Автор / Сообщение

Литература и школьная программа

pinguina



Зарегистрирован: 28.08.2010
Сообщения: 3006
Откуда: Sto Lat
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Thu Oct 07, 2010 2:06 pm     Заголовок сообщения:

Nanny Ogg писал(а):
Замятин был в школьной программе? Вау. Это мимо меня прошло...

Вплотную им не занимались, он был в списке литературы "прочитать летом" Very Happy
_________________
Ну всё, «сударыни» пошли и «вы» с большой буквы. Быть мату. (c)
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
DmU
Site Admin


Зарегистрирован: 06.09.2007
Сообщения: 3496
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Thu Oct 07, 2010 2:36 pm     Заголовок сообщения:

У меня Замятин был в школьной программе. Проходили, читали, изучали, разбирали, анализировали. "Мы" мне ужасно нравится, я по этому роману даже выпускное сочинение писал.
_________________
GNU Terry Pratchett
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail ICQ Number
Staff



Зарегистрирован: 10.02.2005
Сообщения: 6411
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Thu Oct 07, 2010 3:24 pm     Заголовок сообщения:

Nanny Ogg писал(а):
Staff писал(а):
Нэнни, а ты стиль писем спутала с авторским стилем Достоевского, или что?

Это ты про что?
Surprised
Это ты что ж, намекаешь, что "Макар Девушкин" -- это не псевдоним раннего Достоевского?
Гонишь, чё! Обоснуй давай!

Кто гонит! Это Макар телят гонит, а я корректно и аргументированно дискутирую. Ты лучше сама расскажи перед лицом общественности (когда время будет), чем тебе "Бедные люди" не угодили, тогда и поговорим.

А Шаролотта Бронте да, должна была давно стать иконой для лиц нетрадиционной ориентации, как Оскар Уайльд в юбке. У нее в "Ширли" одна девушка вообще себя называет кавалером и держится со своей подругой соответственно.

Но что касается Джен Эйр, так у нее много чего умерло на руках, в том числе престарелая тетушка.
_________________
wizzaaardsah staaafff has a knobontheend, knobontheend
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Staff



Зарегистрирован: 10.02.2005
Сообщения: 6411
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Thu Oct 07, 2010 3:28 pm     Заголовок сообщения:

DmU писал(а):
У меня Замятин был в школьной программе. Проходили, читали, изучали, разбирали, анализировали. "Мы" мне ужасно нравится, я по этому роману даже выпускное сочинение писал.

Ну вот, а тут прозвучали мнения, что молодые поколения в России культурно деградируют и в школе их ничему не учат.

Помнится, мне "Мы" впервые удалось прочитать в виде журнальной публикации, что-то типа рубрики "забытое наследие"...
_________________
wizzaaardsah staaafff has a knobontheend, knobontheend
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Суд



Зарегистрирован: 20.06.2010
Сообщения: 918
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Thu Oct 07, 2010 3:34 pm     Заголовок сообщения:

У меня Замятин был. Правда недолго - два урока. Но он был интереснее чем все остальная литература за ту четверть.
_________________
Avis Hermetis me nomino, vorans meae alae, domo te ipsum.
Мы курили пластилин: я и Тёмный Властелин.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Frollo



Зарегистрирован: 20.03.2010
Сообщения: 45
Откуда: ММТУ
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Fri Oct 08, 2010 12:28 pm     Заголовок сообщения:

Замятин достаточно давно обосновался в школьной программе, причем именно для обсуждения в классе. Другое дело, что учителя часто оттесняют его "на лето", предпочитая целую четверть сидеть на "Войне и мире", а потом жаловаться, как мало часов уделяют литературе.

По поводу того, что можно исключить из школьном программы, даже думать не получается. Пробегаю глазами по списку, и понимаю, что как бы я не относилась к Толстому, что бы ни думала о писателе-Чернышевском и ужасах жития протопопа Аввакума, читать все это просто необходимо. Чтобы не быть "овощем", на которого выше ссылку давали. А то, что школьникам часто тяжело, так как же иначе? Пусть тянутся вверх из пещеры незнания, не будут же им всю жизнь туда на веревочке адаптированную пищу для ума спускать. А если непонятно что, так можно же у родителей спросить или с товарищами обсудить.
Чудовищно мало внимания уделяется литературе зарубежной. Что там в классе, даже в списках литературы на каникулы еле наберется десяток авторов. Мои одноклассники не то что Гюго не читали, почти никто даже с Дюма знаком не был, более того, и представления не имели, чего они вообще лишились. А ведь им в пятом классе не сказали, что это интереснее половины книг, пройденных за год вместе взятых, и у них чтение с малых лет ассоциировалось с чем-то тяжелым и скучным, а не с удивительным миром захватывающих приключений...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Staff



Зарегистрирован: 10.02.2005
Сообщения: 6411
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Oct 09, 2010 1:22 pm     Заголовок сообщения:

Frollo, пожалуй, дело не в том, чтобы ужать программу до какого-то сферического минимума в вакууме. Кто его может определить, этот минимум?

Я вижу вопрос так, что старая программа была рассчитана в основном на промывание мозгов, и довольно много рудиментов этого в ней сохранилось. Хотя учителя теперь, наверно, не всегда толком понимают, чего с этими рудиментами делать.

Во-вторых. У любого человека с мало-мальски функционирующими мозгами вызывает неприятие, когда ему вколачивают в голову штампы. Человек либо начинает спорить (уж как умеет), либо просто абстрагируется, то есть ему становится скучно и он перестает воспринимать информацию.

Насколько школьные уроки литературы дают именно знания, то есть элементарный фактический материал, и насколько занимаются вместо этого вколачиванием штампов? Необязательно только идеологических. Вообще штампов как заезженных формулировок, создающих иллюзию якобы оценки с якобы пониманием. Наташа Ростова живет чем? Сердцем. Печорин кто? Лишний человек. А Вера Павловна кто? Новый человек. Девушки в русской литературе бывают какие? Тургеневские. Парус бывает какой? Одинокий. Ученик культурно подкован, ура.

Что я называю "знаниями", которые и правда нужно давать в обязательном порядке, и как можно сделать, чтобы эта обязаловка не вызывала отвращения к литературе, которая по сути то, что верно говорит Frollo - захватывающее удовольствие...

Вот я расскажу на примере Достоевского, потому что у меня тут есть хоть и небольшой, но практический опыт. Не помню, возможно, мои старые знакомые уже слышали эту сагу, тогда прошу у них извинения за то, что повторяюсь.
_________________
wizzaaardsah staaafff has a knobontheend, knobontheend
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Staff



Зарегистрирован: 10.02.2005
Сообщения: 6411
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Oct 09, 2010 2:10 pm     Заголовок сообщения:

Когда мы сдавали в универе курс русской литературы, преподавательница предупредила, что порядок будет такой. Билеты не тянем, писателя можно выбрать по желанию, а она говорит, по какому произведению ты будешь отвечать. И второй вопрос она уже назначает сама. Видимо, расчет был на то, что при таком раскладе надо уже очень постараться, чтобы не вытянуть хотя бы на "удовлетворительно".

У нас была компания, человек 10-12, перед экзаменом мы собирались на пару ночей и друг друга натаскивали. Делили материал на части, каждый по своей части рассказывал основное, чтобы при ответе на вопрос было хоть на чем построить рассуждение.

Так что имелась ясная цель, на чем сосредоточиться. Перечисляю романы Достоевского. Поясняю, какое место каждый из них занимал в личной эволюции его творчества: было несколько ключевых образов, которые он разрабатывал от одной книги к другой. Это хорошо видно в его черновиках, он записывал наброски сюжетов, и по ним понятно, как близки были друг к другу определенные характеры и ситуации. В конечном варианте каждый приобретал свою индивидуальность, поэтому их сходство и общая основа уже не так бросаются в глаза. Исходя из этого принципа, кратко пересказываю сюжеты и на примере каждого показываю - конфликт строится на столкновении характеров плюс мировоззрение; каждый характер задуман так, чтобы до предела обострить особенности его мировоззрения; вспомогательные конфликты подводят к самому острому, кульминации. Показываю, как Достоевский с помощью вспомогательных конфликтов тщательно перекрывает пути к бегству, создавая героям такое положение, из которого безболезненный выход невозможен, на карту поставлено все, и спустить в болото на тормозах не получится. Отсюда драматизм кульминации, доходящий до саморазрушения, оставляет ощущение катарсиса.

С одной стороны, передо мной были взрослые люди, хорошо мотивированные на тот момент необходимостью сдать экзамен; с другой стороны, у меня была на все-про все одна ночь, да и то не целиком. В общем, нормально мы отстрелялись, преподавательница заслушивалась ответом на первый вопрос и второй уже задавала так, для приличия.

Это я все к чему. Может, школьникам больше пользы было бы, если бы творчество каждого классика рассматривалось прежде всего как целое, а не по принципу "берем одну книгу и мусолим ее, пока не затошнит"? И спойлеры вроде бы вещь неполезная, но в данном случае, я думаю, обзорный пересказ сюжета скорее вызовет желание прочесть книгу, если она заинтересовала. Кому не нравится "Перступление и наказание" (или "Бедные люди"), тому вполне может понравиться "Подросток" или "Дядюшкин сон"... Логично, чтобы на уроке детей прежде всего ознакомили с материалом и дали возможность выбора, разве нет?
_________________
wizzaaardsah staaafff has a knobontheend, knobontheend
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pioner
Site Admin


Зарегистрирован: 04.02.2005
Сообщения: 6755
Откуда: сами мы не местныя!
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Oct 09, 2010 9:42 pm     Заголовок сообщения:

Спойлеры - дело хорошее, а то зачастую непонятно, где смеяться, когда положенно.
_________________
Игнорируйте мою подпись!!!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора Yahoo Messenger MSN Messenger ICQ Number
Nanny Ogg



Зарегистрирован: 09.02.2005
Сообщения: 14338
Откуда: Ланкр, что на Плоском Мире
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sat Oct 09, 2010 10:17 pm     Заголовок сообщения:

Staff писал(а):
Ты лучше сама расскажи перед лицом общественности (когда время будет), чем тебе "Бедные люди" не угодили, тогда и поговорим.
Ну вот встала я перед лицом общественности... *С надрывом* Послушайте меня, люди добрые!... Spoiler:

Embarassed
Вот сегодня моему коту чистили зубы ультразвуком... Под наркозом -- потому что это, хоть и не особенно больно, но слушать невыносимо, и кот, в бодрствующем состоянии, всех на ленточки бы порвал.
И я стояла там... А мне-то наркоз не давали.
И я вдруг совершенно четко поняла, чем мне не угодили "Бедные люди". Именно тем, что они, при чтении, вызывают во мне точно такое же ощущение, как ультразвуковая машинка для чистки кошачьих зубов -- болезенный зуд во всех костях.
Нет, я понимаю, что это вкусовщина, что мое восприятие может быть неадекватным и т.д. и т.п.
Но сердцу не прикажешь.
Spoiler:

Что же касается моей нелюбви к Достоевскому вообще -- это у меня, опять таки, чисто субъективное и индивидуальное.
Я, при всей этой нелюбви, считаю что он великий, да. И что его необходимо и в школе изучать, и читать обязательно надо.
Но...
Staff писал(а):
... конфликт строится на столкновении характеров плюс мировоззрение; каждый характер задуман так, чтобы до предела обострить особенности его мировоззрения; вспомогательные конфликты подводят к самому острому, кульминации. Показываю, как Достоевский с помощью вспомогательных конфликтов тщательно перекрывает пути к бегству, создавая героям такое положение, из которого безболезненный выход невозможен...

Очень точное описание творческого метода Достоевского.
Беда в том, что я это называю нагнетанием мелодраматизма. А мое отношение к мелодраме ты знаешь -- отторжение. Плюс все герои -- невротики и истерики.
Ну вот такой я нехороший человек -- не люблю Достоевского (правда, Толстого еще больше не люблю). И никому меня их любить не заставить.
Так же как и Лермонтова... При всем объективном признании его гениальным поэтом и высокой оценке некоторых его стихов.
Но вот не катит мне его энергетика, хоть ты тресни.
И кабы только Лермонтов...
Мандельштам меня не греет, Блок оставляет холодной, Ахматова тож (она великий поэт -- но мне от нее не тепло).
И что теперь?
Пойти убиться апстену?


_________________
As the Harvard Law of Animal Behaviour puts it: 'Experimental animals, under carefully controlled laboratory conditions, do what they damned well please.'
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Alv



Зарегистрирован: 18.07.2007
Сообщения: 3294
Откуда: Киев
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Sun Oct 10, 2010 10:12 am     Заголовок сообщения:

А для меня "Преступление и наказание" в школе было одним из немногих светлых моментов изучаемой классической литературы. Там ведь весь драматизм вовсе не для того, чтоб подчеркнуть страдания героев, по-моему, а чтоб показать, как герои внутренне, для себя, ищут решения. То есть анализируется, как действуют определённые характеры в определённых обстоятельствах.

Staff писал(а):
как раз благодаря ее манере писать, которой Пушкин тут же рядом многословно восхищается.

Ага, восхищается. Ай да Пушкин! Ай да молодец! Какая манера письма - зачитаться можно! Laughing

А вообще, мне Татьяну было жаль. Она ведь знала, к чему может привести письмо, сама это отметила. Но у неё вырвалось всё - мечты, надежды на взаимность. В школе мы спорили когда-то, что это ниже собственного достоинства, кому-то такие письма писать. Но был и аргумент, что если бы она не написала его, то потом всю жизнь бы жалела, ведь её чувства к Онегину оказались не на неделю-месяц. А по-другому как-то она не могла по своей бесхитростности, которую Онегин по иронии и отмечал в ней как достоинство.

Суд писал(а):
У меня Замятин был. Правда недолго - два урока. Но он был интереснее чем все остальная лит-ра за ту четверть.

У нас Замятина не было, но в курсе зарубежной (сюда русская включалась) практически все книги были ужаты на урок-два или, максимум, три. На первом давался конспект под диктовку про биографию автора и краткие сведения о его творчестве. На втором мы анализировали книги в классе (эта часть могла длиться три урока). Потом нам задавалось по этой книге сочинение. Большинство учеников готовы были взвыть от такого ритма. Laughing
_________________
I know that you believe you understand what you think I said, but I'm not sure you realize that what you heard is not what I meant.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
ЖЖЖенечка
Site Admin


Зарегистрирован: 11.02.2005
Сообщения: 7779
Откуда: Україна
Ответить с цитатой
СообщениеДобавлено: Mon Oct 11, 2010 12:30 pm     Заголовок сообщения:

Почти совсем офф-топ, не могу не поделиться...
Spoiler:


Наша Наталья нашла.
_________________
Fire burn, and cauldron bubble
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Часовой пояс: GMT
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5
 


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах