Глава 5
Руперт Крысовский был самой храброй крысой. Любой в Пушной Долине мог это подтвердить.
— Из «Приключения мистера Зайкина»
В туннеле, находящемся под землей, в нескольких улицах от дома Малиши, Загар висел на четырех отрезках веревки, прикрепленных к его сбруе. Они были привязаны к палке, качающейся на спине очень толстой крысы. Еще две крысы сидели на другом конце, и еще несколько управляли всей конструкцией.
Сейчас он висел прямо над зубами огромного капкана, заполняющего собой почти весь проход.
Он пропищал сигнал остановки. Палка немного раскачивалась под его весом.
— Я прямо над сыром, — сказал он. — Пахнет как Ланкрский Синяя Жила, Сверхвкусный. Нетронутый. К тому же очень старый. Переместите меня приблизительно на две лапы[12*].
Он двинулся вперед, палка закачалась вверх и вниз.
— Осторожнее, сэр, — крикнула одна из молодых крыс, которые столпились в туннеле за спиной Отряда по Обезвреживанию Ловушек.
Загар крякнул, и глянул на зубы в дюйме от своего носа. Из одного из своих поясов он вытащил небольшую деревянную палочку, к одному из концов которой было приклеено маленькое зеркало.
— Эй, вы, подвиньте немного свечу в эту сторону, — приказал он. — Так, хорошо. Хорошо. Теперь мы посмотрим…
Он просунул зеркало мимо зубов капкана и плавно повернул.
— Так я и думал… это Маленький кусака фирмы Претл и Джонсон, я в этом уверен. Одна из старых версий третьей модели, но с дополнительной предохранительной защелкой. Долгую же дорогу он проделал… Но мы уже с такими встречались, правда? Сыр к чаю, парни!
Со стороны наблюдателей раздался нервный смех, однако чуткий слух Загара уловил чью-то фразу: «О, это так просто…»
— Кто это сказал? — резко спросил он.
Ответом была тишина. Загар вытянул голову назад. Молодые крысы аккуратно расступились, оставив стоять только одну, очень одинокую крысу.
— А, Питательная, — проворчал Загар, отворачиваясь к механизму спуска капкана. — Просто, говоришь? Рад это слышать. В таком случае ты можешь нам показать, как его обезвредить.
— Э… когда я сказала, просто… — проблеяла Питательная, — я имела в виду, что Врассоле показал мне на учебном капкане, и сказал…
— Не надо скромничать, — произнес Загар. В его глазах запрыгали чертики. — Тут все готово. Ты забирайся в подвеску и сделай это, хорошо? А я посмотрю, можно?
— … но… но… но когда он нам показывал, я не разглядела все как следует. Я теперь это поняла, и… и… и…
— Тогда сделаем так, — произнес Загар, — Я буду работать с ловушкой, хорошо?
Питательная вздохнула с большим облегчением.
— А ты будешь говорить, что именно мне делать.
— Э… — начала Питательная. Сейчас она выглядела как крыса, готовая действительно быстро воссоединиться с бригадой гадильщиков.
— Очень хорошо, — сказал Загар.
Он аккуратно вытащил зеркало обратно, и достал из своей сбруи металлический стержень. Осторожно потыкал капкан. Услышав скрежет металла о металл, Питательная съежилась.
— Так, что тут у нас… ага, да. Тут стержень, меленькая пружина и защелка. Что мне делать дальше, мисс Питательная?
— Э… э… э… — заикаясь пробормотала Питательная.
— Тут все скрипит, мисс Питательная, — проговорил Загар из недр капкана.
— Э… э… нужно заклинить штучку…
— Что именно из всего этого штучка, мисс Питательная? Не спешите… кажется, этот кусочек металла качается, но я вас никоим образом не тороплю…
— Надо заклинить… э… штучку. э… штучку… э… — глаза Питательной бешено вращались.
— Может быть это большая ЩЕЛК А-а-а-а-а-а…
Питательная лишилась чувств.
Загар выскользнул из подвески и «пометил» капкан.
— Все в порядке, — сказал он. — Я его крепко зажал, теперь не сработает. Можете оттащить его с дороги, ребята.
Он подошел к группе и бросил кусок заплесневелого сыра на дрожащий живот Питательной.
