Добавлено: Fri Feb 15, 2013 11:31 am Заголовок сообщения:
Немного еще по поводу предыдущего вопроса. Ничего принципиально нового не скажу, просто уточню - как в моем понимании складывается то, что высказали другие насчет спора Ветинари с Ваймсом.
Идея ТП мне тут представляется такой: Ваймс и Ветинари здесь воплощают два разных подхода к управлению обществом. (Ну и, соответственно, два мировоззрения). Соль в том, что они одинаково нужны оба. Любой из этих подходов, сам по себе, правильно работать не будет.
Ветинари судит о людях (и обществе) по принципу "исходя из худшего". А Ваймс - "исходя из лучшего".
Если свести суть их спора к самому основному, то я вижу его так. Ветинари говорит: "Вы, идеалисты, верящие в то, что люди где-то в глубине хорошие и прекрасные, на практике все время садитесь в лужу. Потому что не понимаете истинных законов жизни". Ваймс отвечает: "Вы, циники, можете ответить на вопрос - как и почему происходят процессы в жизни общества. Но у вас нет ответа на вопрос - ради чего стоит жить?"
В норме идеалист и циник уживаются в душе каждого человека, потому что первый без второго - опасный дурак, а второй без первого - сумасшедший (в прэтчеттовском смысле "не понимающий разницы между добром и злом").
ТП нравится персонифицировать эти два начала в парных образах: Двацветок-Ринсвинд, Эсме-Гита, Ваймс-Ветинари. Читатель (и автор) получает массу удовольствия, сравнивая эти две точки зрения на одну и ту же ситуацию. Но на самом деле, конечно, там нет полного разделения.
Доля цинизма в идеалистах усиленно подчеркивается (Двацветок - чуть ли не единственное исключение), а вот идеализм циников целомудренно прикрыт вуалью.
В заключительном вопросе Ваймса содержится и ответ: "Если вы каждое утро встаете с постели, значит, в глубине души у вас есть какая-то вера в добро и благородство, не так ли?" А Ветинари отметает этот вопрос как бестактный. "Ваймс, иди отсюда, не зли меня. Хватит лезть в душу".
Тут не только нежелание самого Ветинари, как сказал Доминам, избежать "откровенничания". Тут еще и творческая манера Прэтчетта. Для него светлый идеализм, не сдобренный долей сарказма, в лучшем случае наивная глупость, а в худшем отдает гнильцой.
*****************
Все наверное помнят розы, которые вырастил призрак оперы.
А вот что они символизировали и представляли из себя так и осталось загадкой.
Символ романтизма в искусстве? Точнее, даже позднего романтизма с густой примесью декаданса? Мне кажется, что в этом смысле образ очень удачный. Обладает завораживающей хрупкой красотой, утонченно-искусственной, откровенно нездоровой, боится солнца, растет из грязи...
Кстати, тайное убежище Призрака в подвалах оперного театра, где любовно собраны куски старых декораций, кое-где починены и подновлены - вам это не кажется таким же удачным символом другой тенденции в искусстве?
_________________
Уши кота могут вращаться быстро.