Добавлено: Thu Oct 14, 2010 9:53 pm Заголовок сообщения:
Так, ну что я могу сказать. Во-первых то, что я сейчас читаю другую псевдо-вампирскую сагу в современном сеттинге: автор - Таня Хафф, перевод - кажется, пока существует только сетевой, название саги "дымная трилогия" или что-то типа того, потому что названия книг - "Дым и тени", "Дым и зеркала", название третьей не помню, не дошло еще до нее. Почему говорю об этом в теме про Майер? Все познается в сравнении.
Сагу Майер, кажется, уже целиком официально перевели на русский и издали, по крайней мере, вон там на полке четвертая книга лежит и ждет, когда я соберусь с силами. Да, мне удалось прочесть первые три - "Сумерки", "Полнолуние" и "Затмение". Экранизацию смотреть не буду категорически, у меня идиосинкразия на мальчикоф со внешностью актера в главной роли.
О чем книга (помимо упомянутых слюней, ангста и соплей).
Имхо книга о том, что современных девочек типа "хорошая, скромная, серьезная, настроенная на серьезные отношения глубокую любовь" современные мальчики жутко разочаровали и продолжают разочаровывать. То есть абсолютно. Потенциальные Джульетты ходят непристроенные, Ромео нет и не предвидится. Есть невыносимо скучные ровесники: бестолковые, не к месту закомплексованные и не к месту нахальные, с дурацкими пацанскими интересами, ничего не понимают, поговорить с ними не о чем и посмотреть не на что. Самое обидное, что это не отбросы какие-то, а хорошие приличные мальчики, не испорченные и не зажравшиеся. То есть найти что-то лучшее просто нет шансов.
Конечно же, есть девочки (тоже нормальные хорошие современные девочки), которые крутят с ними романы. Что это за романы? Скучные поездки на машинке куда-нибудь в лес или к морю, скучные походы в кино, скучные ссоры из-за чепухи со скучными примирениями. Провожалки домой к назначенному часу. В меру лицемерная строгость родителей на тему "вы ж там смотрите не того". Хотя родители прекрасно знают, что от них никак не зависит, будет ли "того".
Так показана в саге школьная любовь и романтика, на примере приятелей-одноклассников Беллы, которые служат фоном. Белла говорит, что до Эдварда у нее никогда не было парня, и это стопудово можно понять.
Какая есть альтернатива? Майер показывает на выбор две. Первая - это счастливый шанс один на миллион встретить принца. Без кавычек. Он не такой, как все, не потому, что кажется девочке особенным. Он действительно не такой, как все. Существо из другой сферы.
Соответственно, сперва она вздыхает на расстоянии, но не позволяет себе даже особо мечтать (она хотя не интеллектуалка, но и не дура, вполне благоразумная и здравомыслящая девочка). Потом опачки, вдруг оказывается, что он ею тоже интересуется. С ума сойти. Не может быть. Предсказуемо, их отношения так выпадают из нормы, что это создает кучу предвиденных и непредвиденных проблем для них и для их семей. На этих проблемах и строится экшн.
Оба понимают, что им выпал нереально редкий шанс. Оба друг для друга незаменимы и уникальны. Полностью исключается вероятность сюжета, обычного для современных "школьных романов": пары могут распадаться и складываются по-новому, все девочки хорошенькие и мальчики ничего себе, так какая, в жопу, разница - алё, живи в реальном мире. А если не сложилось, ну, не трагедия.
Майер явно постаралась написать нечто противоположное, противопоставленное такому мировоззрению. А то, что герои нетипичны (между прочим, оба: он-то вампир, но и она "идеальная жертва", такой особый тип, от которого у вампиров крышу сносит) - откровенно формальный прием. Были бы сейчас больше в моде не вампиры, а инопланетяне, он бы оказался инопланетянином. Неважно это. На самом деле Майер ориентировалась как раз на типичное в каждой девочке: мечту встретить особенного и быть для него особенной. А не одной из подходящих для одного из более-менее устраивающих.
Да, и вторая альтернатива: связь с парнем, который для тебя как друг и брат. Всё на равных, всё в открытую. Причем он НЕ будет обсуждать с тобой своих других девок, НЕ будет тебе предлагать перепих с ним и с его приятелями (а че такого?) То есть любит как девушку, а держится как с другом и сестрой.
Не знаю, проще ли встретить такой шанс, но мне имхится, что Майер все же решила дать читательницам отдушину: девачки, я понимаю, что принцев на всех не хватает. Учитывайте, что возможен еще вот такой вариант, и он ничем не хуже. В общем, по мне - дилемма Беллы (что она любит обоих, хотя и по-разному) не выглядит надуманной.
Что достало в этой книге:
- Эвард дебил.
- Высосанный из пальца конфликт "тебе будет без меня лучше, переживешь и забудешь".
- Высосанный из пальца конфликт "секс до свадьбы ни-ни".
- Высосанный вообще не скажу откуда конфликт "мне рано выходить замуж, люди засмеют".
- Джейк вроде не дебил, но в одном отношении дебил. Про оборотней сказано, что у них бывает "импринтинг". Если оборотень встречает кого-то, предназначенного судьбой, то влюбляется по уши и все прежнее перестает иметь значение. Как можно связывать себя с девушкой, зная, что у тебя может стрястись импринтинг с кем-то другим?
- Эдвард
нестерпимый дебил.
- Белла не дура, но иногда становится дурой. (Когда автору надо для сюжета). Уезжает из города (в том числе и) потому, что охотник-вампир может убить ее отца. Из всех возможных вариантов убежища выбирает город, где живет ее мать.
- Идиоты-вампиры, естественно, не возражают. Ну это понятно, что с них взять.
- Кстати, люто ненавижу этот писательский прием: все иногда глупят и совершают ошибки, это естественно. Но у некоторых герои глупят и совершают ошибки ТОЛЬКО тогда, когда это надо автору для сюжета. И ни в каком ином случае.
- Теперь меня долго будет тошнить от эпитетов "золотой", "мраморный" и "бронзовый". Хорошо, что у автора очень ограниченный словарь в этом смысле.
_________________
Уши кота могут вращаться быстро.