Добавлено: Sat Oct 10, 2015 5:02 pm Заголовок сообщения: Железо и эльфы
Когда мне впервые встретилась неприязнь эльфов к железу, это на первый взгляд казалось тривией, данью фольклорным первоисточникам, благодаря которым эльфы были более узнаваемы как те же, что и кругломирные фольклорные эльфы. Но чтобы воспринять всерьез возможность защититься от эльфов железом, ну, это просто не могло казаться серьезным. Когда доспехи „королевы Инси“ так и не успели дать Маграт защиту от Королевы, это выглядит вполне логично, особенно в сравнении с „железом в уме“ у Грэнни. Железо кажется такой тривией. Пусть и доставляет эльфам какую-то неприятность, вероятно псевдо-физиологического характера, вроде как чеснок неприятен вампирам, но ничего особенно глубокого, вроде бы просто мелкая деталь. И когда в „Пастушьей короне“…
Spoiler:
железные стружки оказались чрезвычайно эффективным средством против эльфов, в том числе против той же Королевы Белладонны и всего ее воинства, а особенно когда наконец появилась «блестящая» идея осыпать железными стружками трилитоны входов в фейное царство, это вызвало… ну, недоумение.
Но при втором взгляде (а в отношениях с эльфами второй взгляд, говорят, весьма полезен ) появляются еще кое какие … э… соображения. И я начинаю думать, а не окажется ли, что традиционная простая подкова окажется средством помощнее полных доспехов Инси, а что средство из «Пастушьей короны», тем более.
Потому что, что значит железо? Как железо воздействует на умы, не только на эльфийские, а вообще на умы? Что оно символизирует в контексте гламура и грез, в которой области состоит вся мощь эльфов? При условии, что золото, серебро, медь и бронз в сравнении с ним ничего не стоят. Что значит для романтической и, соответственно уязвимой к гламуру картины мира «железный век»? Особенно после того, как на диске появились паровозы. Такой прогрессивно-прагматический металл традиционно враждующий с высокой красотой Царства Мечты. Конечно не как просто один из металлов, а как знак научно-технического прогресса, там, где рулят логарифмические линейки и где нет места всяким романтическим охам и ахам. Заметьте, здесь нет необходимости обязательно в железной воле отдельно взятой ведьмы, здесь есть строй ума, в котором для грез нет места, потому что этот строй ума привык ориентироваться прежде всего на практичное. Мастера своего дела (помните к примеру пасечника из «Дам и господ»), которых не волнует Большая Картина Мира, но которые не на страх, а на совесть производят своими руками что-то полезное для цивилизации. И которые обычно имеют инструменты из железа, потому что железо такое практичное, и которым инструментам как раз удобнее всего оказаться символами их труда.
И тут у Пратчетта как раз есть немало связи между таким практичным профессионализмом и противостоянию системам обмана. Вот как в «Опочтарении» размышляет великий специалист по обманам:
Цитата:
Ему нравились "Литейщик и Шпульки". Ему вообще нравились компании, в которых можно побеседовать с человеком, чье имя написано на двери, это означало, что дело ведут, вероятно, не мошенники. И ему нравились большие, солидные, невозмутимые люди, он признавал за ними качества, которых ему самому не хватало: упорство, солидарность и честность. Невозможно наврать токарному станку или обмануть молот. Это были хорошие люди, не то что он…
В смысле, такие намеки появлялись понемножечку, пока в „Паре“ этот мотив не проявился явно и вовсю. Очарование ручного труда в том, что на него не действует очарование. И что там делать эльфам, которые по диамату и истмату окажутся уже не базой, а надстройкой? Конечно они будут инстинктивно бояться организации ума, в которой фигурируют железные трудовые пособия.
Ведь почему нечисть боится тех или иных символов? Конечно, буквально причины утеряны в белом знании, тем более что при Дунманифестинском пантеоне трудно представить почему, примерно, священные символы могут быть страшны вампирам. Но в кругломирных первоисточниках объяснение логично – нечисть панически боится той Силы, которую обозначает крест. Нечисть знает, не по слухам, а на практике, что с этой Силой шутки плохи, значит, с теми, кто обозначает связью с этой Силой, лучше на всякий случай не связываться. Дунманифестинские боги такой силой не являются, зато на самом Диске таких сил немало. Пратчетт немало писал о трепете, который вызывают к примеру щиток стражнического значка или черная островерхая шляпа. Пока есть кто-то, кому действительно не до шуток. Выходит, такое получается и с железом. Как думаете?
Добавлено: Mon Oct 12, 2015 10:16 am Заголовок сообщения:
Нет, ну, по-моему, понятно сразу
Spoiler:
что железо в "Пастушьей короне" не буквально физически-химически останавливает эльфов. Эдак ещё и Матушка при жизни бы разложила поварёшек вокруг камней, и не было бы Диску никаких эльфийских угроз. Это новое железо, железо железных дорог, нового времени, нового взгляда на вещи, новых людей и новых гоблинов, которые живут уже в новой плоскости Плоского мира и не боятся старого врага, который кроме своих чар ничем не страшен, и которому нет в новом мире места -- даже ту, что попыталась его найти, нарратив убивает.
_________________ If dreams can't come true, then why not pretend?
saara Гость
Добавлено: Wed Aug 09, 2017 4:32 pm Заголовок сообщения:
"Горячие деньги" - это, как я понимаю, из Снаффа. Аристократы, кидающие слугам в качестве чаевых раскалённые монетки. Белую лошадь из "Шляпы, полной неба" вообще невозможно забыть. А что за "Аллея Жестяных Крышек", напомните, пожалуйста?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах