Автор / Сообщение

Вольные Мальцы в Лабиринте

M.



Зарегистрирован: 31.01.2008
Сообщения: 7951
Откуда: Bonk
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 05, 2009 11:02 pm     Заголовок сообщения: Вольные Мальцы в Лабиринте

Люди, я сижу в некотром обалдении. У меня такое чувство, что Прэтчетт увидел интересный сказочный сон, а потом образы из этого сна попали в его книгу The Wee Free Men. Многие, очень многие образы, часть из них в странном преломлении (как бывает, когда мы пытаемся вспомнить что-то из своего сна), но все же их можно узнать. А другие совпадают точка в точку.

На самом деле это фильм "Лабиринт", хотя в нем правда есть что-то от ощущения сна. Изюминка (я это для себя называю "благородная шизоватость").

Упоминание о нем мне попалось во время работы над примечаниями к моему переводу, то есть к "Вольным Мальцам". В APF говорится, что эпизод с описанием зачарованного бала в "Мальцах" напоминает многим людям сцену бала в "Лабиринте".

Я другого не понимаю: если эти многие люди смотрели фильм Д. Хенсона и читали книгу ТП, как они ухитрились не заметить множества других моментов сходства?

В общем, я собираюсь дальше рассказать подробно об этом фильме, он и сам по себе того заслуживает. На случай, если у тех, кто не видел, возникнет желание посмотреть, особо жосткие спойлеры буду прятать.
_________________
Уши кота могут вращаться быстро.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
M.



Зарегистрирован: 31.01.2008
Сообщения: 7951
Откуда: Bonk
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Dec 05, 2009 11:58 pm     Заголовок сообщения:

Возраст главной героини, Сары (играет ее Дженнифер Коннели) ближе к возрасту Тиффани в "Винтерсмите", чем в "Мальцах". И лирическая линия фильма тоже перекликается с "Винтерсмитом". Девочка случайно привлекла к себе внимание могущественного волшебного существа. То, как влюблен в Сару король гоблинов Джарет, как он пытается за ней ухаживать и одновременно угрожать ей, то, как Сара к нему относится, удивительно похоже на историю Тиффани с Винтерсмитом.

Впрочем, сюжетных совпадений с третьей книгой о Тиффани в "Лабиринте" нет. Если не считать того, что Винтерсмит почему-то поет, а Джарета играет Дэвид Боуи со всеми вытекающими. (Кстати, он сделал всю музыку к фильму и она очень атмосферная, а несколько песен просто надо слышать. Within You - это нечто).


Итак... Сара пытается жить в своем собственном мире, читает сказочную книгу и представляет себя ее героиней. Первые слова, которые она произносит в фильме:

"Отдай мне ребенка. Я пройду через все опасности и бесчисленные преграды. Я приду в замок в городе гоблинов и верну ребенка, которого ты украл у меня. Моя воля не слабее твоей. И мое царство величественно". А вот последнюю фразу этого монолога, который выучила из книжки, она никак не может запомнить: "У тебя нет власти надо мной".



Заканчивается эта сцена одной из тонких шуток, которых много в фильме. (И почти все они до того в стиле Прэтчетта, как будто родные. Ну, может, помягче. Хотя стеба в "Лабиринте" тоже хватает). Над романтическим средневековым пейзажем начинается дождь, Сара подбирает подол длинного белого платья, под которым оказываются джинсы, и выбегает из парка на улицу современного городка.


_________________
Уши кота могут вращаться быстро.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
M.



Зарегистрирован: 31.01.2008
Сообщения: 7951
Откуда: Bonk
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Dec 06, 2009 12:31 am     Заголовок сообщения:

Цитата:
Началось это с книги «Волшебныя Сказки Для Детушекъ Хорошихъ». Возможно, началось это вообще со множества всяких вещей, но со сказок – больше всего.

(Вольные Мальцы).

Саре явно не нравится, что ее заставляют взрослеть. У нее вся комната набита игрушками, которые она до сих пор обожает. Но быть маленькой девочкой ей жутко мешает одно обстоятельство: в семье появился маленький братик, за которым она должна присматривать. А родители, конечно, его балуют и носятся с ним, как же иначе.

Цитата:
- А после ты стала уже больше не малышкой, потому что у тебя появился славный младшенький братик, - сказала Мисс Тик. - Еще и единственный мальчик в семье, к тому же. Такая радостная неожиданность.

Цитата:
- Он просто головная боль! – сказала Тиффани. – Он все мое время отбирает.

(Вольные Мальцы)

У Сары тоже свои проблемы со временем, она о нем забывает. Впоследствии ей придется считать каждую минуту, и часовой циферблат будет грозно мелькать на пути, то приводя ее в отчаяние, то помогая разбить чары.

Но пока она этого не знает, как и того, что гоблины прислушиваются, затаив дыхание: не произнесет ли она неосторожные слова, которые отдадут в их власть ее брата.



(Один из гоблинов слегка отстает от развития событий, задает вопросы типа "А чего там такое?" и получает в ответ просьбу заткнуться).