— В ловушечном деле очень важно быть точным. Вы или точны, или мертвы. А сыр получит вторая мышь.
Загар втянул носом воздух.
— Думаю, теперь-то люди сразу поймут, что здесь побывали крысы.
Отряд засмеялся нервным, кудахтающим смехом новичков, радующихся, что кто-то другой привлек внимание учителя, и это пока не он.
Загар развернул клочок бумаги. Он был крысой действия, и мысль о том, что мир можно приколоть к бумаге с помощью маленьких значков, немного его тревожила. Однако он понимал всю полезность этого изобретения. Бумага помнила, когда он рисовал картину расположения тоннелей. Ее не сбивали с толку новые запахи. Другие крысы могли видеть в своей голове то же, что и чертивший, если знали как читать.
Он изобрел карты. Это было отображение мира.
— Удивительная вещь, эта новая технология, — сказал он. — Так, два тоннеля назад, тут отмечен яд. Ты смотрел, что там, Врассоле?
— Закопан и «помечен[13*]», — ответил Врассоле, его заместитель. — Это был серый яд № 2.
— Хорошая крыса — сказал Загар. — Это ужасная штука.
— Вокруг было полно мертвых киики.
— Ну еще бы. Против этой штуки нету противоядия.
— Также нашли поддоны с № 1 и № 3, — продолжил Врассоле. — Очень много.
— Если вы достаточно разумны, вы можете выжить после яда № 1. — сказал Загар. — Вы все, запомните это. А если вам не повезет с ядом № 3, у нас есть кое-что, что вам поможет. Я имею в виду, что после всего вы будете жить, но день или два вы будете жалеть, что не умерли.
— Здесь кучи отравы, Загар, — нервно сказал Врассоле. — Больше, чем я когда-либо видел. И крысиные кости вокруг.
— Тогда важное замечание по безопасности, — сказал Загар, направляясь к новому тоннелю. — Не ешьте мертвую крысу, если вы не знаете от чего она умерла. Иначе вы тоже от этого умрете.
— Опасные Бобы говорит, что мы вообще не должны есть крыс, — сказал Врассоле.
— Ну, может быть, — ответил Загар, — но здесь в тоннелях нужно быть практичным. Не пропадать же хорошей еде. Эй, кто-нибудь, приведите в чувство Питательную!
— Кучи яда, — сказал Врассоле, когда отряд пошел дальше. — Они тут на самом деле ненавидят крыс.
Загар не ответил. Он видел, что крысы начинают нервничать. В их походке чувствовался запах страха. Они никогда раньше не видели столько яда. Обычно Загар ни о чем не волновался, и чувство тревоги, начавшее зарождаться глубоко в его костях, ему совсем не понравилось.
Маленькая запыхавшаяся крыса стремительно пробежала по тоннелю и согнулась перед ним.
— Почки, сэр, Третий взвод Тяжелых Гадильщиков. — выпалила она. — Сэр, мы нашли ловушку! Не такую, как обычно! Свежий наступил прямо на нее! Пожалуйста, пойдемте со мной!
На чердаке над конюшней было полно сена, а лошадиное тепло, поднимавшееся снизу, делало его очень уютным.
Кит лежал на спине, задумчиво разглядывая потолок. Морис разглядывал свой обед, обед подергивал носом.
Перед прыжком Морис производил впечатление хорошо смазанной машины для убийства. Это впечатление испортилось за миг перед прыжком. Зад поднялся, все быстрее раскачиваясь из стороны в сторону, хвост хлестал по воздуху, потом Морис прыгнул, выпустив когти…
— Пик!
— Итак, мои условия таковы — сказал Морис дрожащему в его когтях комку. — Ты должен что-нибудь сказать. Что угодно. Например, «Отпусти меня», или даже «Помогите!». Боюсь, что писка здесь недостаточно. Это просто шум. Просто скажи, и я тебя отпущу. Никто не может меня упрекнуть в этом отношении.
— Пик! — прокричала мышь.
— Достаточно честно, — сказал Морис, и убил ее одним движением. Он оттащил ее обратно в угол, где поднявшийся и теперь сидящий на соломе Кит приканчивал бутерброд с маринованной говядиной.
— Она не заговорила, — поспешно сказал он.
— Я тебя не спрашивал, — ответил Кит.
— Я имею в виду, что дал ей шанс, — продолжил Морис. — Ты же меня слышал, верно? Ей всего лишь нужно было сказать, что она не хочет, чтобы ее съели.
— Хорошо.
— Тебе хорошо, я имею в виду, что тебе не приходится разговаривать с бутербродами, — продолжил Морис таким тоном, что было понятно, что его все еще что-то беспокоит.
— Я бы не знал, что им сказать, — ответил Кит.
— Хочу заметить, что я с ней даже не играл. — сказал Морис. — Один удар старой доброй лапой и — «Она черкнула лишь прощай». Впрочем, ничего она не черкала, ведь в ней не было ни капли разума.
— Я тебе верю, — сказал Кит.
— Она ничего не почувствовала, — настаивал Морис.
Где-то неподалеку послышались крики и грохот бьющейся посуды. За последние полчаса это повторялось достаточно часто.
— Похоже, что ребята все еще работают, — проговорил Морис, затаскивая мышь под кучу соломы. — Ничто не вызывает такого добротного крика, как танцующий на столе Сардины.
Дверь в конюшню открылась. Вошел человек, запряг двух лошадей и вывел их наружу. Немного погодя они услышали звук отъезжающего экипажа.
Несколько мгновений спустя снизу раздалось три громких удара. Потом еще раз. И еще раз. Наконец голос Малиши произнес:
— Эй, вы двое, вы там наверху или нет?
Кит выполз из соломы и глянул вниз.
— Да, мы здесь, — ответил он.
— Вы что, не слышали тайный стук? — спросила Малиша, испепеляя их раздраженным взглядом.
— Но он не был похож на тайный стук, — ответил Морис с набитым ртом.
— Это что, голос Мориса? — подозрительно спросила Малиша.
— Да, — ответил Кит. — Не сердись на него, он кого-то ест.
Морис поспешно проглотил кусок.
— Это не кто-то, — прошипел он. — Пока кто-то не умеет говорить, он не кто-то! Он просто еда!
— Это все же был тайный стук, — продолжила Малиша. — Я знаю о таких вещах! И вы должны были постучать в ответ!
— Да, но если кто-то от избытка чувств просто постучит в дверь, а мы постучим в ответ, что он подумает? — спросил Морис. — Что здесь наверху завелся огромный жук?
На мгновение Малиша замолчала, что было для нее необычно. Потом сказала:
— Вы правы. Наверное я просто крикну: «Это я, Малиша!», а потом постучу. Таким образом вы будете знать, что это я, и сможете постучать в ответ. Договорились?
— А почему нам просто не сказать: «Привет, мы тут, наверху»? — невинно произнес Кит.
Малиша вздохнула.
— В вас что, нету никакого драматизма? Послушайте, мой отец уехал в Ратхаус на встречу с другими членами совета. Он сказал, что посуда стала последней каплей!
— Посуда? — переспросил Морис. — Ты что, рассказала ему про встречу с Сардинами?
— Я была вынуждена сказать, что испугалась огромной крысы и попыталась забраться на шкаф, — ответила Малиша.
— Ты солгала?
— Я просто рассказала ему историю, — мягко парировала Малиша. — Это хорошая история. Более правдивая, чем может показаться правда. Крыса, танцующая чечётку? В любом случае он не очень ею заинтересовался, потому что сегодня от жителей поступило очень много жалоб. Ваши ручные крысы очень расстраивают людей. Я в восхищении.
— Они не наши крысы, они свои крысы, — возразил Кит.
— И они всегда работают быстро. — с гордостью произнес Морис. — Никогда не возятся, когда дело доходит до… возни.
— В прошлом месяце мы были в одном городе. Так тамошний совет позвал крысолова на следующий же день, — сказал Кит. — Это был великий день Сардин.
— Мой отец много кричал, и послал за Бланкетом и Спирзом, — сказала Малиша. — Они крысоловы! Вы понимаете, что это означает, не так ли?
Морис и Кит переглянулись.
— Давай предположим, что нет, — ответил Морис.
— Это означает, что мы сможем вломиться в их сарай и разгадать загадку ботиночных шнурков!
Она окинула Мориса критическим взглядом.
— Конечно, было бы… лучше будь мы четырьмя детьми с собакой[14*]. Это хорошее число для приключения. Но придется обойтись тем, что у нас есть.
— Эй, мы же просто воруем у властей! — сказал Морис.
— Э, конечно, только у правительств, которые не являются чьими-либо отцами, — добавил Кит.
— И что с того? — спросила Малиша, бросив на Кита странный взгляд.
— Это не значит, что мы преступники, — объяснил Морис.
— А, но если мы добудем доказательства, мы сможем предъявить их совету. Тогда это не будет преступлением, потому что мы станем героями дня, — объяснила Малиша с усталой терпеливостью. — Конечно, может случиться так, что совет и Стража в сговоре с крысоловами. Мы не можем доверять никому. Вы что, ребята, никогда не читали книг? Скоро стемнеет, я приду за вами, и мы сможем вспороть букло.
— Сможем? — пробормотал Кит.
— Да. С помощью шпильки для волос. Я знаю, что это возможно. Я сто раз читала о таких вещах.
— А какого типа это букло? — спросил Морис.
— Большое, — ответила Малиша. — Конечно, это облегчает нашу задачу.
Она резко повернулась и выбежала из конюшни.
— Морис? — позвал Кит.
— Что? — отозвался кот.
— Что это за букло, и как ты его вспорешь?
— Я не знаю. Может быть, замок?
— Но ты сказал…
— Да, но я просто не давал ей молчать на случай, если она вдруг станет агрессивной. У нее не все дома, если тебя интересует мое мнение. Она из этих людей, вроде… актеров. Все время играют роль. Не живут в реальном мире. Как будто все вокруг — одна большая пьеса. Опасные Бобы тоже такого же типа. Очень опасная личность.
— Он очень добрая и внимательная крыса!
— Да, но видишь ли, проблема в том, что он думает, что все вокруг такие же, как он. Подобные люди — это плохая новость. А наша подружка, она думает, что жизнь устроена как волшебная сказка.
— Ну, это не принесет вреда, не так ли? — спросил Кит.
— Да, но когда в сказках кто-то умирает… это просто слово.
Третий взвод Тяжелых Гадильщиков расположился на отдых. Все равно у них закончились боеприпасы. Со стены стекала струйка воды, но никто не хотел пробираться к ней мимо ловушки. И никто не хотел смотреть на то, что в ней лежало.
— Бедный старый Свежий. Он был хорошей крысой, — сказал один из отряда.
— Однако ему следовало смотреть, куда идет, — сказала другая крыса.
— Думал, что все уже знает, — подхватила разговор третья. — Впрочем, он был славной крысой, хоть и немного вонючей.
— Давайте вытащим его из ловушки? — предложила первая крыса. — Думаю, будет неправильно оставить его там.
— Да. Учитывая, что мы проголодались.
Одна из крыс напомнила:
— Опасные Бобы сказал, что мы не должны есть других крыс.
Другая возразила:
— Нет, это только если не знаешь от чего они умерли, потому что они могли умереть от яда.
Третья подхватила:
— Мы знаем, от чего он умер. Его раздавило. Раздавливанием нельзя заразиться.
Все посмотрели на то, что осталось от Свежего.
— Как думаешь, что с тобой случается после смерти? — задумчиво спросила одна из крыс.
— Тебя съедают. Или ты высыхаешь, или покрываешься плесенью.
— Что, всего тебя?
— Ну, обычно остаются лапы…
Крыса, задавшая вопрос, продолжила:
— А что происходит с той частью, что внутри тебя?
Упомянувшая о лапах сказала:
— А, губчатая зеленая студенистая штука? Нет, ее тоже не стоит есть. На вкус ужасная.
— Нет, я имею в виду ту часть внутри тебя, которая является тобой. Куда она уходит?
— Извини, я тебя не понимаю.
— Ну… знаешь, это как… во сне?
Крысы кивнули. Они знали про сны. Когда крысы стали видеть сны, это стало для них большим потрясением.
— Ну, в снах, когда тебя преследуют собаки, или ты летаешь, или еще что-нибудь… кто тот, с кем это все происходит? Это не твое тело, потому что оно спит. Значит, это должна быть невидимая часть тебя, которая живет в тебе, верно? И смерть чем-то похожа на сон, ведь верно?
— Ну, не совсем похожа, — неуверенно проговорила одна из крыс, глядя на плоскую штуку, раньше известную как Свежий. — Я имею в виду, что нету крови, и из тебя не торчат разные штуки. И потом, ты просыпаешься.
— Значит, — продолжила крыса, которая подняла вопрос о невидимой части, — когда ты просыпаешься, куда девается часть тебя из снов? И когда ты умираешь, куда уходит эта штука, которая внутри тебя?
— Ты имеешь в виду зеленую студенистую штуку?
— Нет! Штуку за твоими глазами!
— Такая розовато-серая на цвет?
— Нет, не эта! Невидимая!
— Откуда я знаю? Никогда не видел этой невидимой штуки!
Все посмотрели на Свежего.
— Мне не нравятся эти разговоры, — сказала одна из них. — Они напоминают мне о тенях, которые появляются, если зажечь свечу.
Другая сказала:
— А вы слышали о Костяной Крысе? Говорят, что она приходит и забирает крыс после смерти.
— Говорят, говорят… — пробормотала одна из крыс. — Говорят что мир создала Большая Подземная Крыса, вот что говорят. Выходит, что она же создала и людей? Видать, она нас очень любит, раз создала и людей тоже! А?
— Откуда мне знать? Может быть людей создал Большой Человек?
— О, это просто глупо, — сказала неверующая крыса по имени Томат[15*].
— Хорошо, но вы должны признать, что все вокруг не могло просто так взять и появиться, не так ли? Должна же быть какая-то причина. Опасные Бобы говорит, что есть вещи, которые мы должны делать, потому что они правильные, но кто определяет, что является правильным? Откуда приходят понятия «правильно» и «неправильно»? Говорят, что если вы будете хорошей крысой, может быть, Костяная Крыса заберет вас в обширные кладовые Большой Крысы, набитые едой.
— Но Свежий все еще здесь. И я не видел костлявой крысы!
— Да, но говорят, что ее можно увидеть только если она приходит за тобой.
— О? Да? — сказала другая крыса с нервным сарказмом. — И как же они ее углядели, а? Скажи мне! Жизнь и так достаточно сложна, чтобы еще волноваться о вещах, которые нельзя увидеть!
— Так-так, что тут у вас случилось?
Крысы повернулись на голос. Неожиданно все поняли, что рады видеть Загара, спешащего по тоннелю.
Загар протиснулся мимо. Он взял с собой Питательную. Он считал, что члену отряда никогда не поздно узнать, что происходит с теми, кто недопонял правила.
— Понятно, — сказал Загар, глянув в ловушку. Он печально покачал головой. — Что я вам всем говорил?
— Не пользоваться тоннелями, которые не помечены как чистые, сэр, — ответил Томат. — Но Свежий… ну, он не… он никогда не стремился внимательно слушать. И считал, что так и надо, сэр.
Загар осмотрел ловушку, стараясь сохранять на лице выражение уверенной решительности. Однако это было непросто. Он никогда раньше таких не видел. Она выглядела действительно ужасно, больше пресс, чем резак. Ее поставили в место, где рано или поздно спешащие к воде крысы должны были ее задеть.
— Теперь уж ему точно не придется никого слушать, — пробормотал он. — Лицо кажется мне знакомым. Конечно, не считая выпученных глаз и вывалившегося языка.
— Э, вы разговаривали со Свежим во время утреннего построения, сэр. Вы сказали ему, что он прирожденный гадильщик и ему придется с этим смириться, сэр.
Выражение лица Загара не изменилось. Он сказал:
— Нам надо идти. Мы нашли в окрестностях много ловушек. Мы вернемся за вами. Никто из вас не двинется этим тоннелем дальше, понятно? Все сказали: «Да, Загар»!
— Да, Загар, — хором ответили крысы.
— Поставьте кого-нибудь в пикет. Там дальше могут быть еще ловушки.
— А что нам делать со Свежим? — спросил Томат.
— Не ешьте зеленую студенистую штуку, — ответил Загар, и заспешил прочь.
— Ловушки! — думал он. Их тут слишком много. И чересчур много яда. Даже опытные члены отряда начинают нервничать. Ему не нравились неизвестные вещи. Вы понимаете, что представляет из себя такая вещь, только когда она убивает вас.
Крысы разбежались по тоннелям под городом, но этот город не был похож на другие города. Это была огромная крысиная ловушка. Они не нашли ни одной живой киики. Ни одной. Это ненормально. Крысы есть везде. Кругом, где живут люди, есть и крысы.
И, кроме того, молодые крысы слишком много времени думали о… вещах. О вещах, которые нельзя увидеть или почуять. Призрачных вещах. Загар покачал головой. В этих тоннелях такому мышлению нет места. Жизнь практична, жизнь реальна, и ее можно потерять очень быстро, если быть невнимательным…
Пока они бежали вдоль трубы, он заметил, что Питательная осматривается вокруг и нюхает воздух.
— Это правильно, — одобрительно сказал он. — Нельзя быть чересчур осторожным. Никогда не спеши. Даже крысе перед тобой может повезти, и она не наступит на спусковой механизм.
— Да, сэр.
— Однако, чересчур не беспокойся.
— Он выглядел ужасно… плоским, сэр.
— Дураки спешат, Питательная. Дураки спешат…
Загар чувствовал, как распространяется ужас. Это его волновало. Если Изменившиеся паниковали, они паниковали как крысы. А тоннели под этим городом не место для забега паникующих крыс. Если одна крыса нарушит порядки и побежит, большинство последует за ней. В тоннелях власть принадлежит запаху. Когда дела идут хорошо, все себя чувствуют хорошо. Но стоит появиться страху, и он начинает заливать туннели, как потоп[16*]. В крысином мире паника — болезнь, которой очень легко заразиться.
Когда они встретились с ловушечным отрядом, дела нисколько не стали лучше. На этот раз нашли новую отраву.
— Не волнуйтесь, — сказал Загар, хотя сам был обеспокоен. — Мы же раньше находили новые яды, не так ли?
— Не находили уже годами, — возразила крыса. — Помните, в Скроте? С блестящими синими кристалликами? Жжется, если на нее наступить? Ребята не знали, и вляпались в нее?
— У них тут есть эта отрава?
— Лучше гляньте сами.
В одном из тоннелей на боку лежала крыса. Ее лапы были плотно сжаты, как кулаки. Она поскуливала.
Загар бросил один взгляд, и понял, что для этой крысы все кончено. Это только дело времени. И для крыс в Скроте это время было ужасным.
— Я могу укусить ее в основание шеи, — вызвалась одна из крыс. — Все закончится очень быстро.
— Милосердное предложение, но этот яд проник в кровь, — возразил Загар. — Найдите не сработавший капкан. Только осторожно.
— Засунуть крысу в капкан, сэр? — ужаснулась Питательная.
— Да! Лучше умереть быстро, чем медленно!
— Если даже так… — начала возражать крыса, которая предложила укусить.
Шерсть вокруг морды Загара ощетинилась. Он поднялся на задние лапы и оскалил зубы.
— Делай, что тебе велено, или я тебя укушу! — прорычал он.
Крыса подалась назад.
— Хорошо, Загар, хорошо…
— И предупредите другие отряды! — проревел Загар. — Это не ловля крыс, это война! Всем осторожно отступить! Никому ничего не трогать! Мы… Что? Что на этот раз?
Маленькая крыса осторожно подобралась к Загару. Увидев обступивших охотников за ловушками, она быстро согнулась, чтобы показать насколько она маленькая и безобидная.
— Пожалуйста, сэр… — пробормотала она.
— Да?
— На этот раз мы нашли живую…
↑ Крысиная мера длины, около дюйма.
↑ (Прим. перевод.) Правильнее «помочен», в оригинале «widdled on», то есть на закопанный яд просто помочились, чтобы отметить место.
↑ Ссылка на серию детских детективных книг английской писательницы Энид Блайтон «Великолепная пятерка».
↑Имея в распоряжении только названия с консервных банок, самое близкое что можно подобрать по звучанию к имени Фома (Фома неверующий) это Томат, подсказывает нам APF.
↑ (Прим. перевод.) Не знаю, что Терри хотел этим сказать. Может он имел в виду особенности распространения потопов — только что все было хорошо, ан глядь — а у тебя уже полподвала паники. И вода быстро прибывает…[17*]
↑ (Прим. перевод.) У автора очень заразный стиль комментариев в сносках…
Глава: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12]