По-моему, в этой сцене Ветинари подводит Мойста к очередному перелому в сознании: один в поле не воин. Ваша война с Гилтом - не только ваше личное дело. И это не только личное дело семьи Диархарт. Брат Адоры это понимал. Если вы тоже сможете понять, она будет уважать вас не меньше, чем брата.
Да, только по факту он за (сделанное сразу после разговора с Патрицием) предложение "работать вместе против Гилта" схлопотал от Адоры пощёчину, обвинение в самоуверенности и заявление "Я в вас не нуждаюсь". :/
И в результате ведь всё равно получилось "личное дело". Его и Адоры. (Вот чего мне в фильме не хватает, кстати, так это волшебников, "держащих сторону" Мойста. "Тот парень, что спас кота, да?") По крайней мере, разработка плана на всех уровнях обошлась без непосредственного руководства лорда Ветинари. :) Тот только "подстимулировал" Мойста...
Мойст все время картинно геройствует, надеясь (в том числе и) на то, что Адора оценит. А Ветинари объясняет ему, что Джон был "незаметным героем", зато работал на общее дело, и потому ничуть не меньше заслуживает уважения.
Ну... "общее дело" -- это не только работа шпионом на лорда Ветинари. :) Простые ребята-семафорщики, чью работу портили хакеры при полном одобрении Мойста, тоже в каком-то смысле делали общее дело.
[И меня не оставляет ощущение, что "по внутренней логике" шляпу почтмейстера Мойст проиграл в том числе и потому, что использовал для выигрыша пари метод Гилта -- подобно Гилту не задумываясь о том, что вредит не только конкуренту, но и сотням ни в чём не повинных людей, уничтожая их сообщения. Хотя, казалось бы, у Мойста был лишний повод задуматься о последствиях... А в гонке Мойст рисковал только собственной головой.]
Это я к тому, что, похоже, объяснения патриция до Мойста не дошли. :) Тем паче, что "картинное геройство" никуда не делось до самого конца. =)
Только сейчас пришло в голову... а вторая виселица тоже была своеобразным "уроком"? Мол, "не зная броду, не суйся в воду", а если уж сунулся -- принимай на себя последствия?
И так, мимоходом... имхо, для "картинно геройствующего" Липвиг слишком медлил перед тем, как вбежать в горящий почтамт. :) Это не упрёк, а наоборот. =)
Мне представляется так: Адора ведь понимает, что Мойст в нее влюбился по уши. Вполне мотив для того, чтобы попытаться порвать с Гилтом (если они прежде были сообщниками) и покаяться перед ней.
Эээ... я сейчас буду цинична. Неужели мне одной кажется, что для человека,
намеренно ставшего пособником в "грязной, мерзкой, подлой" истории, куда естественнее было бы, влюбившись, спокойненько держать язык за зубами? Или хотя бы покаяться в том, что не касалось лично Адоры: мол, был мошенником, осознал, больше не буду, а про аферу с капустным банком умолчать?
Примерами того, что подлые люди и "любят" по-подлому, изобилует художественная литература. =)
И даже возвращаясь к Мойсту, "как он есть"... ведь несмотря на то, что он сильно бледнеет, узнав о причине разорения семьи Адоры, а потом, услышав о смерти её отца, мрачнеет так, что даже "комплимент" Адоры не помогает -- несмотря на всё это, в конце первого разговора он радостно улыбается, понимая, что "продвинулся вперёд", в конце поездки возобновляет попытки сблизиться, а, возвращаясь на почтамт, радостно насвистывает и пританцовывает, находясь "на седьмом небе от счастья". Уже зная, что его преступление погубило отца Адоры. Так что... не был ли он в опасной близости от того самого пути: "держать язык за зубами и вести себя как ни в чём ни бывало"? Если б не наступила ночь, конечно. :/
(И это, пожалуй, единственный "обман", в котором действительно вправе винить его Адора. Интересно, что у семафорной башни, когда она говорит о погибшем брате, Мойст явно порывается её обнять, но не решается и вместо этого одёргивает жилет. Потому что "не время сейчас" или совесть не даёт?)
Ещё и поэтому я считаю первый совет Помпы скорее "советом совести", чем "советом в любовных делах".
А тут как раз появляется Гилт и сознательно компрометирует Мойста в глазах Адоры. У Мойста растерянный и виноватый вид из-за мелкого мошенничества со столиком в ресторане
Имхо, это сначала. Когда Мойст при виде входящего Гилта вздрагивает и закрывается меню. А вот когда тот обращается к нему, как к доброму знакомому, мне кажется, Мойст тут же осознаёт,
что именно сейчас подумает Адора (учитывая, как взвилась она, когда Мойст при ней только назвал Гилта по имени) и что худшего варианта развития событий нарочно не придумаешь. И его вид во время "воркования" объясняется именно этим.
а ведь его смущение можно понять и по-другому: как доказательство, что между ним и Гилтом существовала связь, которую он боялся открыть Адоре, хоть и покаялся в другом.
Вот, имхо, как раз это и несколько нелогично. Либо Мойст (здесь и сейчас) "лжец и обманщик", либо нет. Если да, зачем он покаялся перед Адорой? Если нет, почему остановился "на полпути"?
Тогда становится понятной фраза Адоры: "Сколько вы еще будете меня унижать?" - имеется в виду, сколько вы еще будете обманывать меня, водить за нос? Больше не дам вам шанса на это, никогда больше не поверю.
О да, так фраза становится понятной. И с "никогда больше не поверю" у неё потом явный перегиб идёт... до прямой непоследовательности. Она
действительно считала (пока не увидела бухгалтерские книги), что Мойст лгал ей относительно смерти брата? Как же она доверилась ему, посвятив в свой секрет мести Гилту?
Но "поэтическая справедливость" такого отношения Адоры к Мойсту очевидна, да. "Лжецу не поверят, когда он будет говорить правду". Та же линия "преследования прошлым".
Драматический-мелодраматический оттенок придает ситуации то, что Адора все равно влюблена в Мойста и ничего не может с этим поделать. Иначе она бы просто посмотрела сквозь него, встала и ушла.
Ну, имхо, есть вещи, которые не переживёт и влюблённость. Другое дело, что прошлое Мойста таким не оказалось.
"Встала и ушла"... когда я смотрела фильм в первый раз, мне (в силу личных предпочтений) очень интересна была эта линия. Не то чтобы я сомневалась, "чем дело кончится", нет, разумеется, но я "пристально всматривалась", пытаясь уловить момент, когда станет понятно (не мне, а, скажем, Мойсту), "да" или "нет". Так вот, имхо, каблук в ногу ещё не означал окончательного ответа. Желание отомстить, причинив телесную боль, могло иметь место в обоих случаях.
Особенно учитывая, что Адора лелеяла планы мести за гибель семьи уже несколько лет, "подбираясь" к Гилту -- и тут внезапно перед ней оказался другой виновник их беды, которого
можно "достать". Более того, я подозреваю, что она отчасти перенесла (пока нереализованное) желание отомстить Гилту на Мойста.
С другой стороны, какое у Адоры было лицо, когда Гилт обратился к ней в ресторане... на Мойста она так не смотрела даже в худшие минуты.
Совсем-совсем окончательно ясно становится на пожаре -- когда выбравшийся из почтамта Мойст ищет глазами Адору, и она не поворачивается и убегает, а вскидывает голову и смотрит на него приглашающе-вызывающим взглядом: "Давай, попробуй подойти ко мне, и я скажу тебе всё, что думаю!"
А вот некий "промежуточный момент", имхо, был, когда Мойст оглядывается перед тем, как вбежать в почтамт, и Адора смотрит на него... так, будто непонятно, чего она боится больше: что он туда пойдёт -- или что нет. И создаётся чёткое ощущение, что если не пойдёт, то будет "нет". Потому что он не сможет убедить Адору, что не лгал.
Адора читает письмо, на входе появляется Гилт, Мойст пытается прикрыться от него. Адора Мойсту: "Вы погубили мою семью!" Мойст бормочет, выглядывая из-за листочка с меню: "Я сожалею, я так сожалею" и т.д. Через несколько мгновений Гилт подходит к столику, говорит ласково-вкрадчиво: "Мой дорогой Мойст!" Адора: "Вы!.. И он!" Мойст, в ответ: "Нет!" Гилт, игриво улыбаясь и глядя на Адору: "Мойст всегда любит пошутить"
О, я поняла, почему мне не пришло в голову такое истолкование слов Адоры "Вы! И он!" Потому что после "Вы погубили мою семью!" и "Я сожалею" было ещё "Вы лжец и обманщик" и "Я открыл вам душу, больше никакой лжи"... Соответственно, "Вы и он" у меня проассоциировалось не с "Вы погубили мою семью!", а скорее с заданным раньше вопросом про "first name terms" с Гилтом... Мойст ведь отрицал, что они знакомы, а тут... в общем, у меня создалось впечатление, что Адора заподозрила его в том, что он
сейчас заодно с Гилтом, а не в намеренном соучастии в разорении её семьи. А ведь это, кстати, объясняет, почему во время "танца" на "Вы погубили мою семью!" Мойст отвечает: "Это была случайность"... он не констатирует очевидное, он снова уверяет Адору, что не был заодно с Гилтом.