Автор / Сообщение

О посохах и шляпах

Alv



Зарегистрирован: 18.07.2007
Сообщения: 3294
Откуда: Киев
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Fri Dec 19, 2008 10:57 pm     Заголовок сообщения:

Chani писал(а):
А может Фрейд ошибся? Собственно кроме фаллического смысла можно и другие поискать - и тоже впишется:)

У животных встречается, что более сильный самец соврешает... хм, сношение над более слабым, объясняя, так сказать, иерархию власти. Так что у Фрейда это скорее не фаллический смысл заложен, а, наоборот, фаллический орган является аллегорией власти.
_________________
I know that you believe you understand what you think I said, but I'm not sure you realize that what you heard is not what I meant.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Pioner
Site Admin


Зарегистрирован: 04.02.2005
Сообщения: 6755
Откуда: сами мы не местныя!
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Fri Dec 19, 2008 10:58 pm     Заголовок сообщения:

Ну, вообще-то у Пратчетта упоминались глупые ведьмы, правда мельком...

Но в остальном, задумался, может быть. Спасибо Алв.
_________________
Игнорируйте мою подпись!!!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Yahoo Messenger MSN Messenger ICQ Number
Nanny Ogg



Зарегистрирован: 09.02.2005
Сообщения: 14338
Откуда: Ланкр, что на Плоском Мире
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Fri Dec 19, 2008 11:59 pm     Заголовок сообщения:

Chani писал(а):
Staff Да я впринципе мысль поняла с первого раза:)
Непонятно другое почему как какой предмет в руках у мужчины образуется (не обязательно посох - вообще что угодно от мобильника, до автомобиля;)) - сразу речь про Фрейда и его символы:) Ну а женщинам сразу множественность смыслов, или ноль (по количеству символов соответсвенно).
Полагаю критика Фрейда все-таки была несколько иронична - нет никакой множественности, вернее есть у женщин и у мужчин, как у представителей одного вида. Каждая личность многомерна, независимо от пола.

Насколько я понимаю, при анализе реалий Плоского мира мы ориентируемся на его нарративность Laughing И на фольклорные корни, архетипы, символы...
Так что скорей всего речь не о физиологии и даже не о психологии женщин и мужчин Круглого мира Smile А о том, какие символы применяет Пратчетт при описании разных типов магии.
Почему -- другой вопрос.
Spoiler:

К Фрейду у меня отношение очень неодобрительное, он не пациентам терапию проводил, в себе за счет пациентов.
Но кой-чего у него не отнимешь Smile В частности великий мифотворец был...


_________________
As the Harvard Law of Animal Behaviour puts it: 'Experimental animals, under carefully controlled laboratory conditions, do what they damned well please.'
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Staff



Зарегистрирован: 10.02.2005
Сообщения: 6411
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 12:03 am     Заголовок сообщения:

Chani, а я вовсе не отстаиваю взгляды Фрейда, они мне, как бы помягче выразиться, не близки. Но я считаю, что в книгах Прэтчетта это есть, причем одновременно там же есть и философия Иригарэ, ее критика фрейдизма. Символизм магии волшебников у ТП очень фрейдистский. Но ведьмы с их магией и символами нарисованы у Прэтчетта вроде бы не по Фрейду? Есть ли у ведьм "зависть к пенису посоху" и желание обладать им хотя бы в опосредованной форме, на чем Фрейд основывал свои представления о женской психологии?

Ведьмы же как раз отрицают воплощение своей магии в каком-нибудь определенном предмете. Это раз. Стремятся ли они к магическому (или еще какому) обладанию Атрибутом через контакт с его владельцем? Да нифига. Некоторых ведьм привлекает усиление своей магической силы - например, Лилит - но никакой "зависти к посоху" при этом не наблюдается. Некоторых ведьм привлекает секс, но за этим нет желания получить таким образом какую-то силу, которой женщина иначе была бы лишена. Нет фрейдовского влечения "пассивного" женского к "активному" мужскому.

В чем у Прэтчеттовских ведьм выражается стремление к собственности, обладанию, власти, самоутверждению? В цикле про Тиффани говорится, что все ведьмы "эгоистки". Тиффани приняла это и превратила в свое оружие. Утверждение своего "эго" выражается в философии ведьм: "ведьма всегда знает где она и когда она", "ведьма принимает ответственность на себя" и так далее. Alv совершенно правильно говорит, я считаю: по сути ведьма всегда один на один с проблемой. Отсюда и принцип самостоятельности. Отсюда же и "право собственности": мой дом, моя семья, моя земля, мой мир. Ибо я отвечаю за это - если не я, то кто же.

Но. Снова "но". Фрейд говорил так же о материнском чувстве собственности. Отношение ведьм к своему дому, землле и всему, что на ней живет, очень похоже на доведенный до абсолюта материнский инстинкт: это, на мой взгляд, явно и бесспорно.

А вот то, что в основе всеобъемлющего материнского инстинкта
ведьм лежит сформулированный Фрейдом принцип - ой, ну зачем опять повторяться? конечно, желания опосредованно обладать все тем же достославным Атрибутом - так ли это?

И вот тут еще одно неожиданное и практически буквальное совпадение того, что говорит Прэтчетт и того, что говорила Иригарэ. Мисс Тик сказала: "Ведьма - это гранит и базальт, монолит сверху донизу". Иногда Мисс Тик неправа, но, кажется, не в этом случае? Теперь еще одна цитата из Иригарэ:

Spoiler:

Но если бы женское воображаемое развернулось, если бы оно вступило в игру не в качестве мусора, груды обломков, проявилось бы оно тогда в форме единой вселенной? Стало бы оно объемом, а не поверхностью? Нет. Если не понимать это опять как привилегию материнского над женским. Фаллического материнского.



Иригарэ противопоставляет собственно "женское" - множественное, текучее, неопределенное и так далее - "материнскому" целостному. Дескать, второе покупается лишь жертвой/отказом от первого, поэтому дальше пишет:

Spoiler:

конечно, она мать, но мать девственная; роль, определенная ей мифологиями давным-давно.



Это что, скажете, она по-прежнему шутит? Я тогда скажу: фигасе шуточки.

Да, так вот о ведьмах: разве нет совпадения? Материнское. Целостность. Монолит.
_________________
wizzaaardsah staaafff has a knobontheend, knobontheend
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Staff



Зарегистрирован: 10.02.2005
Сообщения: 6411
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 12:23 am     Заголовок сообщения:

(Хлопая себя по лбу) Вообще-то разговор уже ушел от этого, но насчет нерукотворных магических предметов у Прэтчетта. Есть! Причем он именно о них пишет: "магия настолько древняя, что уже не считается магией". Умница он все-таки, это же действительно древнейший слой мифов. Детские зубы в "Хрякусе".

Для сравнения - вспомните фольклорные сюжеты, где герой спасает какое-нибудь животное, насекомое и т.д., а потом слышит что-то типа: "Я царица всех пчел. Вот тебе кусочек моего крылышка, и если я тебе понадоблюсь - позови меня". (Или "Я царь всех соколов, вот тебе мое перо" и т.д.)

Между прочим, в том же "Хрякусе" и отзвук мифа о "похищенном солнце".

Про обратный виноград и Грушу разумную - мм... Первое - скорее природное явление, что ли... Аномалия? Даже не знаю, к чему это отнести. Подумаю. А Груша, наверно, не "предмет", просто живое существо?
_________________
wizzaaardsah staaafff has a knobontheend, knobontheend
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Staff



Зарегистрирован: 10.02.2005
Сообщения: 6411
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 1:40 am     Заголовок сообщения:

Chani писал(а):
Вероятно у ведьм и волшебников традиции разные:) Кто-то пугает людей понятным и очевидным причинением ущерба здоровью (волшебники) - попробуй неуважительно отнестись к человеку который может запросто спалить твой дом и тебя заодно, а кто-то пугает неизвестностью(ведьмы) вообще неизвестно что они могут, так им еще и приписывают массу всего - у кого бы какие неприятности не случились, подозревают, что не без их участия, а они еще и поддерживают такую репутацию. Вот попробуй неуважительно отнеститсь к ведьме, когда вообще не знаешь что от нее ждать, но по слухам - ничего хорошего:)

Вот да, отличное замечание.
(Я просто не всегда успеваю вовремя реагировать на слова собеседников, потому что вязну в собственных рассуждениях). Laughing

Это так же имеет отношение к теме власти. Но заодно мне тут мысль пришла о социальной функции волшебников. Они владеют магией. Они контролируют свое владение магией. Они не применяют магию. Теперь, что такое посох (не в символическом, а в практическом смысле слова)? Магнит, накопитель, концентратор магии. Вот в "Равных правах" говорилось, что полох Эск постоянно притягивает магию, извлекая ее из магического поля Диска или откуда там.

