Добавлено: Wed Jun 08, 2011 12:49 am Заголовок сообщения:
По размышлении у меня тут возникла гипотеза, и мне кажется, что в нее укладываются все детали. Даже то, чем Лему не понравилась трактовка Тарковского. Сама по себе гипотеза выглядит несколько мелодраматично и пафосно, но если вдуматься, не больше, чем написан сам "Солярис".
Та концепция, сфера человеческой психики, которую Солярис изучал с помощью "гостей" - это любовь. Вот так просто. Вероятно, потому Лем и не хотел говорить об этом в лоб, когда рассказывал о своей книге. Писатель, когда он умный, не вытаскивает напоказ главную скрытую пружину, на которой все держится: это все испортит, получится профанация, история потеряет свою прелесть и сведется к банальности.
Теоретически, Солярис изучал людей и старался узнать о них что-то такое, чего не мог узнать раньше, наблюдая за собой и процессами вокруг себя. Все-таки мне кажется, что каким бы ни был разум, существуют какие-то объективные законы познания, когда вообще имеет место процесс познания. Например, нам наиболее интересно самое необычное, непонятное (поскольку мы считаем, что в необычном и непонятном таится много неизвестного, больше всего новой для нас информации, таким образом, оно привлекает наше любопытство).
Что для Соляриса могло быть самым необычным и непонятным в человеческом сознании? (Я исхожу из того, что Лем рассказал о Солярисе: наверно, он это сделал с определенным замыслом, а не просто "для колорита"). Солярис всегда жил и развивался один, ему незнаком контакт с другими живыми/разумными существами. Нэнни вот вспоминала Солайтера из книги Ланье, а мне кажется, что у него и у Соляриса один корень имени. Солнце тут ни при чем. Имеется в виду "соло" - один, одинокий.
Мы не знаем, как появился и развивался Солярис, но можно предположить, что у него не было даже "родителя". То есть Лем попытался смоделировать живое разумное существо, полностью одинокое и не имеющего даже представления о том, что может быть иначе.
Дальше я предполагаю, что Солярис был достаточно разумным, чтобы при появлении людей - сразу или постепенно - понять, что они необычны. Не просто еще одна разновидность метеоритов, или чего-то в этом роде. Поэтому он людьми заинтересовался. Если опять же предположить, что у него очень мощный разум (не обязательно сверхразум, просто мощный, сопоставимый с общим разумом человечества на том этапе развития, который описан в книге) - Солярис мог догадаться, что людям свойственны какие-то особые психические процессы. Поскольку Лем показал, что Солярис может читать мысли людей, то для него это были особые излучения человеческого мозга. Он научился их улавливать и как-то расшифровывать. В конце книги герои таким образом с ним и общались: транслировали запись излучений мозга.
Что могло показаться Солярису в психике людей наиболее необычным и незнакомым? Как раз то, почему Нэнни вообще ставит под вопрос разумность Соляриса: он изначально был лишен возможности контакта с другими разумными существами. А у людей это есть, для них это важнейшая часть жизни.
Ну и следующий шаг в рассуждениях. Если Солярис заинтересовался концепцией общности разумных существ, их контакта между собой и значимости друг для друга, то что является наивысшим выражением связи между людьми? Любовь. Это чувство личное, а Солярис как раз изучал людей индивидуально, у него ведь не было доступа к наблюдению за всем людским обществом. Вот он копался, забираясь в глубь и пытаясь найти наиболее яркий источник того "излучения", которое было ему интересно, и находил привязанность человека к кому-то (или чему-то, связанному с этим кем-то).
Отсюда понятно, почему "гости" так цеплялись за присутствие рядом с объектом. Солярис это не сам выдумал. Он в чистом виде взял это из желания самого объекта: для человека естественно желать, чтобы предмет привязанности был рядом. Солярис просто не рассчитал силу: насколько "гости" физически более сильны и живучи, чем человек, настолько же сильнее потребность быть рядом.
А в остальном, у каждого человека привязанность проявляется по-своему, и каждый склонен обобщать, судить о других по себе. Особенно в такой ситуации, когда попробуй пойми, что вообще происходит. Вот Снаут решил, что Солярис вытаскивает нечто постыдное. Крису так вовсе не казалось, хотя у него тоже было чувство стыда и вины в связи с Хари, но это было не главное. Поэтому Крис вскоре перестал ее прятать. Что там было у Сарториуса, мы знаем меньше всего. Но можно предположить, что он прятал своего "гостя" не из-за стыда. Может быть, он просто раньше Криса понял, какая трагедия для самого "гостя" его ненормальное существование. Допустим, у Сарториуса просто был ребенок, которого тот любил обычной нормальной любовью, без извращений и тому подобного, и стыдиться тут было нечего. Ну и представьте себе ситуацию: у тебя на руках ребенок, нечеловечески сильный, с непонятно как вывернутой психикой, непонятно как существующий, и вдобавок ты прекрасно понимаешь, что это не твой сын (брат или кто), а подделка. Узурпатор. Надругательство над твоими чувствами к реальному ребенку, прототипу. Меня не удивило бы желание Сарториуса уничтожить это существо. Кстати, интересно, как воспринял бы Крис появление "Хари", если бы настоящая Хари не умерла и ждала его на земле?
А все рассуждения Лема про Канта и "вещь в себе" - это традиционный мужской шок при столкновении с иррациональностью собственных чувств, которые приходят помимо воли и начинают влиять на твою жизнь, и ты не можешь ими управлять. Это гораздо более загадочно и сложно, чем концепция вины перед умершей, которая заняла большое место в фильме Тарковского. Поэтому Лему казалось, видимо, что Такрковский все слишком упростил. И еще, думаю, Лему не нравилось распределение акцентов: Хари - жертва, а Крис переживает свое "преступление и наказание". Вероятно, Лем ставил вопрос так: это еще надо разобраться, кто тут жертва.
_________________
Уши кота могут вращаться быстро.