Добавлено: Wed Oct 13, 2010 11:19 am Заголовок сообщения: Bechdel Test & Smurfette Principle
Наткнулась на любопытные критерии оценки фильмов и телесериалов с точки зрения их сексизма (гендерного "расизма").
Изначально ими оценивалась преимущественно голливудская продукция, но в принципе они приложимы к любому кино-, теле- и даже к литературному произведению).
Первый из них --
Тест Бечдель (появился в 1985 году, назван по имени картунистки
Элисон Бечдель, создательницы комикс-стрипа
"The Rule" ["Правило"], где он был сформулирован).
Тест Бечдель проходит фильм (сериал), в котором соблюдены три условия:
1. в нем должны участвовать по меньшей мере две женщины (некоторые отмечают, что эти женские персонажи должны как минимум быть наделены именем -- то есть не быть совсем уж проходными);
2. между ними должна иметь место как минимум она беседа;
3. причем темой ее может быть что угодно, кроме мужчин (мужчины).
Этот тест часто понимается неправильно. Требования именно таковы, как написаны -- не имеет значения, являются ли те персонажи мужского пола, о которых беседуют женщины, их отцами, сыновьями, платоническими друзьями или смертельными врагами, скорей чем их романтическими партнерами. Для теста также не имеет значения, присутствуют ли при данном разговоре двух женских персонажей персонажи мужского пола, как и то, что темой разговора могут быть стереотипно "бабские" темы, типа покупки туфель, главное, чтобы речь не шла о взаимоотношениях с мужчиной.
Дело в том, что тест Бечедель не рассчитан на точную оценку общего уровня феминизма конкретного произведения. Этот тест вполне может пройти фильм, не обладающий открытой феминистической тематикой -- собственно, в исходном стрипе в качестве примера подходящего фильма приводится "Чужой", который, хоть и не без феминистических подтекстов, в основном все-таки принадлежит жанрам НФ/экшн/хоррор. Фильм запросто может соответствовать этому тесту, даже будучи самым что ни на есть мизогинистическим. И наоборот, история может не пройти тест, оставаясь при этом весьма феминистской во всех остальных отношениях, и это не обязательно плохо. Проблема в том, что, если оказывается, что это устойчивый прием (pattern) - когда столь многие фильмы проваливают этот тест, при том, что лишь в очень немногих не показаны мужские персонажи, чья жизнь не крутится вокруг женщины как своего центра, -- это демонстрирует не очень-то лицеприятные вещи, которые можно сказать о подходе Голливуда к гендерной проблеме. *
(Перевод цитаты по приведенной выше ссылке, выделение мое.)
_______
* Очень корявая фраза, что по-русски, что по-английски. Видать, ее авторы из кожи вон лезли, пытаясь соблюсти политкорректность...
Второй критерий --
принцип Смёрфетты.
По приведенной ссылке этот принцип проиллюстрирован картинкой с самими Смёрфами -- или Смурфами -- синими гномиками. Они были придуманы еще в конце 50-ых бельгийским аниматором и комиксистом Пьером Каллифордом, писавшим под ником Peyo (Пейо). Они были -- и остались -- очень популярны, по ним даже фильм снят. В общем -- куча забавных и поучительных приключений веселых гномиков... а Смерфетта для всех этих приключений за все про все одна-разъединственная, и...
[Ой!!!!!
Синие... Мелкие... И на всю компанию всего одна девушка...
Что-то мне это очень напоминает, вот только никак не соображу, что именно...
Но об этом -- не здесь и не сейчас. Но очередную аллюзию запомним.]
Итак -- принцип Смёрфетты состоит в следующем:
Принцип Смёрфетты демонстрирует тенденцию фантастических произведений помещать в команде мужских персонажей ровно один женский (так называемый Token Girl -- ~Девушка-знак, Девушка-Символ), несмотря на то, что женщины составляют примерно половину человеческой расы. Если только шоу не рассчитано непосредственно на женскую зрительскую ЦА, большинство главных персонажей будет диспропроционально принадлежать к мужскому гендеру.
Со временем этот троп ослаб, но и сейчас часто приложим к [animated fare] (содержанию мультипликационных фильмов), рассчитанных на мальчиков или на общую аудиторию. Особенно это серьезно, когда среди действующих лиц полно искусственных существ или представителей других видов, способных разговаривать или достаточно человекоподобных; среди них всегда мужских будет больше, чем женских, и при этом женские персонажи среди таких действующих лиц всегда будут играть проходную роль, как бы давая понять, что женщины -- это просто не совсем обычный подтип мужчины. (Обратите внимание, если для чуждых видов самки -- это просто не совсем обычный подтип самца, и для этого нет никакого обоснования*, это легко может привести к биологической гибели вида.)
...
Название тропа [Принцип Смёрфетты -- прим. пер.] впервые прозвучало 7 апреля 1991, в опубликованной в "Нью-Йорк Таймс" статье, так и называвшейся -- "Принцип Смёрфетты". В ней обсуждался отрицательный посыл, который этот троп дает юной аудитории: дескать, мужчины -- это личности, переживающие приключения, а женщины -- это что-то вроде отклонения, существующего лишь в связи с мужчинами.
... Этот троп универсален для всех видов медиа. ... Большинство писателей пытаются "уравновесить" этот дисбаланс, с помощью приема Позитивной Дискриминации, изображая девочку более умной и хладнокровной, чем все остальные, но это не меняет того факта, что она все же остается одной-единственной. Обычно это просто превращает ее в Мери-Сью, ненавистную для всех.
(Перевод цитаты по приведенной выше ссылке, выделение мое)
_______
* Вот ТП как раз, когда писал о кланах Фигглов, об этом хорошо помнил...
Принцип Смёрфетты может кое-что дать для понимания заведенной здесь как-то Женечкой темы
"Детские компании. Гендерный вопрос" -- хотя он, безусловно, шире чисто детских и подростковых фильмов/сериалов/книг.
"Good Omens", к примеру, тест Бечдель не проходят и принципу Смёрфетты полностью соответствуют, мда
А так понравившийся всем нам "Как приручить дракона"...
А сам -- страшно сказать -- LOTR!...
Вот, как-то так...
_________________
As the Harvard Law of Animal Behaviour puts it: 'Experimental animals, under carefully controlled laboratory conditions, do what they damned well please.'