То есть что получается? Волшебники, владельцы посохов, сами становятся аккумуляторами магии. В одном из интервью Прэтчетт сравнил магическую силу (в мире Диска) с ядерной энергетикой (у нас). Вполне понятно, почему волшебники привержены принципу "созерцательной пассивности", а когда дело касается обучения новых волшбеников, то даже прибегают к "недеянию" в активной форме.

(Вот такой вот гендерный стереотип "активного мужского начала", кстати! Wink )

Конечно, все это подано комически, и сатира на патриархов факультетской науки тоже там присутствует. Но вы же не скажете, что создатель Лю Цзе не знаком с философией Лао Цзы. Very Happy
_________________
wizzaaardsah staaafff has a knobontheend, knobontheend
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Chani



Зарегистрирован: 15.12.2008
Сообщения: 711
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 1:44 pm     Заголовок сообщения:

Nanny Ogg писал(а):
при анализе реалий Плоского мира мы ориентируемся на его нарративность

Nanny Ogg если можно, для особо бестолковых объясните, что это значит? Что это такое нарративность и почему при анализе реалий мы ориентируемся на нее, или должны ориентироваться:)
_________________
- Откуда я знаю, что я думаю? Вот скажу - тогда узнаю!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Nanny Ogg



Зарегистрирован: 09.02.2005
Сообщения: 14338
Откуда: Ланкр, что на Плоском Мире
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 5:02 pm     Заголовок сообщения:

Ой, прошу пардону...
Я сама эту нарративность не очень-то давно освоила (спасибо Женечке Wink Laughing ), так теперь так и тянет ее повсюду воткнуть Smile))

Идея в том, что Плоский мир -- это не просто какая-то очередная выдуманная вселенная, а вселенная, существование которой основано на фольклоре, на изначальных (архетипических) мифах, на сказках, легендах (narrative -- повествовательный).
То есть там может быть не все, что угодно, а только то, что определяется фольклорной традицией.
Именно до этого мы и докапываемся чаще всего, анализируя книги ТП.
Laughing
_________________
As the Harvard Law of Animal Behaviour puts it: 'Experimental animals, under carefully controlled laboratory conditions, do what they damned well please.'
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
ЖЖЖенечка
Site Admin


Зарегистрирован: 11.02.2005
Сообщения: 7779
Откуда: Україна
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 5:12 pm     Заголовок сообщения:

Цитата:
так теперь так и тянет ее повсюду воткнуть

К вопросу о посохах, на которые мы опираемся:)))))))))))))

(вообще-то я пришла просить Стафф, что еще малость перекурил, бо не успеваю все прочесть, чтоб вылезть со своими пятью копейками:) Но - пишите, люди, у вас интересно выходит!)
_________________
Fire burn, and cauldron bubble
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
DmU
Site Admin


Зарегистрирован: 06.09.2007
Сообщения: 3496
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 5:39 pm     Заголовок сообщения:

Эээ... Люди, я понимаю, что дискуссия идёт полным ходом и что меня никто ждать не собирается. Но я хотел бы вернуться к мысли, которую высказала Рыся на предыдущей странице. Потому что я вижу в ней очень глубокий смысл. И ещё дело в том, что, кажется, эта дискуссия — очень редкий пример того, когда я не согласен со Стэфф.

Black Lynx писал(а):
у ведьм и волшебников социальные функции довольно сильно различаются

Люди, да ведь в этом и есть ответ на все наши вопросы. Они выполняют разные функции, они созданы для того, чтобы показать разные грани вселенной. Неужели обязательно их сравнивать? Ну, да, я понимаю, и там, и там есть магия. И в некоторых книгах волшебники и ведьмы даже противопоставляются. Но зачем пытаться проводить их фрейдистский анализ?

Давайте лучше сравним четырёх слонов, на которых держится Диск, и Четырёх Всадников Абокралипсиса. И тех, и тех четверо. Сходство налицо. У слонов есть хоботы, а у всадников нет! Это же гениальная мысль! Хобот — фаллический символ. А у всадников его нет — значит они женщины. Но мы знаем, что Смерть — мужского пола. Значит Смерть — трансвестит. Гениальный вывод, а?!

