Добавлено: Thu Jan 14, 2016 2:23 pm Заголовок сообщения:
Наверно, одна из самых жестоких романтических концовок была в "Нации". Я думаю, эта книга вообще поворотная в творчестве Прэтчетта: от второго периода к третьему, наиболее суровому и мрачному. Но там вопрос выбора не между любовью и личным развитием, а между любовью и долгом.
А я бы сказал еще резче: „Нация“ – это единственная романтическая концовка, где действительно поставлена дилемма - либо любовь, либо другая ценность. Единственный случай, где действительно требуется пожертвовать или любовь или еще что-то важное.
А в романах о мире „Диска“ - чем больше я их перебираю, тем сильнее кажется, что нет. Нет там там выбора пожертвовать любовь ради чего-то еще. Нет там постановки или-или. Бывает выбор принять и отношения с другой личностью и личное развитие обоих и долг. И бывает выбор отказаться и от любви и от личного развития, независимо соберутся ли влюблённые или разлучаться. Единственная дилемма – выбрать как сильные личности, либо выбрать от слабости, то есть позволить нарративиуму уволочь себя по заезженной колее, где неизбежно потеряется и любовь и личное развитие. И останется только рецепт „семейного счастья“ Фреда Колона.
Как раз в „Академиках“ это показано очень ярко, причем в обеих романтических линиях. Есть выбор между кадкой с раками и героической жизнью. Но нет выбора пожертвовать или любовь или личным развитием, нет. Любое такое пожертвование окажется опять-таки „кадкой с раками“.
В "Академиках" же и Джульетта думает "как же я поеду, когда тут Трев?" и едет, как я понимаю. И Треву популярно объясняют, что "тебе теперь играть и играть". При всем при том, что они "достигли взаимопонимания" и даже взлетели над ареной.
„Взаимопонимания“ они, допустим, достигли, а понимание самих себя как личностей у них все еще осталось несколько шатким. Да, решительный прорыв был, и у обоих. Но они всю жизнь до тех пор позволяли себе плыть как щепки, куда-бы их не повлечет вихрь нарративиума. В самой романтической завязке было столько от „велений судьбы“, столько покорности к механизмам романтики. Да, чтобы достичь кульминации с взлетом над ареной им обоим пришлось себя побороть. Но все-таки навыки целой жизни бездумного подчинения велениям судьбы...
Что было на самом деле для Трева и Джульетты искушение бросить свои карьеры ради „а как же наша любовь“. Для обоих это было искушением вернуться на старые пути. Оправдание опять позволить себе лечь в дрейф по мощному течению нарративиума. Они же звездная пара, сочетанная силою такой могучей нарративной инерции. Брось все и следуй велениям очевидности. Согласись они бросить все ради того чтобы „просто быть вместе“, они вступили бы это не как две личности, а как куклы. И чем это кончилось бы для их любви? Перестав работать над собой, что они дали бы друг другу? Кто из них смог бы опереться и рассчитывать на другого? Ведь до того, как они начали работать над собой, жизнь их была такой пустой. Что, так им и остаться с расплывчатыми понятиями о том, что пусть будут вместе, а все остальное не важно? Это было бы так удобно – не заморачиваться подробностями, как именно жить вместе. Как не заморачиваются подробностями после свадьбы штампованные романтические истории. Не оказалось бы это очередным браком между звездами?
Так что дело не в выборе личной карьеры перед любовью. Дело – в выборе работать над собой. Потому что кто над собой не работает, тот и другому обуза.
А что они за пару другую месяцев окажутся в разных городах – да разве это должно значить конец их любви? Да грош цена такой любви, которая не может выдержать перед заведомо временной разлукой. Все равно любовники могут быть самим собой и чувствовать вместе только не выходя из спальни?
Ничего не искушало Трева и Джульетту отказаться от любви ради карьеры. У них не было бездумного следования по колее карьеры, так что нечему и искушать. Где у них было искушение продолжить по колее бездумности, так и пришлось им делать нелегкий выбор. А вот такое искушение отказаться от бытья вместе ради „рабочего места“, была у Гленды и Натта.
Кухня Гленды и свечное дело Натта, в которых оба Были такими непревзойденными мастерами, разве не похоже, что именно это и есть путь их личного развития? Так удобно было бы использовать это как оправдание не меняться, так удобно.
Я тоже, как Нэнни, думаю, что Гленда собиралась пойти вместе с Наттом на миссию. Но книга осталась неопределенной по этому вопросу. И я сказал бы – и правильно.
Потому что у Гленды и Натта есть выбор. Гленда может пойти с ним, а может решить и что-то другое. Смотря, как будет лучше. И вовсе не в смысле компромисса, а „как будет лучше“ для дела, которое важно для Гленды и Натта. Выбор в смысле свободы. Потому что из их истории стало ясно, что Гленда не ограничена в выборе. Она доказала свою способность самой организовать свою жизнь и доказала свою способность помогать Натту в его политике, успешно противопоставившись не кому-то там, а Марголотте и Патрицию. Гленда способна и на то и на другое – понадобится, пойдет с Наттом и будет полезной, а понадобится – пойдет куда-то еще и опять справится. И сохранят свою любовь, независимо, пойдут ли вместе на миссию к диким оркам ли нет. Потому что она знает, что надо о Натте, а он знает о ее доброте,. И потому что, когда он оставил за собой свои страхи, а она оставила за собой кадку с раками, они оба стали независимыми. И от этого выгадала и их способность быть вместе не смотря на трудности, и их способность развиваться лично, и всë.
Но такой выбор между и-и и ни-ни относится, кажется, ко всем значительным парам из мира Диска. В том числе к:
Получается, что так, как Ваймс и Сибилла - это можно, это когда оба уже состоялись, и встреча дает виток новому развитию. А вот молодежи - никак?
А чем, собственно, случай с Ваймсом и Сибиллой различается от случаев с молодежью? Ведь , если Сэм готов на все, чтобы в определенный час поспеть к сыну и читать книжку, то как разительно это различается от многочисленных случаев, когда тот же Сэм Ваймс обещал своей любимой жене быть с ней и... ну знаете же. Причем много раз находил себе довольно таки прозрачные извинения запоздать к жене. Опять и опять Сибилла оставалась одной, нам показывали, с какой тихой и спокойной силой она это встречает, но сила-то ей необходима, поскольку это не пустяки. То есть по сути и Сэм с Сибиллой довольно часто в практической разлуке, пусть даже и ночуют в том же особняке. Так что чем различается их случай от случай с молодежью?
А тем отличается, что сэр Терри нам очень много показал совместной жизни Сэма и Сибила, так что бесспорно ясно: между ними крепкая любовь
несмотря на эти затруднения с разлуками. Проблема есть, но любовь их намного сильнее этой проблемы. Оба они не стараются сделать свое супружеское ложе прокрустовым, зная любят именно ту сильную, неповторимую личность, с которой имеют счастье быть в любви. Полноценную личность со всеми сторонами их жизни.
У молодых героев из „Академиков“ по моему скромному мнению есть весь нужный потенциал тоже достичь такой любви независимой от обстоятельств времени и пространства.
Есть еще история, хм, отношений между Марголотой и Ветинари. Там что-то близкое к дилемме любовь/долг
Нет там никакой дилеммы.
И любовь и долг есть, но нет дилеммы. Когда в „Академиках“ Марголотта с Патрицием сели по оба конца длинного стола, это вовсе не выглядело нелепо, как выглядело бы нелепо у любой другой пары. Мне тогда это напомнило, как именно Ветинари любит музыку – без никаких непосредственных физических подробностей, а с чистой-чистой дистанции. Без дистанции, с непосредственностью у Ветинари просто не было бы возможности действительно чувствовать и быть собой. Марголотта с ее сублимацией тоже вряд ли смогла бы оценить прелесть миг без чистоты дистанции и контроля. Им обоим нужно очень-очень много личного пространства, чтобы наслаждаться отношениями.
Если разобраться, то и Маграт переживала, что в замужестве она уже теряет профессиональные навыки.
А молодая жена барона Роланда, напротив, усилила свои ведьминские качества. То есть дело не в замужестве, а в личной позиции. А у Маграт всегда были затруднения с нахождением себе своего места. Что для ведьмы весьма важно. И, как уже было сказано, когда дело стало серьезным, оказалось что профессиональные навыки Маграт – тут как тут.