировому господству ГЗ...
Ну так это ведь не вся литература.
Это очень маленький и далеко не самый лучший ее... обрывок.
К чему я все это?
А к тому, что, может, не стоит так обобщать?
(PS. И кстати, Снейп -- разве он злодей? Даже и в первых книгах? Несчастный человек с тяжелым характером, так он сразу и читается...)
****************
(*) Собственно, то же самое в данном контексте могу сказать о Пратчетте -- и скажу прямо здесь, потому что в дальнейшем разборе до него не дойду.
_________________
As the Harvard Law of Animal Behaviour puts it: 'Experimental animals, under carefully controlled laboratory conditions, do what they damned well please.'