Или лучше возьмём четырёх главных персонажей книги "Стража! Стража!" (Моркоу, Ваймс, Колон, Шнобби). Их тоже четверо. И хоботов у них нет. Следовательно, Ваймс — ...
*замолкает навеки, не успев увернуться от кирпича, метко пущенного рукой Прю*

Люди, вы же сами говорите, что ведьмы выполняют функции стражи. А волшебники списаны с наших кругломирских учёных. Но мы ведь не сравниваем полицейских и физиков-ядерщиков! И не пытаемся определить, что больше похоже на фаллос — дубинка полицейского или электронный микроскоп. Так чем вам так не угодили ведьмы и волшебники, что вы начали расчленять их на составные части?

Да, я понимаю, что очень хочется найти представителей "мужской" и "женской" магии, и сравнивать их, сравнивать, сравнивать. Но нужно ли это? Нет, конечно всё это очень интересно и познавательно. И с некоторыми выводами я на 100% согласен. Но кое-что можно объяснить, не прибегая для этого к глубокомысленным рассуждениям, а просто воспользовавшись моим любимым ответом ГЕКСа — "Because Everything".

Да, я понимаю, что я упрощаю. Я страшно упрощаю. Но усложнять-то зачем?
_________________
GNU Terry Pratchett
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Alv



Зарегистрирован: 18.07.2007
Сообщения: 3294
Откуда: Киев
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 6:17 pm     Заголовок сообщения:

DmU писал(а):
Да, я понимаю, что очень хочется найти представителей "мужской" и "женской" магии, и сравнивать их, сравнивать, сравнивать. Но нужно ли это?

А разве дискуссии на форумах ведутся по причине их нужности, а не исключительно в виду их развлекательного характера. Cool

DmU писал(а):
Хобот — фаллический символ
Про визард стаф, у которого кноб он зе енд, сказал сам автор. Так что это не просто притянутый читателями за уши символ, а ассоциация, которая в ходу у жителей Плоского мира. И которая как-то влияет на их жизнь и взгляды. Вот и интересно обговорить, как именно влияет и почему.
А у стражников, кстати, мечи есть. Тоже популярный предмет прибауток.
_________________
I know that you believe you understand what you think I said, but I'm not sure you realize that what you heard is not what I meant.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
DmU
Site Admin


Зарегистрирован: 06.09.2007
Сообщения: 3496
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 6:20 pm     Заголовок сообщения:

Alv писал(а):
Так что это не просто притянутый читателями за уши символ, а ассоциация, которая в ходу у жителей Плоского мира.

Так я и не спорю. А ведьмы тут причём? Smile Почему, например, не белошвейки? У них не только посохов, у них даже обычных иголок нет. Laughing
_________________
GNU Terry Pratchett
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
DmU
Site Admin


Зарегистрирован: 06.09.2007
Сообщения: 3496
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 6:24 pm     Заголовок сообщения:

Nanny Ogg писал(а):
То есть там может быть не все, что угодно, а только то, что определяется фольклорной традицией.

Нет, Нэнни, не совсем верно. Суть пратчеттовского нарративизма в том, что на Плоском Мире существует то, во что люди верят. И эта вера является достаточной причиной для того, чтобы это существовало.
_________________
GNU Terry Pratchett
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Alv



Зарегистрирован: 18.07.2007
Сообщения: 3294
Откуда: Киев
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 6:58 pm     Заголовок сообщения:

DmU писал(а):
Почему, например, не белошвейки?

Потому что слишком очевидно? Где тут вызов уму и сообразительности? Very Happy

Кстати,а если рассмотреть волшебников и ведьм в разрезе городской житель—сельский житель? Есть у нас примеры городских ведьм и сельских волшебников?
_________________
I know that you believe you understand what you think I said, but I'm not sure you realize that what you heard is not what I meant.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Nanny Ogg



Зарегистрирован: 09.02.2005
Сообщения: 14338
Откуда: Ланкр, что на Плоском Мире
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 7:02 pm     Заголовок сообщения:

DmU писал(а):
Nanny Ogg писал(а):
То есть там может быть не все, что угодно, а только то, что определяется фольклорной традицией.

Нет, Нэнни, не совсем верно. Суть пратчеттовского нарративизма в том, что на Плоском Мире существует то, во что люди верят. И эта вера является достаточной причиной для того, чтобы это существовало.

Нет, Дим, не совсем верно Razz
Вера на Плоском мире является достаточной причиной существования чего угодно, это да... Но это констатация изнутри.

А снаружи -- со стороны творца Плоского Мира -- верят они в то, что он им подкидывает. А подкидывает он им древние архетипические сюжеты (во всяком случае в цикле про ведьм... да и про Стражу -- спасение героем девственницы от дракона Wink ).
А ведь психоанализ весь основан на мифах, на архетипах.
Так что обращение к Фрейду и к Юнгу вполне оправдано Very Happy

Я бы скорей, не оспаривая любопытную концепцию Стэфф (ну красивая она, братцы, стройная теория) -- посмотрела бы на конкретику этого самого Плоского мира.

А именно. Да, мы знаем, и сам (Сам!) Пратчетт сказал, что важнейший магический атрибут волшебника -- посох.
И что мы видим? Кто ходит с посохом (где это важно)?
Ну, в "Равных ритуалах" -- положим, Драм Биллет (пока жив), Аркканцлер тогдашний... Ладно, пусть даже все волшебники.
В "Посохе и шляпе" -- у Койна тот самый посох.

А вот всех остальных случаях -- эти посохи почти не упоминаются... А Чудакулли с посохом почти невозможно себе представить (хотя изначально сказано, что посох у него есть -- он на него присобачивал воронье пугало, пока жил в деревне)...

Остроконечные шляпы ведьм. Тут Пратчетт более последователен, он все вроде бы все время упоминает об этих шляпах (хотя они, как было замечено, не магический атрибут, а просто символический, типа значка полицейского), как и о непременно черных платьях.
Но возьмем "Вещих сестричек" -- книгу, с которой фактически начинается самостоятельный ведьминский цикл (а не игра с книгами Ле Гуин).
В первый же момент, на шабаше (на шабаше! на важном ведьминском эвенте) у костра Нэнни сидит -- без всякой шляпы:
Цитата:
'I'm babysitting on Tuesday,' said the one with no hat but a thatch of white curls so thick she might have been wearing a helmet.

О шляпе Маграт тоже нигде не упоминается, а описание ее нарядов (зеленое платье) и прически (стоящая дыбом соломенная копна) -- также никак не создает образа ведьмы в классическом наряде.
То есть стереотип ведьмы усердно и старательно (и сознательно) воплощает лишь Грэнни... При том, что там же, в Сестричках (сейчас нет сил искать цитату) Пратчеттом повторяется уже постулировавшееся в "Равных правах" -- насчет шляпы и насчет черных платьев...

(И повторю -- да, да, в последующих книгах Пратчетт более строго подходит к описанию наряда ведьм -- когда им, конечно, не приходится переодеваться...)

К чему я все это?
К тому, что на Плоском Мире -- как в жизни: реальное воплощение наших стереотипов носит единичный характер. А мы уж потом обобщаем...
Но эти единицы-носители стереотипа -- на Плоском Мире -- являются носителями существеннейшей характеристики.

Имхо.
_________________
As the Harvard Law of Animal Behaviour puts it: 'Experimental animals, under carefully controlled laboratory conditions, do what they damned well please.'
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Black Lynx
Site Admin


Зарегистрирован: 06.05.2005
Сообщения: 1384
Откуда: странствую по мирам
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 7:04 pm     Заголовок сообщения:

Не, ну сравниваются-то вполне закономерно, ведь в самих книгах часто ведьмы и волшебники сравниваются и противопоставляются, именно потому что носители магии Smile Стражники все-таки сами магией не пользуются принципиально, а тут именно сравнение двух разных типов магии, в общем-то Smile Различность социальных ролей идет как раз отчасти из-за различий в подходе к магии, я думаю.