_________________
Уши кота могут вращаться быстро.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
M.



Зарегистрирован: 31.01.2008
Сообщения: 7951
Откуда: Bonk
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Dec 06, 2009 1:24 am     Заголовок сообщения:

Цитата:
Это твоя вина.

Мысль обдавала холодом, словно кусок льда у нее в мозгу.

Это твоя вина, потому что ты не так уж его любила. Он появился, и ты больше не младшая, и ты вынуждена везде и всюду таскать его за собой, и ты все время желала – разве нет? – хоть бы он испарился.

- Неправда, - шепотом сказала Тиффани. – Я к нему… совсем не плохо…

Но и не совсем хорошо относилась, признай. Особенно время от времени. Он не умел нормально играть, и никогда не делал то, что ему говорят. Ты думала, что было бы лучше, если б он вообще потерялся.

(Вольные Мальцы)

Может быть, Саре в каком-то смысле было легче. Не приходилось ломать голову, виновата ли она в том, что случилось. Она и так знала.



Но в одном отношении ситуация полностью совпадает: похитителей на самом деле интересовал не ее брат, а она сама.

Цитата:
- Ты думаешь, преследует она тебя?

- Ну, да! Я хочу сказать, что Дженни еще можно принять за случайность, а безглавец? И Мрачные Псы? И что забрала Вентворта?

- Она склоняет свой разум к тебе, - сказала келда. – Когда делает она так, что-то из мира ее переходит в этот мир. Может статься, она тебя просто попробовать хочет.

(Вольные Мальцы)

Дальше мотивы похитителей расходятся в разные стороны. Джарет не стремится захватить мир, в котором живет Сара. Он предпочитает, чтобы она перебралась к нему, в мир грез. Он предлагает ей в подарок ее мечты. Возможность спокойно витать в своих фантазиях. "Я принес тебе подарок, Сара".



Сара отвечает Джарету вызовом, король гоблинов его принимает и открывает ей дверь в свой мир. Его замок стоит в центре волшебного лабиринта. Время, сами понимаете, ограничено.



(У меня тоже, спать хочу. Дорасскажу позже).
_________________
Уши кота могут вращаться быстро.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ЖЖЖенечка
Site Admin


Зарегистрирован: 11.02.2005
Сообщения: 7779
Откуда: Україна
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Dec 06, 2009 6:24 am     Заголовок сообщения:

М., безумно интересно. Пошла искать и качать.
(Как раз пару дней хожу с мыслью, чего б такое вытянуть наше.)
_________________
Fire burn, and cauldron bubble
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
M.



Зарегистрирован: 31.01.2008
Сообщения: 7951
Откуда: Bonk
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Dec 06, 2009 2:11 pm     Заголовок сообщения:

Поделишься впечатлениями?

Я не знаю, кто первый сложил вместе традиционный мотив садовой скульптуры - "гном, который рыбачит в собственном пруду" и не менее знаменитого "писающего мальчика". Может, это были не Хенсон и не Прэтчетт. Но в садике у Нянюшки Огг стоит "гном у пруда" и держит в руках то, что Сьюзен сперва приняла за удилище. ("Вор времени"). А вот как выглядела в "Лабиринте" первая встреча Сары с гоблином Хогглом, который потом сыграл большую роль в ее путешествии.



Рядом с Хогглом сложены садовые инструменты - в общем, он явно садовый гном (ну, пусть гоблин, здесь это дела не меняет).

Тут же, у входа в лабиринт, Сара имела удовольствие познакомиться с другим видом сказочных существ, маленькими крылатыми феечками.

Цитата:
Они были еще миниатюрнее Фигглов, и с крылышками, как у стрекоз. Вокруг них было золотистое сияние. Тиффани, зачарованная, протянула к ним руку…

(Вольные Мальцы)

Типичные феечки-сильфиды, нормальная девичья реакция. "Какие они милые!" Не удивительно, что Тиффани повела себя при виде этих существ точно так же, как Сара. Хоггл сшибает их из брызгалки, методично подсчитывая. Сара говорит ему все, что о нем думает, и тянется помочь упавшей фее.



Цитата:
Пиктси прыгали, целясь мечами в летающих существ, а те с гудением вились вокруг, как осы. Двое из них на глазах у Тиффани спикировали на Роба Всякограба и за волосы потащили его вверх.

Он поднимался над землей, вопя и вырываясь. Тиффани подпрыгнула и схватила его за талию, яростно отмахиваясь другой рукой от крылатых. Они бросили Роба и легко увернулись от ее шлепков - вжикнули по воздуху, словно колибри. Одно из них успело укусить ее за палец.

(Вольные Мальцы)

Крылатые из "Лабиринта" оказались не столь опасны, но фея тоже укусила Сару, а Хоггл философски прокомментировал: "А ты думала, что делают феи?" - "Я думала, они исполняют желания..."

Цитата:
- Энто были тебе малыши с крылушками, - сказал Роб, глядя, как Тиффани сосет палец. – Довольна ты?

(Вольные Мальцы)
_________________
Уши кота могут вращаться быстро.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
M.



Зарегистрирован: 31.01.2008
Сообщения: 7951
Откуда: Bonk
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Dec 06, 2009 2:51 pm     Заголовок сообщения:

Прэтчетт говорил, что не любит "Алису" Кэролла. Но эта сказка так вошла в плоть и кровь английской культуры, что ее мотивы все равно попадают в книги ТП. А с "Вольными Мальцами" вышло еще интереснее: эпизод из "Алисы в стране чудес" попал туда в двойном преломлении, через посредство "Лабиринта".

Сперва лабиринт кажется Саре бесконечным прямым коридором, тянущимся меж каменных стен. Ни поворотов, ни развилок, ни дверей... В конце концов она визжит и колотит руками по стенам, потом в отчаянии сползает на землю... И тут появляется всем известная Синяя Гусеница (или Червяк). Правда, кальян не курит. Но тоже подсказывает героине, как найти дорогу. "Двери здесь есть. Здесь повсюду двери. Просто ты их не видишь".



Цитата:
Иные ты можешь видеть, иные – нет, но двери есть, Тиффан. Дверкою может быть холм или древо, камень или поворот на дороге, или только лишь дума в главе твоей, но двери есть, они повсюду вкруг тебя. Надобно будет научиться тебе узнавать их, ибо ты ходишь среди них и не знаешь.

(Вольные Мальцы)

Сара и сама уже догадывается, что лабиринт лишь кажется ей прямым коридором.

Цитата:
Чтобы пройти, тебе надо знать: врата - вот они.

(Вольные Мальцы)

Сара, как и Тиффани, сумела преодолеть власть иллюзии, маскирующей волшебную дверь. Но кое-чего Сара еще не поняла - "просто так" в этом мире никто помогать не будет. За все надо платить, а иначе, принимая помощь и совет от первого встречного, ты рискуешь быть обманутой...

Ее ждет еще много неожиданностей и необычных мест, весь фильм пересказывать я не буду, но еще три эпизода упомяну.

Сара встречается с огневиками, такие жизнерадостные создания, сильно похожие на мохнатых рыжих чертей. Они поют песенку: "Рыжая банда! Пусть все узнают о банде рыжих. Мы ничем не грузимся, присоединяйся к нашей банде!" Конечно, кроме лихого пофигизма и масти, общего с Фигглами у них мало, но меня этот эпизод размазал по креслу. В отличие от Тиффани, у Сары с бандой рыжих отношения не сложились: отрывать у себя части тела и переставлять их местами она, к сожалению, не умеет.

"Эй, у нее голова не отрывается! Слишком крепко приделана. Барышня, и куда же вы собрались идти с такой головой?"


_________________
Уши кота могут вращаться быстро.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
M.



Зарегистрирован: 31.01.2008
Сообщения: 7951
Откуда: Bonk
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Dec 06, 2009 3:56 pm     Заголовок сообщения:

А теперь знаменитая сцена бала. Общее с "Мальцами" уже то, что важную роль играют волшебные лакомства, которых лучше не есть, если не хочешь оказаться во власти чар. Традиционный мотив для множества сказок, но сколько совпадений?

Цитата:
И еще на ней было длинное платье, и оно поблескивало.

(Вольные Мальцы)

Дженнифер Коннелли была счастлива, что в сцене бала ее (первый и единственный раз за время всего волшебного путешествия) переодели в платье вместо джинсов с блузкой. И оно, конечно, поблескивает. В "Лабиринте" это мотив из "Золушки" (еще одна сказочная героиня, с которой Сара любила себя отождествлять, когда ссорилась с мачехой). Здесь любовь к сказкам ее спасла. Чары забвения заставили Сару поверить, что она видит Джарета впервые. И кем же он еще может быть, как не прекрасным принцем?

Кстати, Боуи после работы вместе с ней в этом фильме говорил, что Коннолли очень талантлива и выглядит, как могла бы выглядеть в этом возрасте Элизабет Тейлор.

Дженнифер в бальном наряде и правда преображается, она очень грациозная девушка, а джинсы скрадывают ее изящество. Сама она говорила, что танец с Боуи стал для нее очень остырм впечатлением. Надо же, с чего бы это...



И вот, когда король гоблинов был уверен, что его колдовство заставило Сару забыть обо всем (и он не ошибался)
Spoiler:

Сара случайно взглянула на часы, увидела, что стрелки почти в том положении, когда Золушке полагается убегать с бала... и выскользнула из объятий принца, в панике кинулась искать выход из зала... и вырвалась на волю. Правда, не совсем: чары забвения так и не рассеялись до конца.





А дальше... Очередная магическая дверь возвращает Сару домой, в ее собственную комнату. Она падает на кровать, прижимает к себе любимого плюшевого медведя. "Так это был просто сон. Но все казалось таким настоящим..."

Цитата:
Тиффани вздохнула. «Тут она проснулась и поняла, что все это был только сон». Считай, самое худшее окончание для любой истории. Но все казалось таким настоящим.

(Вольные Мальцы).
_________________
Уши кота могут вращаться быстро.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
M.



Зарегистрирован: 31.01.2008
Сообщения: 7951
Откуда: Bonk
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Dec 06, 2009 4:21 pm     Заголовок сообщения:

Король гоблинов меняет ход времени, законы пространства. В последнем... Нет, все же предпоследнем противостоянии с ним Сара попадает в картину.
Прямо об этом не говорится, и нам не известно, узнала ли она невероятные лестницы, которые любил рисовать Эшер. Но мы-то узнаем, их ни с чем не спутаешь.



И вот игра почти окончена. Джарет бросает на стол свою последнюю карту. "Я делал все, чего ты хотела. Все. Ты просила забрать ребенка, и я забрал его. Ты меня боялась, и я тебя пугал. Посмотри, что я предлагаю тебе: твои мечты. " - "...и мое царство величественно..." - отвечает Сара. "Я прошу о малом, - продолжает Джарет. - Просто позволь управлять тобой, и у тебя будет все, что пожелаешь". - "Царство величественно..." - Сара никак не может вспомнить, что же дальше.

И я не скажу, что дальше. Посмотрите фильм - узнаете.
Very Happy

Приведу только последние слова, которые звучат в фильме:
"Ты напомнил мне малыша". - "Какого малыша?" - "Малыша, владеющего магией". - "Какой магией?" - "Магией вуду".

Цитата:
Не такая уж ты умная и ловкая, подумала Тиффани. Тебе никогда не было это нужно. Ты же могла получить все, что хочешь, просто погрезив об этом. Ты веришь в свои сны, поэтому тебе никогда не надо думать.


Цитата:
Я знаю, что ты такое, сказал ее Третий Помысел. Ты то, что никогда ничему не способно научиться. Ты не знаешь о людях ничего. Ты просто… старый маленький ребенок.

(Вольные Мальцы)
_________________
Уши кота могут вращаться быстро.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ЖЖЖенечка
Site Admin


Зарегистрирован: 11.02.2005
Сообщения: 7779
Откуда: Україна
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Dec 06, 2009 6:21 pm     Заголовок сообщения:

Конечно, расскажу.
Пока что не досмотрела - не успеваю. Но примерно поняла, о чем ты.
Поскольку не досмотрено, напишу пока под спойлер Smile
Spoiler:

Дело в том, что фильм достаточно старый: 1986 год. Т.е. он входит в "белое знание" и единое фэнтези-пространство Л-спейса. А Пратчетт очень любит такие штуки оживлять и переворачивать. Возьми тех же "Вочменов". С другой строны, тут ведь не скажешь, что "Мальцы" построены на фильме, как, например, "Вещие сестрички" на "Макбете" - там другая мосвязь. Но связь есть, без сомнения.


А вот джинсы под платьем - просто великолепны. Wink
Цитата:
"Где-то, в краю вашего воображения Есть Лабиринт.

Запутанный и извилистый, как злые мысли, И никто - ни мужчина, ни женщина, ни ребенок -- Не достигали его центра.

отсюда
Ааааа, держите меня, семеро, сейчас начну Юнга звать.
_________________
Fire burn, and cauldron bubble
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
M.



Зарегистрирован: 31.01.2008
Сообщения: 7951
Откуда: Bonk
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Dec 06, 2009 9:35 pm     Заголовок сообщения:

Женечка, в фильме есть вещи, от которых у меня глаза на лоб лезли: не переосмысление, не переворачивание, а что-то попавшее из фильма в книгу ТП через полузабытые воспоминания, или подсознание - в таком духе. Это недоказуемо. Просто когда смотришь, то аж подпрыгиваешь в такие моменты.

Кстати говоря, сцена бала в фильме и книге сюжетно совсем не совпадают. Но атмосфера настолько похожа, что люди отметили именно эту сцену.

А после этого, когда Сара попадает на мусорную свалку, первый знакомый предмет (который сразу же остановил на себе ее внимание, хотя она и одурманена) - это медвежонок.

Цитата:
И тут, уголком глаза, она заметила медвежонка.

Он был малюсенький, такого красного цвета, какого естественными средствами не получишь. Тиффани поняла, что это. Вентворт обожал леденцовых медвежат.

(Вольные Мальцы).

А во время второго просмотра обращаешь внимание на то, что этот медвежонок сыграл еще раньше - Сара заметила его отсутствие на полке у себя в комнате и пошла за ним в комнату Роби. Где этот медведь и валялся на полу возле его кроватки.

Тиффани трижды находит леденцовых медвежат - ну почему именно медвежат? Не белочек, не зайчиков? В "Лабиринте"-то понятно, почему медвежонок: самая популярная мягкая игрушка. Но у Прэтчетта? Чистая случайность - но этих чисто случайных совпадений чересчур много. Сознательно связанная с фильмом деталь - чего ради, что она несет, что такое важное говорит?

Я думаю, это все пример того, как работает писательское подсознание. Фильм мог произвести такое впечатление в целом, что потом какие-то образы оттуда всплывали в таком вот трансформированном виде. А дальше, сцена в комнате Сары? Это же почти кошмар, одна из самых пугающих сцен в фильме. И опять же похожа на сон Тиффани, когда ей казалось, что она вернулась домой. Не сюжетно ни разу, а по ощущению. Вот именно это чувство, что какая-то тварь вторглась в твой дом, твое родное законное владение. Сара реагировала на это не так, как Тиффани. Но у Прэтчетта описано такое чувство, которое возникает у зрителя во время просмотра этой сцены (ну вот у меня, например).
_________________
Уши кота могут вращаться быстро.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ЖЖЖенечка
Site Admin


Зарегистрирован: 11.02.2005
Сообщения: 7779
Откуда: Україна
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Thu Dec 10, 2009 3:41 pm     Заголовок сообщения:

Посмотрела.
Кстати, про медвежонка: Сара не сама находит его, а его ей протягивает та старуха, нагруженная вещами (в которую могла бы превратиться Сара - в комнате происходило начало этого превращения, да ведь?)

Так вот, о снах и подсознании...

Помнишь, был у меня пост в ЖЖ, давно уже. Про сон и Золушку. Я была тогда абсолютно уверена, что ничего подобного не читала, но оказалось, что мне приснилась прямая циата. Потом был еще аналогичный случай. Причем, ты знаешь, с другими авторами у меня такого не было. Т.е. уж если цитата, то сразу ловишь, или, по крайней мере, начинаешь гадать, откуда дровишки. И подумалось мне вот что в этой связи: Пратчетт настолько тонко ловит то, что происходит в подсознании современного (на белом знании взращенного человека), что и его идеи могут всплывать в том самом подсознании как просто природные или логические образы, без привязки к авторству. Уже потом находишь текстуальные подтверждения, что ты это на самом деле читал. Поразительно просто. Т.е. у него идет какая-то огромная игра с сознанием. У меня просто дух захватывает от этого. И не зря так много его героев с паразитами сознания борются. Что-то он или знает, или пытается нащупать.
И теперь, когда ты написала вот это о фильме, о том, что впечатывается в сознание зрителя/читателя, о том, как преломляется восприятие в творчество, оно мои смутные ощущения подтвердило.
Вот.
_________________
Fire burn, and cauldron bubble
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
M.



Зарегистрирован: 31.01.2008
Сообщения: 7951
Откуда: Bonk
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Thu Dec 10, 2009 4:59 pm     Заголовок сообщения:

ЖЖЖенечка писал(а):
Посмотрела.
Кстати, про медвежонка: Сара не сама находит его, а его ей протягивает та старуха, нагруженная вещами (в которую могла бы превратиться Сара - в комнате происходило начало этого превращения, да ведь?)

Вау! А мне это не приходило в голову, я пересмотрю.

Во время просмотра фильма на меня уже очень действовали ассоциации с "Мальцами", сон Тиффани, где дрём притворяется ее матерью, и атмосфера кошмара, которую это создает. Вторжение в святая святых.

Вполне возможно, что ты права, ведь в финале фильма Сара убирает со своего столика и зеркала все эти фотки, вырезки и прочее, на что в той сцене она кричала: "это мусор". Наверно, так и есть... Ей показали, что будет, когда цепляешься за "мусор" и он тебе дороже всего...

А ты обратила внимание на панораму ее комнаты в самом начале фильма? Где показаны ее игрушки, которые потом ожили? Хоггл у нее был в виде подставки для книг (фарфоровая пастушка Тиффани, прикинь, да?) Бесстрашный рыцарь этот - кажется, он скунс, если не ошибаюсь? Ну, пес - понятно, его нельзя не запомнить было.

ЖЖЖенечка писал(а):
Помнишь, был у меня пост в ЖЖ, давно уже.про сон и Золушку.

Неа, не помню, я посмотрю (если он не подзамочный). Тогда отвечу.

ЖЖЖенечка писал(а):
Поразительно просто. Т. е. у него идет какая-то огромная игра с сознанием. У меня просто дух захватывает от этого.

Вот да, у меня тоже. Он поразительно чуткий писатель в этом смысле. Но с "Лабиринтом" просто столько совпадений, да и фильм, можно сказать, культовый. Скорее всего, ТП его действительно смотрел сразу после выхода на экран, прошло много лет, образы уплыли вглубь памяти и переварились.

Да, и про медвежонка. Там совпадение такого типа: в двух эпизодах медвежонок становится для Сары как бы указателем, направляет ее по определенному пути. Веха, что ли. Сперва она бежит из-за медвежонка в комнату Роби, там первым делом этого медвежонка хватает с пола, и тут же переключает внимание на ребенка и говорит ему: "И тебя ненавижу". И во второй сцене, все начинается с того, что она видит медвежонка, а потом попадает в "свой дом". Создатели фильма явно заложили в эту игрушку символический смысл (инфантилизм Сары). А у Прэтчетта Королева заманивает Вентворта в свой мир, соблазняя конфетками. В виде медвежат. Символический образ повернулся, но сохранил оба оттенка смысла! Соблазн для глупого ребенка и веха на пути.

Это через подсознание прошло, я думаю. На логическом уровне такие штуки вряд ли строятся, да и зачем бы.
_________________
Уши кота могут вращаться быстро.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ЖЖЖенечка
Site Admin


Зарегистрирован: 11.02.2005
Сообщения: 7779
Откуда: Україна
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Fri Dec 11, 2009 2:54 pm     Заголовок сообщения:

Цитата:
Но с "Лабиринтом" просто столько совпадений, да и фильм, можно сказать, культовый. Скорее всего, ТП его действительно смотрел сразу после выхода на экран, прошло много лет, образы уплыли вглубь памяти и переварились.

Да, само собой: вспомни, как я искала фразу "король и земля - одно". Она таки идет от фильма "Эскалибур". Год выхода - за несколько лет до написания "Вещих сестричек" А "Вочмены"?! То же самое. Но потом, в один прекрасный момент возникают и прямые аллюзии, т.е. конкретные посылки, разговор с читателем: "а вот это ты помнишь?" (" а как ты, читатель, это воспринял?")
_________________
Fire burn, and cauldron bubble
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
M.



Зарегистрирован: 31.01.2008
Сообщения: 7951
Откуда: Bonk
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Fri Dec 11, 2009 3:47 pm     Заголовок сообщения:

А это "Мое царство величественно", ты оценила? Сара просто взяла фразу из книжки, где произносить ее должна была какая-то принцесса или типа того, я так понимаю. Но в финале она произносит эту формулу осознанно, а ведь ни в какую принцессу на тот момент она не играет.

Кстати, видела название этой книги, с которой она появляется в начале фильма? Мне пришлось поюзать стоп-кадр, чтобы разобрать, на обложке написано Labyrinth.
_________________
Уши кота могут вращаться быстро.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ЖЖЖенечка
Site Admin


Зарегистрирован: 11.02.2005
Сообщения: 7779
Откуда: Україна
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Fri Dec 11, 2009 5:54 pm     Заголовок сообщения:

Это еще ладно...
Spoiler:

А вот когда вечером после того, как я в одиночку просмотрела фильм, малец притопал из муз.школы, держа в руках пришедший ему журнальчик, развернул его на первой попавшейся странице, и на меня глянуло слово большими буквами: "лабиринт", вот тогда-то я и икнула.


_________________
Fire burn, and cauldron bubble
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
M.



Зарегистрирован: 31.01.2008
Сообщения: 7951
Откуда: Bonk
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Fri Dec 11, 2009 7:56 pm     Заголовок сообщения:

А мне вспомнилась одна из иллюстраций к "Мальцам", где Тиффани очень хорошенькая. Не то чтобы прямо похожа на Коннелли (тем более - разница в возрасте, как-никак). Но общий тип лица? В начале фильма есть кадры, где Сара тоже такая серьезная, суровая (когда она "репетирует" монолог).


_________________
Уши кота могут вращаться быстро.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Staff



Зарегистрирован: 10.02.2005
Сообщения: 6411
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Mon Mar 28, 2016 7:20 pm     Заголовок сообщения:

Перечитываю эту старую тему и вижу, что по поводу сходства между фильмом и книгой мне добавить нечего: все было перечислено достаточно подробно.

Могу только сказать еще кое-что про Короля гоблинов и Королеву эльфов.

Оба используют искусство иллюзий, на котором основывается их власть. Но в "Лабиринте", по сравнению с "Вольными мальцами", гораздо больше аллегорического. Королева, ее мир и подданные существуют совершенно независимо от Тиффани. Что касается Короля гоблинов и его мира, то можно предположить, что все это - проекция внутреннего мира Сары, ее фантазий. Точнее, Король воплощает в себе нежелание Сары взрослеть и жить в реальном мире. Отсюда его парадоксальный монолог в финале фильма: "Подчинись мне, и я буду твоим рабом". То есть - в мире твоих грез все твои желания исполняются, но только до тех пор, пока грезы владеют тобой.

В этом смысле Тиффани полная противоположность Сары изначально. А вот Диаманда из "Дам и господ" как раз попала в ту же ловушку, что и Сара: поверила, что Королева эльфов наделит ее особой силой (так же, как в начале фильма Сара говорит о том, что Король гоблинов полюбил ее и сделал колдуньей).

Конечно, в "Лабиринте" с этим связано нечто иное - смешение детских фантазий с девичьими мечтами, правда, тоже очень инфантильными. Сама Сара в Короля гоблинов не влюблена, она лишь представляет себя его избранницей, ради которой он готов сделать что угодно.

PS. Да, и на мой взгляд, сцена бала в фильме - это чистая иллюзия. Внутри стеклянного шарика нет никого, кроме самой Сары (скорее всего, даже Короля там нет: лишь его образ). Поэтому, когда Сара разбила шар, она падает в одиночестве.
_________________
wizzaaardsah staaafff has a knobontheend, knobontheend
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Kirta



Зарегистрирован: 02.12.2013
Сообщения: 223
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Tue Mar 29, 2016 9:35 pm     Заголовок сообщения:

Кстати, Сара же тоже в начале фильма читает книжку про короля гоблинов, как Алисина сестра, и потом оказывается в этой книжке.

В "Облекусь" есть момент про то, что книга может быть порталом между мирами.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Staff



Зарегистрирован: 10.02.2005
Сообщения: 6411
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Wed Mar 30, 2016 11:43 am     Заголовок сообщения:

На самом деле, многие детали мира гоблинов присутствуют в реальной жизни Сары, у нее дома. Кроме книги, есть вещи у нее в комнате - фигурка Джарета и фото Дэвида Боуи (где он снят вместе с ее матерью), игрушки Людо и Дидимус, а пес Амброзиус выглядит, как Сарин пес Мерлин, и так далее.
Это скорее сближает "Лабиринт" с фильмом "Волшебник из страны Оз", где реальные знакомые Дороти превращаются в персонажей из волшебного мира. Такой прием вообще очень популярен.
Хотя прямые отсылки к "Алисе" в "Лабиринте" тоже имеются - например, говорящий червяк и стражники, похожие на игральные карты.

Есть еще одна параллель с Прэтчеттом. В "Мальцах" Тиффани примеряет на себя роли сказочных героинь и решает, что глупой прекрасной принцессы из нее не получится, она предпочитает быть мудрой ведьмой.
в "Лабиринте" Сара воображает себя Золушкой, которую обижает мачеха, и вместо этого выбирает роль колдуньи. Причем тут опять идет противопоставление: Тиффани хочет быть ведьмой, чтобы защищать людей и свою землю, а Сара - из чисто эгоистических мотивов и подросткового бунта.
_________________
wizzaaardsah staaafff has a knobontheend, knobontheend
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Alv



Зарегистрирован: 18.07.2007
Сообщения: 3294
Откуда: Киев
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Apr 03, 2016 9:24 pm     Заголовок сообщения:

Staff писал(а):
Да, и на мой взгляд, сцена бала в фильме - это чистая иллюзия. Внутри стеклянного шарика нет никого, кроме самой Сары (скорее всего, даже Короля там нет: лишь его образ).

Это философский вопрос. Если в контексте фильма никакого Джареда вообще нет, только образ, который рисует воображение Сары, то таки его там нет. Но если образ как бы во плоти, что мешает ему быть внутри шарика? К тому же откуда-то Сара же падает, и явно не с той самой локации, на которой слопала яблоко.

Вообще некоторые вещи мешают воспринимать короля гоблинов как полную выдумку. Ведь есть же в фильме сцены общения между гоблинами, о которых Сара ничего не знает.
_________________
I know that you believe you understand what you think I said, but I'm not sure you realize that what you heard is not what I meant.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Staff



Зарегистрирован: 10.02.2005
Сообщения: 6411
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Mon Apr 04, 2016 4:39 pm     Заголовок сообщения:

Alv писал(а):
Это философский вопрос.

Мне кажется, скорее художественный. По-моему, "Лабиринт" больше построен на эмоциях и атмосфере, чем на умозрительных парадоксах (в отличие от "Алисы", например).

Джарет способен даже обмануть Сару (заставив Хоггла дать ей заколдованный персик) - поэтому нельзя сказать, что Сара сама сочиняет всю историю. Наверно, даже во сне такое невозможно: увидеть, как тебя обманывают, и поддаться.

При этом Джарет осознает, что зависит от Сары. Фактически, она им управляет. Его последняя песня, Withing You, заканчивается словами:

Live without your sunlight.
Love without your heartbeat.

I can't live within you.

Сперва все звучит как обычное любовное признание, но в конце неожиданный поворот смысла. То ли Джарет хотел бы жить в ней, но не может. То ли вынужден жить в ней, но не хочет.

Иными словами, в обоих случая он порождение грез Сары, поэтому не способен существовать без нее - нравится это ему или нет.

Сцена бала - попытка Джарета сыграть на том, что Саре нравилось воображать себя золушкой. Но логика этой сказки сыграла против него: когда золушка смотрит на часы, то вспоминает, что ей нельзя больше здесь оставаться.

Цитата:
К тому же откуда-то Сара же падает, и явно не с той самой локации, на которой слопала яблоко.

Стеклянные шарики могут летать, как мыльные пузыри. Это было показано за секунду перед тем, как Сара оказалась внутри шара. Шарик летел в сторону города гоблинов, поэтому Сара вывалилась на свалке неподалеку от городских ворот.
_________________
wizzaaardsah staaafff has a knobontheend, knobontheend
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Alv



Зарегистрирован: 18.07.2007
Сообщения: 3294
Откуда: Киев
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Tue Apr 05, 2016 9:53 am     Заголовок сообщения:

Staff писал(а):
Иными словами, в обоих случая он порождение грез Сары, поэтому не способен существовать без нее - нравится это ему или нет.

Ну, может, он эээ... заколдованный эээ... прекрасный гоблин?, как в русалочке. Только с голосом. Только когда прекрасная дева его полюбит, сможет он свалить из этого странного места и отправиться заниматься своими делами. )


Staff писал(а):
Стеклянные шарики могут летать, как мыльные пузыри.


В общем-то да.
Возможно,кстати, в шарике заключены и мечты самого Джарета, о совсем другом королевстве.


Кстати, насчёт влияния. В "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл" один из героев - эльф с волосами как пух на чертополохе, который ворует людей (точнее, их сознание), чтобы устраивать с ними бесконечные балы в своём королевстве. И когда читаешь, отделаться от впечатления, что "Лабиринт" тут прошмыгнул, очень сложно. )
_________________
I know that you believe you understand what you think I said, but I'm not sure you realize that what you heard is not what I meant.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Staff



Зарегистрирован: 10.02.2005
Сообщения: 6411
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Tue Apr 05, 2016 1:10 pm     Заголовок сообщения:

Alv писал(а):
Кстати, насчёт влияния. В "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл" один из героев - эльф с волосами как пух на чертополохе, который ворует людей (точнее, их сознание), чтобы устраивать с ними бесконечные балы в своём королевстве. И когда читаешь, отделаться от впечатления, что "Лабиринт" тут прошмыгнул, очень сложно.

В книге Сюзанны Кларк скорее общее влияние фольклора об эльфах. Поскольку их традиционно изображали похожими на людей-аристократов, они примерно так и проводили время: балы да охота.

Бал Короля гоблинов мне кажется чистой иллюзией потому, что эта сцена совершенно не похожа на обычное времяпрепровождение и окружение Джарета. Мы же видели его дворец и подданных - очень убогое и неуютное место.

Есть упоминание о том, что первоначальный сценарий заканчивался иначе. Там Сара била Джарета, и он превращался в маленького гоблина. Очень похоже на трансформацию Королевы эльфов из "Мальцов". Но авторы фильма от этого хода отказались, и оставили единственное превращение Джарета - в сову. Зачем ему была нужна Сара и почему он выбрал именно ее, так и осталось недосказанным.

Возможно, есть какая-то подсказка в той фотографии, которую мы видели на зеркале в комнате Сары. Там ее родная мать снята вместе с Боуи. Вряд ли тут намек на то, что Сара - дочь Джарета, поскольку он явно воспринимает ее как невесту. В жанре детского фильма это слишком сильная жесть. Но, может быть, Сара и есть настоящая королева гоблинов (как до нее была ее мать), а потом Джарет захватил власть? Фильм заканчивается тем, что гоблины полюбили Сару и стали ее друзьями, а Джарету остается наблюдать за этим через окно. Если Сара - "принцесса гоблинов", а Джарет - узурпатор, тогда понятно, почему он следил за Сарой и пытался подчинить ее себе, узаконив свои права.

Кстати, о совах. Мне сразу вспомнилась фраза из "Твин Пикс": "Совы - не то, чем кажутся". У Линча совершенно не объясняется, при чем тут сова и откуда она взялась. Но Лора Палмер несколько раз замечает сову, которая наблюдает за ней. Это одна из загадок сериала, на которую никто не знает ответа. По времени "Твин Пикс" вышел позднее "Лабиринта" - может быть, сова оттуда и прилетела? История Лоры Палмер вообще похожа на более мрачный и жестокий вариант истории Сары.

Еще одно эхо - "Мареновая роза" Кинга. Конечно, там героиня попадает в лабиринт, который взят из легенды о Минотавре. Но полностью совпадает одна деталь: Рози входит в лабиринт, чтобы добраться до центра и вернуть матери маленького ребенка, который там находится.
_________________
wizzaaardsah staaafff has a knobontheend, knobontheend
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Alv



Зарегистрирован: 18.07.2007
Сообщения: 3294
Откуда: Киев
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Fri Apr 08, 2016 1:03 pm     Заголовок сообщения:

Staff писал(а):
Там Сара била Джарета, и он превращался в маленького гоблина. Очень похоже на трансформацию Королевы эльфов из "Мальцов".

У Кларк, кстати, что-то подобное тоже.

Staff писал(а):
Но, может быть, Сара и есть настоящая королева гоблинов (как до нее была ее мать), а потом Джарет захватил власть?

В общем-то, у фильма есть комикс-продолжение, в котором Джарет делает делает/хочет сделать (точно не помню) королём подросшего брата Сары. И я тут посмотрела интервью про создание фильма, там Боуи говорит, что Джарет скореее как будто вынужден заниматься своей ролью, чем находится на ней добровольно. Так что вряд ли это узурпация.

Возможно, мир гоблинов - это как мир Питер Пена. Туда попадают разные вредные дети и там, в зависимости от тех или иных своих вредностей, ума, сообразительности и особенностей характера станвятся определёнными видами гоблинов. Сам ведь Джарет по характеру во многом тот же противненький ребёнок, разве что властный.
Конечно, внутри мира тогда сказка будет продолжаться только пока в неё будут играть. Если Джарет хочет быть рыцарем в сияющих доспехах, ему нужна какая-то девица-в-беде, которую он может спасти и выглядеть в её глазах героем. Вот Сара такой девицей и может стать. Джарет, конечно, к вопросу подходит по-своему: а не хочешь, так заставим. Собственно почему другие гоблины (по крайней мере, часть их) его и видят тираном и явно не в полном восторге. (С другой стороны, от какого правителя все в востороге...)
_________________
I know that you believe you understand what you think I said, but I'm not sure you realize that what you heard is not what I meant.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Часовой пояс: GMT
На страницу 1, 2  След.
 


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах