Добавлено: Fri Oct 29, 2010 2:39 pm Заголовок сообщения:
Как-то неудачно получилось: у меня был готов ответ, уже и в голове оформился, но потом что-то отвлекло... и вышло как всегда.
Вернусь к теме.
Аудиторы представляют эту ультрированную сторону коллективного бессознательного, другие "безличные сущности" представляют другие стороны опять-таки коллективного бессознательного. Анонимные общественные формы, таким образом, будут общим знаменателем.
И Прэтчетт любит показывать, что "безличные общности" на уровне коллективного сознания и общаются с людьми. Безличные общности это умеют и легко берут верх. Но как только им бросает вызов личность, индивидуальное "я", равновесие сил резко меняется не в пользу "общностей". Безличные хорошо управляются с массой (и ее частным проявлением - толпой), и пасуют перед проявляющим себя единичным "я".
Насколько можно отнести эльфов у ТП к "безличным" - тут можно спорить, но в "Дамах и господах" эльфы, по функции, выглядят именно так. И оперируют сознанием конкретных людей через мифы, укоренившиеся в общественном сознании. На примере Маграт мы видели, как она была привержена этим мифам, так что старшие ведьмы даже сочли ее не особо полезной в борьбе с эльфами: "пришлось бы рассказывать и объяснять слишком многое".
Когда Королева эльфов слишком сильно надавила на эту сторону сознания Маграт, представление Маграт о самой себе (включая мнимые достоинства и ценности) стало разваливаться, и тут-то под мелом обнаружился кремень.
Мне вот сейчас подумалось, что и у Тиффани в противостоянии с Королевой все происходило по той же модели. Королева находит самое уязвимое место и начинает бить в него изо всех сил. В случае с Тиффани сыграли другие мифы коллективного сознания: противопоставление интеллектуально-логического эмоционально-духовному. Проще говоря, противопоставление "сердца" и "головы". Что приводит к
дисбалансу. К тому же, поскольку Тиффани девочка, сюда добавился гендерный стереотип: женщине лучше "жить сердцем", а если она станет отдавать предпочтение своей голове, то проиграет по обоим направлениям. Во-первых, станет черствой и бессердечной, а во-вторых слабенькая женская головенка, от природы не предназначенная для логического мышления, в критический момент запутается и подведет.
Соль в том, что Королева действительно нащупала у Тиффани наиболее уязвимую точку (так же, как было и с Маграт). Мы видели из предыдущей части книги, что Тиффани действительно склонялась к подавлению своих эмоций, чтобы они не мешали думать. А когда поддалась эмоциям (гневу и страху), то немедленно попала в неприятности: в ловушку дрёма.
Таким образом, Тиффани тоже пережила болезненную ломку сложившихся представлений (и, поскольку эти представления навязаны мифом общественного сознания, для самой Тиффани они были осознаны не вполне и действовали на нее исподволь).
Королева ошибается в том, что сводит сознание человека лишь к этим "общественным мифам". Дескать, воспользуйся ими, уязви хорошенько, и личность рассыплется, останутся одни руины. На самом же деле рассыпается лишь наносная корка, и личности это идет не во вред, а только на пользу. Если человек окажется в состоянии преодолеть болевой шок и не цепляться за обломки, а опереться на свою волю, совесть и ответственность.
Поэтому мы и видели в конце противостояния Тиффани с Королевой доведенное практически до утрировки утверждение "эго". Я, мое. Я присваиваю себе эту землю, и не смей трогать, потому что это мое.
Что служит, на мой взгляд, дополнительным доказательством: по какому именно критерию тут было противопоставление и шла борьба. "Я" против безличного "мы как не-я".
А роитель, воплощение коллективной боязни взять на себя ответственность, имеет нарративную роль утвердить чувство ответственности за все у героини. И вообще, кажется, любая из безличных сущностей имеет такую роль утверждения у протагониста добродетели, обратной тому, что воплощает сущность.
Вот здесь не знаю, о роителе надо будет подумать отдельно. С чувством ответственности у Тиффани вроде бы и так все обстоит нормально, зачем ее учить тому, что для нее естественно, как дышать?
И просто из философской вредности добавлю, что здесь можно заметить как бы переход от ранного Хайдеггера к позднему, у которого и энтузиазм относительно деревенской жизни, и замена роли das Man'а тем, что он называет (sic) "техникой" и суть которого очень удачно иллюстрируется выбранным Аудиторской смертью орудием труда...
Насчет техники само по себе верно, но тут все несколько проще и выходит за рамки Хайдеггера. Взгляд на техногенную цивилизацию как отчуждающую человека от живой природы и самого себя, достаточно развит и представлен где угодно. А для англичан стоит по-своему остро и, думаю, это во многом определило лицо той же современной фэнтэзи (той, что в "средневековом сеттинге"). Возврат в золотую романтическую эпоху, когда еще не было этих мерзких паровых машин, огнестрельного оружия и тому подобного. И красивая английская природа не была изгажена промышленниками в погоне за наживой. (Очищение Шира в конце "Властелина Колец", извините за банальность).
Смерть ведь относится к своему делу с достоинством профессионала, что означает, что делает то, что делает от своего имени - не в смысле, что от своей воли, а в смысле, что не отнекивается от личной ответственности за свое дело. Что как раз противоположно анонимности "мы".
Здесь полностью соглашусь. А личная воля Смерти проявляется в том,
как он делает свою работу. Я думаю, тут есть перекличка с высказыванием по поводу голема в "Ногах из глины" - это хорошо, когда на бойне работает кто-то добрый.
_________________
Уши кота могут вращаться быстро.