(Развлекуха - отыщи фаллические символы! Взять хоть "Правду" ту же - перо против меча, "Никакой схватки символов" - сказал Ваймс, откладывая в сторону жезл и прося убрать перо... О, у ведьм я тоже нашла - это некоторые свечки! Laughing (Кстати, булавки у ведьм все-таки есть Wink )Я это все к тому: хорошо мы делаем, что к фрейдизму в меру подходим, давайте и дальше не до абсурда, а то читала я разбор одного фильма, где все-все с помощью этих символов объяснялось Laughing )
_________________
Do what you love and you will find someone who loves the same thing. Don't look for love, beg for love or suffer for love. Just live.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
DmU
Site Admin


Зарегистрирован: 06.09.2007
Сообщения: 3496
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 7:11 pm     Заголовок сообщения:

Black Lynx писал(а):
Не, ну сравниваются-то вполне закономерно, ведь в самих книгах часто ведьмы и волшебники сравниваются и противопоставляются, именно потому что носители магии

Я не спорю, что их можно и нужно противопоставлять. Но моя глубокая имха заключается в том, что их гендерная принадлежность в данном случае имеет второстепенное (если не третьестепенное) значение. Гораздо важнее та роль, которую играют волшебники и ведьмы в жизни, чем то, что кто-то из них — мужчина, а кто-то — женщина.
_________________
GNU Terry Pratchett
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Black Lynx
Site Admin


Зарегистрирован: 06.05.2005
Сообщения: 1384
Откуда: странствую по мирам
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 7:17 pm     Заголовок сообщения:

Насчет нарративности (то есть, как я ее понимаю), по-моему, в "Зимовом" отлично выражено - миф будет всеми силами пройти проторенной дорогой, любыми средствами будет пытаться осуществиться. С другой стороны, в "Ведьмах за границей" последовательность сказок удачно разбивают... И еще во многих книгах можно припомнить,к онечно. В "Страже, Страже", кнапример. Только, по-моему, на Диске имеют силу не только древние мифы, но и более новые литературные и прочие традиции, они тоже эту нарративность создают - ну там, всякие мелочи вроде зловещих ударов грома в нужный момент, горящих катящихся колес и т.д., хоть они часто и не работают Smile
Получается, что нарративность не всегда во благо и ее вполне можно нарушить при большом желании? Ну, в любом случае - архетипы, древние и не очень, точно постоянно подсовываются Smile
_________________
Do what you love and you will find someone who loves the same thing. Don't look for love, beg for love or suffer for love. Just live.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Staff



Зарегистрирован: 10.02.2005
Сообщения: 6411
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 7:23 pm     Заголовок сообщения:

DmU, разделение владеющих магией людей по признаку пола - это же не моя идея, а Прэтчетта. Мало того, что он целую книгу написал на основе факта "Ненормально, чтобы женщина владела посохом и была волшебником!" Он и дальше это разделение постоянно подчеркивает.

В современной фэнтэзи сложились две традиции: одна утверждает, что характер и проявления магической (сверхъестественной, паранормальной) силы/дара очень разнятся в зависимости от пола. Иногда под это подводится какая-то более или менее стройная смысловая база (например, в "Дюне" Херберта). Или в Пернском цикле Энн Маккефри (хотя там объяснение псевдоразумно и логической критики не выдерживает, но все же оно есть). Иногда это просто утверждается как факт - вот как в "Земноморье" Ле Гуин или у Прэтчетта.

При этом есть и другая традиция, где волшебники и волшебницы, колдуны и колдуньи, ведьмы и ведьмаки магически не разнятся по гендерному признаку. Прэтчетт почему-то избрал первую традицию.
_________________
wizzaaardsah staaafff has a knobontheend, knobontheend
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
DmU
Site Admin


Зарегистрирован: 06.09.2007
Сообщения: 3496
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 7:26 pm     Заголовок сообщения:

Alv писал(а):
Потому что слишком очевидно? Где тут вызов уму и сообразительности?

Слишком очевидны различия. А вот найти сходство — вызов уму и сообразительности. Laughing
Alv писал(а):
Кстати,а если рассмотреть волшебников и ведьм в разрезе городской житель—сельский житель? Есть у нас примеры городских ведьм и сельских волшебников?

А почему бы и нет? Сельский волшебник — Аркканцлер Чудакулли. Городские ведьмы — Хильта Козлиха (Равные Права) и госпожа Гоголь.
_________________
GNU Terry Pratchett
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
DmU
Site Admin


Зарегистрирован: 06.09.2007
Сообщения: 3496
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 20, 2008 7:33 pm     Заголовок сообщения:

Staff писал(а):
Прэтчетт почему-то избрал первую традицию.

Мне кажется, все различия между магией волшебников и ведьм легко можно объяснить другими причинами, кроме различного пола. Например в Равных Правах это прямая аллюзия на то, что вплоть до XIX века считалось, что женщины не могут заниматься наукой. Мозги у них не так устроены. Разве нет?

//Добавлено
Ах, да, здесь мы тоже про пол говорим. Но смысл моего высказывания в том, что это аллюзия и отсылка совсем к другому источнику, чем дифференцирование магических способностей в различных фэнтэзийных романах. Т.е. мы здесь говорим не про физиологию, а про косность и консерватизм отдельных представителей преподавательского состава высших учебных заведений.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Chani



Зарегистрирован: 15.12.2008
Сообщения: 711
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Dec 21, 2008 7:17 am     Заголовок сообщения:

Staff Ну Пратчетт любит использовать наши мифы - это бесспорно, заодно он любит иронизировать над нашими же стереотипами. (Люди очень часто используют как аксиомы совершенно не доказанные, но очень популярные фразы). Мастер над этим посмеивается, как мне кажется:)
Как раз в Творцах заклинаний (как я понимаю в вашем переводе как раз Равные права) самая традиционная ведьма Эсме Ветровоск делает все, чтобы Эск попала таки в незримый университет и научилась владеть "чужой" магией. Это к вопросу фактов и традиции.
_________________
- Откуда я знаю, что я думаю? Вот скажу - тогда узнаю!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Staff



Зарегистрирован: 10.02.2005
Сообщения: 6411
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Dec 21, 2008 2:11 pm     Заголовок сообщения:

Chani писал(а):
Как раз в Творцах заклинаний (как я понимаю в вашем переводе как раз Равные права)

Surprised А? Разве в нашем? Речь идет про книгу Equal Rites.
_________________
wizzaaardsah staaafff has a knobontheend, knobontheend
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Chani



Зарегистрирован: 15.12.2008
Сообщения: 711
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Dec 21, 2008 2:20 pm     Заголовок сообщения:

Staff писал(а):
А? Разве в нашем? Речь идет про книгу Equal Rites.

Да, у меня под переведённым названием напечатано оригинальное - речь идет именно о ней:)
Неточно выразилась - в том преводе, который есть у Вас, или который Вы считаете лучшим, просто у меня другое название и я уточняю, так как еще не все читала и могу промахнуться, а с английским у меня не очень Unknown
_________________
- Откуда я знаю, что я думаю? Вот скажу - тогда узнаю!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Staff



Зарегистрирован: 10.02.2005
Сообщения: 6411
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Mon Dec 22, 2008 12:37 pm     Заголовок сообщения:

Не знаю, что делать: надо сослаться на "Нацию", а кто не читал ее - под спойлер смотреть не будут и мои доводы повиснут в пустоте.

Я попробую осторожненько, без спойлеров на сюжет.

"Нация", хоть и не о Плоском Мире, но Прэтчетт в этой книге прояснил очень многое. Встречаются знакомые по Плоскомирским циклам конфликты, типажи, философская проблематика. И хотя Прэтчетт верен себе - многозначен, все-таки в "Нации" многие вещи кристаллизованы: мелочи сняты, главное выступает четко.

И не говорите мне - "это же другой мир, так что ничего не доказывает". Прэтчетт всегда пишет про один и тот же мир, наш.

Итак, в "Нации" есть магия. Иногда трудно понять - собственно ли это магия, или чисто научное рациональное знание, высокое мастерство и тому подобное. Порой это выглядит магией, потому что принадлежит иной культуре, или же психологически замаскировано под магию. Иногда сомнений нет: именно магия, нечто паранормальное.

В "Нации" нарисовано очень жесткое разделение людей по гендерному признаку. Не только в жизни, но даже и после смерти. Когда звучат голоса ушедших, то мужчина слышит мужчин, а женщина - женщин. Причем это даже нельзя объяснить (как в "Дюне") генетической памятью по кровной линии. Это именно и в прямом смысле обобщенный "голос пола".

И наконец, магия, не имеющая даже подобий рационального объяснения, магия как она есть, нарисована как сфера женщин.

Для меня все это достаточно веские доказательства: когда Прэтчетт пишет о глубинной сути "мужского" и "женского", причем именно о том, в чем они различаются по социальной, психологической, мировоззренческой граням - он прибегает к теме магии.
_________________
wizzaaardsah staaafff has a knobontheend, knobontheend
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Часовой пояс: GMT
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах