Добавлено: Wed Aug 27, 2014 2:34 pm Заголовок сообщения:
Действительно, Эли, в книге о Роковой музыке дается еще перспективы по этому вопросу. Но чтобы понять решение Смерти, думаю, достаточно и только книги о Море. Главное уже тут. Конечно, помогает, если читателю знакомо, как Пратчетт изображает Смерть в дальнейших книгах, так можно смотреть более внимательно (и более предвзято ;) ) и на написанное в „Море, ученике Смерти“, но главное должно остаться и только из первого прочтения „Мора“. Я сам уже не достаточно хорошо помню, что точно думал, когда впервые читал, но основное впечатление помню.
Попробую выложить мое впечатление от сцены между Смертью и Мором. Мне кажется сначала надо ответить на вопрос, почему Смерть рассмеялся. Этот его неожиданный смех описан так подробно и эпично, а в конце, еще смеясь, Смерть перевернул часы. А причины этого смеха… боюсь, мне придется начать издалека.
Почему Смерть так зол на Мора, что вообще затеял всю ту конфронтацию? 1. Потому что Смерть чувствует себя Мастером профессионально делающим свое дело, а Мор натворил в
его деле невообразимую кашу. Как можно профессионалу такое терпеть? Как можно гордому профессионалу терпеть такое в области его собственной ответственности?! Смерть бесится в равной мере на Морта и на себя (поскольку дела по смерти – именно его ответственность), второе только ухудшает гнев на Мора. Вся эта последняя речь Смерти в тоне «Можешь ли ты понять…» - Смерть выражает насколько невообразимо безобразие, которое приключилось, насколько Смерти обидно. Представьте себе признанного мастера какого-то искусства, чей ученик публиковал от имени мастера какую-то аляповатую попсу. Невообразимо! Смерть не занимается убийством, он не причиняет смерть, но он так взбешен, что готов убить.
Эта причина у Смерти была еще до того, как он усыновил Изабель. И до конца эта причина никуда не делась.
2. Далее, наш профессионал начинает постепенно стараться делать вещи, которые прилично делать другим мастерам своих дел. Сначала потому что он для наилучшего выполнения своих обязанностей, хочет соответствовать. В том числе приличиям, принятым в среде тех, с кем он общается. А общается он со своими эээ… клиентами. Среди которых много мастеров своих дел. И вот, Смерть начинает пробовать делать вещи, которые он считает, что следует делать порядочному Мастеру. Увы, хорошее выполнение этих вещей требует, чтобы он понимал людей. Смерти это не очень удается. Для него, профессионала с достоинством, вдруг открывается целая область, в который он, о ужас, оказывается некомпетентным. В том числе он делает вещи, которые как-то у него согласуются с этой его новой порядочностью, но он сам не может их понять. Как то, почему он усыновил дочь. Чем дальше, тем больше у него таких инцидентов, и тем человечнее. Притеснительно для такого исправного профессионала.
3. Далее, Смерть хочет уйти в отставку и передать дело подмастерью. Он хотел, чтобы Мор победил в дуэли. Причем чтобы победил как настоящий мастер, как равный. Так чтобы и он успел уйти от дел, и дело чтобы было в достаточно надежных руках. Смерть предпринимает сложный многоступенчатый план, с наниманием подмастерья, устраиванием условий для отношений с дочерью, и так далее. К концу дуэли от Плана остаются рожки и ножки. Полный крах. Конечно Смерть очень жалеет, что так получилось. Профессионал совершенно не справился, в смысле Мор и Изабель вели себя совершенно вразрез их спецификациям по Плану, то есть План провалился. Конечно, у Смерти есть еще и другие, более человеческие причины жалеть. Но когда он говорит Мору, как тот не знает, насколько ему жаль, осознает он, кажется, пока главно это.
Значит Смерть считает, что все пропало, не надо было брать ни Изабель ни Морта, только натворено великое безобразие в деле, никто кроме Смерти не может понять и оценить его профессию, а и он сам уже не может себе доверять, полный крах.
4. Что случается, когда Морт говорит ему, что может и понимает? Я думаю, что словами Смерть ответил бы что-то в смысле «Ничего ты не понимаешь». Но не в этом дело. Оказывается, Морт со своей стороны тоже был в чуть ли не зеркальной ситуации – оказался так же как и Смерть в области, где он некомпетентен и ему приходилось все понимать ощупью, а он все-таки честно старался понять и сделать «как надо». Короче говоря, точно когда Смерть считал, что все пропало, его прожект с подмастерьем, оказалось, что проработал. Не так как предполагалось, но проработал. Потому что зачем ему был нужен подмастерье? Не для плана заменить себя – это просто Смерть неправильное заключение сделал. А чтобы сделать что-то с проблемой его (Смерти) работы, качество которой остается без настоящего отзыва. Подмастерье – это так Смерть понял способ, каким обычно Мастера делают свой профессионализм понятным и неодиноким. Если подмастерье и не может стать мастером, пусть он хотя бы даст жизнь духу Мастерства. Это как раз Морт сделал, Смерти именно это было нужно, а Смерть так и не заметил.
Вот это уже и причина смеха. Трагикомичность ситуации, как он отчаянно старался, а не заметил успеха и уже готов был все спустить в унитаз.
Убивать Морта после этого уже нет необходимости. Убивать Морта до смеха значило почистить за собой неудачный проект. А проект оказался удачным.