Добавлено: Sun Sep 04, 2011 1:42 pm Заголовок сообщения:
Вот и мне интересно: за что вы Ринсвинда определили в ад?
Эээ... "так получилось". (с) Я попыталась себе представить, как бы развилась такая ситуация, она развилась вот так. Отчасти, возможно, из-за впечатления, произведенного на меня "Интересными временами", отчасти из-за того "неразрешимого вопроса". И рискну предположить: отчасти потому, что такое развитие было логичным. :/ Возможно, несправедливым, ну так справедливости никто не обещал...
Или не "за что", а "для", то есть потому что вы ему сочувствуете и поставили в максимально трагическую ситуацию, дабы сочувствие достигло максимума (хотя тут скорее уже жалость, а не сочувствие)?
Я не буду делать вид, что никогда не писала фанфиков (в том числе и) для того, чтобы "пожалеть героя".

Но даже в этих случаях стремление решать свои этические проблемы на чужом материале (а-ля Бахтин) всё-таки превалировало. И это не такой случай.
Жалеть можно человека, страдающего по чужой воле, загнанного силой обстоятельств в невыносимую ситуацию... Или человека, который сделал неправильный выбор, осознал его неправильность, но не в силах отменить его последствия. (Хотя последний случай более спорен.) Но жалеть
такого Ринсвинда? Он может перейти Пустыню, но не хочет. Он сам выбрал остаться, он считает, что здесь вполне неплохо... Трудно жалеть человека, получающего то, что он хочет. Даже если на наш взгляд то, чего он хочет, ужасно.
Ну и кроме того... там действительно уже почти
некого жалеть. "Почти" — потому что Ринсвинда всё-таки хватает на то, чтобы прогнать от себя Сундук.
Конечно, можно ссылаться на "тяжёлые жизненные обстоятельства" и прочее, но... да, миру en masse всегда было начхать на Ринсвинда, ну так и Ринсвинд вполне себе платил миру взаимностью.

Что, в конечном счёте, и вылезает в такой форме.
В том-то и дело, что волшебник. Только не может колдовать.
Да, но это очень большое "только".

Та поговорка про кошек, видящих октарин, собственно, как раз об этом: что базовым способностям нужна надстройка.

Что магии надо учиться.
Вы имеете в виду, что Ринсвинд - обычный человек, без малейших способностей к магии, который цепляется за свой статус волшебника просто потому, что иначе будет чувствовать себя вообще пустым местом?
Нет, что Ринсвинд – волшебник, совершенно не способный использовать магию (кроме как в исключительных случаях), который цепляется за свой статус волшебника в силу каких-то жизненно важных для него "личных тараканов".
Откуда эти тараканы у него взялись, можно только догадываться... Очень примечателен эпизод в "Последнем континенте", когда он, глядя на умирающих от жажды овец и сломанную черпалку, думает: "Волшебники не обязаны разбираться в механизмах", возражает себе: "Но в магии обязаны" и идёт смотреть черпалку. Видимо, потому что настоящий волшебник на его месте добыл бы воду магией. Непонятно только, с чего Ринсвинд взял, что настоящему волшебнику было бы какое-нибудь дело до страдающих овец...
Если спроектировать (со всеми неизбежными искажениями) положение Ринсвинда на наш мир, мне бы представился тип бездаря, страстно преданного делу, в котором он никогда и ничего не сможет добиться. Вот
это несчастье достойно жалости, да... потому что непоправимо и не зависит от того, кто несчастлив.
Собственно, очень-очень оптимистически настроенный человек мог бы решить, что на другом краю Пустыни Ринсвинда бы ждала шляпа волшебника и магические способности "сверх минимума". Или по крайней мере осознание, что не этими способностями меряется волшебник и человек.
Вы хотели показать, что в "аду" он теряет себя или становится лицом к лицу с фактом, кто он есть?
Теряет себя, разумеется, на то это и ад. Другое дело, что в Пустыне Ринсвинд (в отличие от Двацветка) лишается возможности лгать себе и другим. Но он ещё при жизни был весьма склонен путать "правду жизни" и "наихудший вариант из возможных".
ведь сколько раз повторять НЕТ СПРАВЕДЛИВОСТИ, ЕСТЬ ТОЛЬКО Я.
Несмотря на то, что я сама выше высказалась именно в этом смысле, хочу заметить, что довольно опрометчиво судить о глобальных вопросах мироустройства по одной цитате одного персонажа.

Даже столь хорошо осведомлённого, как Смерть. Разве, в конце концов, не он говорил, что людям нужно верить в несуществующую справедливость, чтобы она начала существовать? Другое дело, насколько эта механика работает там, где не светит солнце...
То есть здесь как раз очень хорошо описаны последствия того, что будет, если Ринсвиндовский страх оставить развиваться самому по себе (как Ринсвинду и хочется), без благожелательного вмешательства извне (если такое возможно, то есть справедливо было бы чтобы было, чтобы он в какой-то картошечный рай попал, но такое попадание было бы именно вмешательством извне).
Да. Причём попытка "вмешательства извне" со стороны Двацветка была, но не кончилась ничем хорошим.
Ну да, у меня может взгляд на Ринсвинда тут фундаментально искривлен, потому что мне, в отличие от Хейлир, Ринсвинд никогда симпатичным не был.
Давайте определимся с категориями, благо слово "симпатичный" имеет несколько разное значение в разных языках.
Персонаж может:
1) быть симпатичным, нравиться, вызывать восхищение или другие положительные чувства;
2) вызывать сочувствие/сопереживание/жалость;
3) вызывать ощущение "душевного родства", самоидентификации, если по-умному.
Так вот, мои чувства к Ринсвинду в подовляющем большинстве относятся к категории 3. Бывают моменты категории 1 и 2, но гораздо, гораздо реже. И да, категория 1 в этом случае - не симпатия, а восхищение.
Читать о Ринсвинде мне было всегда главным образом больно. Мне всегда казалось, что свои человечные качества он удерживает совсем уж чудом, таким же чудом каким выживает всякие невыживаемые ситуации. То есть прогнозируемым чудом, но все таки чудом. Ну ладно, у него есть трогательные внутренние импульсы, но этот его страх, это же постоянное чудовищное давление. Страх, он же реально ломает души.
Угу-угу.
Кстати, в этом свете весьма примечательна его встреча с крестьянами Агатовой Империи. Вот уж кто, как никто, способен понять, что именно сделали с их душами... Коэн понимает теоретически, Народная Армия не понимает вообще. Кстати, имхо, отчасти поэтому Ринсвинд так скептически настроен по отношению к планам Народной Армии... потому что знает, что с колен силком не поднимешь.
А в целом я с вами согласна, только на мой взгляд это всё не так уж мрачно, как выглядит в вашем изложении. "Человек - скотина, ко всему привыкает".(с)
Я всегда предполагал, что Ринсвиндом можно восхищаться, если посмотреть как раз на то, как он чудом не ломается душой, сохраняет человечность, когда при этом его страхе давно должен был бы сломаться. Но логический конец точно этот - ломка. Такое долгое продерживание чудом не ломания само тоже является чудом. Почему это чудо у Ринсвинда не кончается? вы как раз хотели подчеркнуть это чудо изображением оканчивания чуда, да, Хейлир?
Не то что подчеркнуть - скорее просто посмотреть на то, что произойдёт в месте, где чудеса кончаются.
Но я в каком-то смысле считаю само существование Плоского Мира чудом - и не только на физическом уровне, но и в том, что там постоянно происходит на плане другом. Что Ринсвинд умудрился остаться человеком, что Двацветок дожил до зрелого возраста (не погиб сам и не погубил никого другого), что зазомбированный подросток нашел в себе силы сказать "Я не хочу убивать людей", что некий мошенник смог двенадцать лет держаться на одном уровне зла, что умный и benevolent тиран ухитряется оставаться у власти, оставаясь умным и benevolent... это всё, на мой взгляд, чудеса.
И главное чудо в том, как порой неожиданна и невероятна бывает победа человечности. Какой потенциальной силой обладает человечность.
Вопрос в том, действует ли эта сила там, за гранью...
_________________
"Где надежда, там жизнь!" (с) Ринсвинд